Новое поколение потеряло историческую память

Художники и скульпторы Петербурга размышляют, почему так произошло, и как они могут помочь вернуть эту память

Завтра в Петербурге открывается уникальная выставка. Она посвящена 200-летию Бородинской битвы. Чтобы написать картины для этой экспозиции «День вековечной славы», художник Анастасия Николаева-Берг три года ездила на реконструкции боев. И она не просто делала зарисовки и портреты реконструкторов. Она стремилась ощутить то, как на самом деле проходило сражение, как вели себя воины, что они чувствовали. Выставку Берг можно посетить до 9 декабря в петербургском Союзе художников. Между тем, представители Союза, преподаватели художественных вузов, творческие и интеллигентные люди бьют тревогу: молодежь в массе своей сегодня ничего не знает о Бородинской битве. Почему поколение «next» потеряло историческую память? И как ее вернуть? ОК-inform узнал мнение экспертов.

Незнание, которое пугает

Для начала OK-inform провел небольшой эксперимент. Наш корреспондент вышел на улицу и поговорил с десятью прохожими, которые выглядели как 20-25-летние молодые люди. Наш вопрос был простым: «Что такое Бородинское сражение?»

Только один молодой человек смог внятно объяснить, что речь идет о крупнейшей битве Отечественной войны 1812 года. Но этот молодой человек, Сергей Торопов, оказался студентом 3 курса истфака СПбГУ. Остальные девять опрошенных прохожих затруднились с ответом. Правда, у каждого была своя версия, от варианта «Русские напали на Францию» до «Это что-то в городе Бородино».

90% россиян ничего не знают об одном из величайших сражений в истории собственной страны?

Выходит, примерно 90% россиян ничего не знают об одном из величайших сражений в истории собственной страны? Конечно, десять опрошенных нами человек – не самая репрезентативная выборка. Но аналогичные результаты получил и профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица Алексей Бойко, когда проверил знание истории у своих студентов.

- Как-то раз я рассказывал студентам о другом военном периоде российской истории, с которым связана биография художника Кандинского, - поделился лауреат государственной премии России, профессор Алексей Бойко. - Я спросил ребят, как они думают, почему Кандинский вернулся в Россию именно в 1914 году? И тут я с удивлением обнаружил, что у студентов-гумманитариев нет вариантов. Даже после моих намеков они не связали эту дату с Первой мировой войной. Видимо, они ничего о ней и не знали. Это пугает, ведь историческая память должна сохраняться в поколениях.

Памятник Багратиону - пример того, как людям помогают забыть историю

- Дело в том, что людей нужно заинтересовывать историей, - считает скульптор и доцент петербургского архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Ян Нейман. - На третьем курсе, например, я дал задание сделать комплекс из арки-обелиска или ограды-решетки к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Ребята разобрались в этой теме и, надо сказать, все справились блестяще. Причем, я подметил, что зачастую провинциальные студенты с большей жадностью вбирают подобные новые знания, нежели местная петербургская молодежь.

К слову, Ян Нейман – один из авторов петербургского памятника Багратиону. И он хорошо знает, что заинтересовывать историей в нынешних условиях не так-то просто.

Из года в год чиновники обещают и не ставят памятники Петру Чайковскому, Александру Блоку, Федору Шаляпину, Иосифе Бродскому.

- На памятники в Петербурге, как правило, нет ни места, ни денег, и только при частной инициативе и большом желании можно чего-то добиться, - говорит Нейман. - Так, уже почти 13 лет в городе не могут поставить памятник Ушкову. Из года в год чиновники обещают и не ставят памятники Петру Чайковскому, Александру Блоку, Федору Шаляпину, Иосифе Бродскому. По памятнику Бродскому и вовсе уже прошел конкурс, а также согласование на Градсовете, но чиновники никак не могут найти место. Но, не сделав сегодня, мы теряем будущее. Что мы оставим после себя? Только торговые комплексы и развлекательные центры? Город должен здесь выступить в роли просветителя.

Напомним, памятник Багратиону в Петербурге был установлен 7 сентября, в честь 200-летия Бородинской битвы. В этот день в 1812 году армия Багратиона отразила все атаки противника, а сам полководец получил ранение, из-за которого скончался через 17 дней.

Установке памятника в Петербурге предшествовал бюрократический скандал. Авторский коллектив подал все нужные документы на согласование в апреле. Но бумаги в течение четырех (!) месяцев находились в юридическом отделе комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) администрации Петербурга. Совет по сохранению культурного наследия Петербурга неоднократно напоминал сотрудникам КГА, что на работы над памятником нужно не меньше двух месяцев, а открыть его требуется в день 200-летия Бородинского сражения, то есть именно 7 сентября. Тем не менее, только в последние дни июля документы наконец-то подготовили. Скульпторы и архитекторы совершили настоящий трудовой подвиг, создав памятник в два раза быстрее – за один месяц. Скульптуру открыли в срок. Но никакой благодарности за это не последовало. КГА так и не дало объяснений, по какой причине были нарушены все мыслимые сроки обработки документации, провинившиеся сотрудники не понесли никакого наказания. Глава петербургского отделения ВООПиК Александр Марголис, например, назвал эту ситуацию «форменным хулиганством».

Теперь задерживается вторая очередь памятника Багратиону. Ведь по проекту, который утвердил Градсовет, к постаменту должна вести аллея. Завершать ансамбль должна стена-кулиса с рельефами и текстами, посвященными Отечественной войне 1812 года. Общий ансамбль, действительно, будет впечатлять, привлекать и заинтересовывать прохожих. Но, по заявлению чиновников, средств не завершение проекта больше нет. Уже ясно, что в этом году ансамбль создан так и не будет.

Кто сказал, что государство должно оплачивать работу скульптора?

Но есть мнение, что творцы должны сами продвигать свои творения в массы. Мы живем в рыночном обществе, и в искусстве тоже существует свой арт-рынок. В этих условиях художник и скульптор должны сами искать меценатов и спонсоров, уметь доказывать необходимость своих работ и убеждать партнеров выделить на них деньги.

- Интеллигенция в России во все века будет недовольна, она всегда будет с интересом заглядывать в карман госбюджета, - считает ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Семен Михайловский. – Я же считают, что сейчас одно из самых лучших времен на протяжении всей тяжелой истории России. Есть возможность получить образование, в том числе и за границей. Есть возможность заработать деньги на своем творчестве и самореализовываться. Так пользуйтесь ею.

В России нет независимой художественной критики и независимой экспертизы.

При этом Михайловский напоминает, что и заказ государства - штука субъективная. В России нет независимой художественной критики и независимой экспертизы. Например, Зураб Церетели часто говорит о том, что скульптура – дорогое, но нужно удовольствие, которое должно оплачиваться из госбюджета. Но кто сказала, что это истина в первой инстанции?

- На мой взгляд, это цеховая заинтересованность, - отмечает Михайловский. - Здесь нет ничего плохого. Ясно, что скульпторы хотят, чтобы их дело развивалось. Но каждый специалист так же хочет развития собственного дела. В то же время, перед государством стоит много задач и проблем, которые надо решать. А искусство – это такая область, в которой никто не может сказать точно, что надо делать. Вот моя коллега Анастасия Николаева-Берг сама организовала выставку картин, посвященных Бородинскому сражению. Конечно, нужно напоминать студентам об истории, заинтересовывать их. Но давайте делать это без пафоса.

В любви к истории важен энтузиазм

Исторический класс в академии художеств всегда был главным. Сопричастность истории считалась важной для творцов. После революции от этого постулата отказались. Сейчас он возрождается снова.

Интересный пример – выставка Анастасии Николаевой-Берг. В своей работе над картинами Бородинского сражения она опиралась на реконструкцию этой битвы. Это, кстати, можно сравнить с тем, как в прошлом веке художники ездили на исторические маскарады, чтобы писать военные полотна.

- К нам очень часть приезжают фотографы, а вот художники - редко, - рассказывает организатор клуба исторических реконструкций. Борис Мегорский. - Больше того, порой мы находим себя на картинах людей, которые не были на реконструкции сражения, а просто использовали наши фото в своих картинах. Например, недавно студия военных художников имени Грекова сделала серию работ по заказу Минобороны. Многие из реконструкторов обнаружили там себя, правда, в другом веке и другой стране, так что эти работы не отражают исторической правды.

Реконструкторы - движение энтузиастов, которые тратят силы, время, здоровье и деньги на изучение и воспроизведение эпизодов исторических событий. В России это движение зародилось в конце 80-ых на фоне общего подъема интереса в истории. Сегодня у движения уже есть много направлений. Реконструкцией занимаются самые разные люди, у всех свои подходы. Объединяет их заинтересованность в истории. Они, безусловно, гораздо лучше разбираются в вопросе, нежели большинство среднестатистических россиян. Фактически, это движение изрядно помогает в популяризации исторического знания.

Это гордость за то, что ты являешься частью народа, который совершил такой подвиг.

- Война 1812 года - это было такое потрясающее единение народа, все слои общества боролись вместе, - говорит художник Анастасия Николаева-Берг. – Мне повезло побывать на празднике «Бородино» на Бородинском поле под Москвой. Я как художник всегда мечтала перенестись в другое время, и вот, благодаря реконструкторам, это произошло. Я три года ездила на реконструкции боев, делала зарисовки.

На одну картину Анастасия тратила по девять месяцев. В итоге она открывает выставку в год 200-летия Бородинской битвы. Все материалы экспонируются впервые. Среди них холсты «Мужичок казачок», «Вечерний дозор», «Железные люди», «Кто кого», «Вечер перед боем» и «Всадники». В результате, глядя на картины, сложно поверить, что их автор – современник, а не художник 19 века. Выставка Николаевой-Берг быдет открыта с 27 ноября по 9 декабря в залах петербургского Союза художников.

-  Я думаю, важно воспринимать историю своей страны как реальность, - говорит Анастасия. - Когда я была на реконструкции боев, я ощущала этот мир без приставки «театрально». И, знаете, у меня возник какой-то азарт. А еще чувство гордости. Это гордость за то, что ты являешься частью народа, который совершил такой подвиг.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама