Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Десантников обвинили в харассменте на улице

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В День ВДВ жительница Москвы Мария Баст вышла на одиночный пикет на Красную площадь с требованием остановить харассмент на улицах

Мария Баст возглавляет Ассоциацию адвокатов России за права человека. По ее словам, она вышла к памятнику маршалу Жукову на Красной площади с плакатом «Нет харассменту на улице!» в День Воздушно-десантных войск потому, что именно 2 августа российские девушки и женщины становятся жертвами домогательств и назойливых приставаний мужчин, одетых в тельняшки и голубые береты.

Именно 2 августа российские девушки и женщины становятся жертвами домогательств и назойливых приставаний мужчин, одетых в тельняшки и голубые береты.

«Ум, атеизм, коммунизм, равноправие женщин, интернационализм, трезвость и закон - это основа мира, на страже которого стояли десантники СССР. Десантников СССР и тех, кто за СССР, я поздравляла 2 августа. Остальных, кто не разделяет вышеупомянутые идеи, считаю алкашней и шпаной, недостойной поздравлений», - заявила Мария Баст.

Правозащитница объяснила, что ее одиночный пикет - это ответ на поведение мужчин, причисляющих себя к ВДВ, и ответ на культуру проведения Дня Воздушно-десантных войск.

«Молодые девушки и женщины не могут спокойно пройти мимо групп празднующих десантников. Вчера днем, когда проходил пикет, большинство десантников уже были в состоянии алкогольного опьянения и приставали к женщинам», - говорит Мария Баст.

Она уверена, что женщинам стоит выходить на улицу и заявлять свое недовольство харассментом, четко формулируя свои требования. В частности, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека предлагает внятно заявлять о необходимости введения уголовной ответственности за харассмент и добиваться внесения соответствующих поправок в Уголовный кодекс России, в том числе обращаясь к парламентариям.

Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека предлагает внятно заявлять о необходимости введения уголовной ответственности за харассмент и добиваться внесения соответствующих поправок в УК РФ.

В российском законодательстве на сегодняшний день понятия «харассмент», или «сексуальное домогательство», нет. Есть статья 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера». В соответствии с частью 1 этой статьи, за «понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей)» грозит штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до года. Также виновного по 133 статьей УК РФ могут наказать обязательными, исправительными либо принудительными работами или же лишением свободы на срок до одного года.

Однако юристы заявляют о том, что на практике что-либо доказать по этой статье или просто квалифицировать действия по ней очень трудно. Как следует из постановления Пленума Верховного суда РФ от 4 декабря 2014 года № 16, «в отличие от изнасилования и насильственных действий сексуального характера, при понуждении к действиям сексуального характера (статья 133 УК РФ) способами воздействия на потерпевшее лицо с целью получения от него вынужденного согласия на совершение указанных действий являются шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего лица». То есть жертве харассмента необходимо доказать, что было это самое понуждение, которое представляет собой психическое воздействие с целью заставить вступить в половую связь.

«В отличие от малолетних, российское законодательство практически не защищает совершеннолетних потерпевших от сексуальных домогательств, если к ним не применялось насилие, у них нет зависимости от злоумышленника или подчиненности ему, а также нет доказанного факта шантажа или высказывания угроз, - поясняют в юридической консультации "Топ Юрист". - Иными словами, если кто-то ежедневно с улыбкой на лице предлагает сексуальную близость, следит за вами, норовит ущипнуть за какую-нибудь интимную часть тела и постоянно ведет неприличные разговоры с пошлым содержанием, законных методов воздействия на него сегодня в России практически нет. Максимум, что можно сделать, - это обратиться в полицию с целью попробовать напугать настойчивого поклонника, однако юридически его действия ни под один состав УК или КоАП РФ не подпадают, и органы законно откажут в реагировании. В ряде случаев публичное и выраженное в оскорбительной форме приставание можно квалифицировать по статье 20.1 КоАП РФ "Мелкое хулиганство", за нарушение которой положен штраф до одной тысячи рублей или 15 суток ареста».

В ряде случаев публичное и выраженное в оскорбительной форме приставание можно квалифицировать по статье 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», за нарушение которой положен штраф до одной тысячи рублей или 15 суток ареста.

При этом в США сексуальные домогательства признаны незаконными и подлежащими судебному разбирательству еще в 1986 году. При этом наказывают за них даже в том случае, если потерпевшая не понесла физического или материального ущерба, а просто страдает от морального дискомфорта. Ежегодно в США общая сумма исков по таким делам достигает миллиарда долларов. А в Евросоюзе запрет на харассмент на рабочем месте действует с 2005 года, и ответственность за него несут главным образом работодатели, которые обязаны создать в рабочем коллективе условия, исключающие оскорбительное поведение.

Вышеупомянутая Мария Баст хочет, чтобы Россия переняла опыт США и ЕС в борьбе с сексуальными домогательствами. А пока этого не произошло, самым действенным способом борьбы с харассментом в нашем обществе является распространение информации о том, что сексуальное преследование - это преступление.

По информации правозащитной организации «Amnesty International», примерно 70% россиянок подвергались тем или иным видам домогательств. И общероссийский флешмоб против сексуального и домашнего насилия #ЯНеБоюсьСказать, прошедший в соцсетях в июле, показал, что масштаб проблемы в нашей стране близок к катастрофическому.  Согласно результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый десятый опрошенный россиянин в своей жизни выступал в роли жертвы насилия - и 39% из них ни у кого не просили помощи. При этом 48% россиян считают, что публичное освещение случаев насилия способствует его искоренению в обществе, а противоположного мнения придерживаются 39% респондентов ВЦИОМ.

Насилие в российском обществе оправдывается и культурными традициями. В патриархальном строе насилие над женщиной было нормой, потому что женщину нередко считали глупой и развратной.

Примечательно, что многие мужчины отнеслись к флешмобу #ЯНеБоюсьСказать критически: под полными боли женскими рассказами о пережитом насилии нередко можно встретить комментарии типа: «Сама виновата» или «Сама дура». Но психологи заявляют, что спровоцировать человека на совершение акта насилия невозможно, насиловать будет тот, кто к этому склонен.

«Есть зона ответственности одного человека и зона ответственности другого. Совершать какие-то акты психологического, морального, физического насилия недопустимо, это преступление, - говорит психолог кризисного центра "Семья" Наталья Богданова. - Нет понятия "провокация"», есть то, как человек на что-то реагирует. Но обвинить другого - очень удобно. Мол, вот если бы ты не накрасила губы красной помадой и не надела короткую юбку, я точно бы тебя не изнасиловал. Это ты виновата. Но другой человек спокойно пройдет мимо короткой юбки и красной помады».

По мнению психолога, насилие в российском обществе оправдывается и культурными традициями. В патриархальном строе насилие над женщиной было нормой, потому что женщину нередко считали глупой и развратной. Да и сегодня сексуальность женского образа активно эксплуатируется в масс-медиа, объясняет Наталья Богданова.

А лучше всего ее слова проиллюстрировал, как ни странно, Антон Цветков, председатель комиссии Общественной палаты России по безопасности и взаимодействию с ОНК. Комментируя акцию #ЯНеБоюсьСказать, он рекомендовал женщинам не превышать пределы необходимой самообороны.

«То есть если, например, женщину мужчина насилует, а она вставила ему отвертку в бок, то ее привлекут к уголовной ответственности, потому что ее жизни не угрожала опасность - такие случаи есть. Это вопросы законодательства», - процитировало Антона Цветкова агентство «Москва».

По мнению общественника, чтобы победить насилие в обществе, нужно заниматься воспитанием подрастающего поколения и открывать кризисные центры для женщин в регионах.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Риналь, системный администратор, 30 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии