Астрономы выяснили, какими размерами обладал «зародыш» Земли

В этом помогли наблюдения за звездной системой HD 142527 в созвездии Волка

Европейские астрофизики впервые сумели измерить размеры зерен пыли, из которых рождаются планеты. Об этом говорится в материале, опубликованном в Astrophysical Journal Letters.

«Поляризация радиоизлучения, исходящего от этих частиц, дает совершенно иные цифры, которые указывают на то, что они похожи не на шарики, а на своеобразные пушистые "хлопья"», – отметил Акимаса Катаока из Гейдельбергского университета Германии.

Уточняется, что «зародыши» планет начинают свой путь в виде крайне небольших пылинок, чьи размеры не превышают 150 микрометров. Это примерно в 10 раз меньше, чем предсказывает теория, и чем показывали предыдущие измерения размеров пыли в протопланетных дисках.

Ученые пришли к таким выводам, наблюдая при помощи телескопа ALMA за новорожденной звездной системой HD 142527 в созвездии Волка. От Земли она удалена на расстояние в 472 световых года.

Данная звезда – «младенец» по космическим меркам: «родившись» около 1 млн лет назад, сейчас она находится в «окружении» плотного газопылевого облака, в котором планеты только начинают формироваться.

Изучая микроволновое излучение, специалисты натолкнулись на необычное явление: относительно слабую, но хорошо заметную поляризацию радиоизлучения, заметно разную в ближних и дальних от нас регионах протопланетного диска.

Причина этого может быть в следующем: зерна пыли имеют неправильную форму и достаточно большие размеры для того, чтобы самостоятельно «закрутить» радиоволны в определенную сторону.

В итоге у ученых нет сомнений в том, что планеты начинают рождаться внутри плоского газопылевого диска, заполненного мелкими частицами пыли и плотными клубами газа.

Добавим, что дальнейшие наблюдения за поляризацией радиоволн в этой системе и другими звездами на схожей фазе развития помогут понять, как эти зерна «слипаются» друг с другом и превращаются в миниатюрные подобия Земли и иных планет.

Ранее ученые сообщили об обнаружении новой «мертвой зоны» в Индийском океане.