Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Четвертая власть становится пятой

 Фото: Елена Пахомова / РИА-Новости Фото: Елена Пахомова / РИА-Новости О том, как единство информаторов, блогеров и журналистов может перевернуть историю, и о том, почему этого еще не произошло в России

Говорят, фильм «Пятая власть» про Джулиана Ассанжа провалился в американском прокате. А в российском, напротив, очень неплохо идет. Может, потому, что Wikileaks для Америки уже материал отработанный. Скорее, символ той самой пятой власти, а не ее проявление. А вот в России этакий местный Ассанж был бы кстати. Нам его не хватает... К слову, я не кинокритик, так что далее не последует кинорецензия. Просто подумалось: при всех минусах системы, несовершенной и в России, и в Америке, здорово, что сегодня я, обычный зритель, могу прийти в неплохой кинотеатр и посмотреть там кино о жестоких политтехнологиях и борьбе с «большим братом». Только, есть ощущение, что мы разучились этой, какой-никакой, но все-таки свободой, пользоваться. 

Ассанж для меня - это такой Стив Джобс новой журналистики.

Несколько гениальных хакеров оказываются сильнее целой корпорации консервативных дядек в дорогих костюмах и с большими деньгами. У многих есть идея. Но единицы остаются верны идее до конца. А Ассанж остается. Он показал, как новые технологии могут превратить журналистику в инструмент международного регулирования. Как один человек может перевернуть систему махинаций, которая отстраивалась годами. Как несколько гениальных хакеров оказываются сильнее целой корпорации консервативных дядек в дорогих костюмах и с большими деньгами. Как один документ приводит к политическому перевороту, а одно правдивое видео меняет отношение всего мира к самой передовой стране.

А еще Ассанж показал, как выглядит правильное взаимодействие блогера и СМИ старого света…

Знаете, мне как редактору часто пишут блогеры. Присылают ссылки на свои ЖЖ или личные сайты. Предлагают разместить свои тексты у нас и, конечно, хотят за это гонорары. Я всегда добросовестно перехожу по ссылкам. Я уважаю любого, написавшего мне. Но спросите меня, что я нахожу там, в этих блогах, за которые, по разумению их авторов, инвестор нашего проекта еще и должен заплатить им деньги? А нахожу я там что угодно, только не информацию.

Но блогосфера создавалась не как дневник графомана в приступах самолюбования, а как свободная среда, в которой блогер может разместить документы, фамилии, имена, цифры, анонимно, но подробно и достоверно. Не важно, откуда он их получит. Ассанж даже не знал имен своих источников. Но, получая документ, он находил способ проверить его. А затем газеты и телеканалы - СМИ старого света - дорабатывали эти данные, уточняли, расшифровывали, дополняли статистикой, получали официальные комментарии, формулировали доступный и понятный текст, и доносили его до всех, особенно до тех, кто не привык читать газеты в интернете.

Вот так четвертая власть и становится пятой. Сотрудничество толкового блогера со смелым журналистом способно перевернуть историю. И Россия, может быть, как никакая другая страна, в таком сотрудничестве нуждается. Но в рунете все меньше блогеров,  и все больше виртуальных болтунов.

Что до «Пятой власти», которая сейчас идет в кино, то фильм-то снят по воспоминаниям Даниэля Домшайта-Берга, напарника, предавшего идею Ассанжа. Так что неудивительно, что Ассанж в фильме представлен не в лучшем свете. По крайней мере, в сценарии фильма. Дело в том, что актер Бенедикт Камбербэтч, исполняющий Ассанжа, общался с ним, пока готовился к съемкам. Вероятно, именно поэтому он и умудрился сыграть своего спорного и скорее плохого персонажа как идейного и скорее хорошего.

Такие как Ассанж идут впереди, и уже следом движется время. И вечность благодарит их за роль проводника.  На вопрос «Можно ли публиковать данные о коррупционерах, убийцах, жестоких политтехнологах и их сообщниках полностью?» Ассанж отвечает однозначно «Публиковать полностью не можно, а нужно». По замыслу сценаристов сей факт должен бы и вызывать негатив по отношению к Ассанжу. Но у разумного зрителя вряд ли этот негатив появится.

Такие как Ассанж идут впереди своего времени. Одни современники их не понимают, другие недооценивают, третьи чувствуют их силу и именно поэтому ненавидят. Но это все происходит где-то там, позади таких как Ассанж. Потому что такие как он идут впереди, и уже следом движется время. И вечность благодарит их за роль проводника. А вести за собой время - это вам не то, что бумажки перекладывать, не то, что создавать видимость бурной деятельности, не то, что самоутверждаться со значительным видом. Нет, это совсем другое. 

Почему у такой большой России нет своего Wikileaks? Россияне разучились удивляться беззаконию и несправедливости. Например, мы в OK-inform каждый день публикуем информацию, которая, конечно, на международный скандал не тянет, но уж на маленький местный - вполне. И наши коллеги в других изданиях тоже публикуют подобные данные. Данных-то предостаточно. Но в какой-то момент и воровать, и давать взятки, и посылать людей на убой в России стало обычным делом. А при таком раскладе никакой Wikileaks не поможет. Не пора ли перестать жить по принципу «Как бы чего ни вышло»? Так ведь ничего и не выйдет, совсем ничего. Не пора ли начать снова удивляться обману, нарушениям, убийствам, жестокости?

В эти дни все активно обсуждают, что может объединить народ, и какое оно, это «народное единство»? А вот такое. Именно такое, когда общество, - в котором есть и источники информации, и блогеры, и журналисты, и, главное, смелые и неравнодушные читатели, - объединяется. И становится пятой властью.

 
Человек города Человек города: Людмила, пенсионерка, 60 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии