Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Большие деньги разделили приемные семьи

 Фото: аккаунт Светланы Дель в Instagram Фото: аккаунт Светланы Дель в Instagram Скандальная история приемной семьи Дель может привести к непредсказуемым последствиям в процессе усыновления детей. Общество разделилось на противников и сочувствующих, а самим семьям теперь живется некомфортно

Многодетная семья Светланы и Михаила Дель приняла решение не судиться с органами опеки и полицией о признании незаконным изъятия детей из семьи. Таким образом, приемные родители, у которых госорганы изъяли 10 детей, фактически согласились с тем, что навсегда их потеряют.

Приемные родители, у которых госорганы изъяли 10 детей, фактически согласились с тем, что навсегда их потеряют.

В соцсети приемная мать написала: «Отзывая сегодня иск, мы с Мишей понимаем, какие возникнут последствия для нас и нашей семьи. Однако мы все еще продолжаем надеяться и верить в то, что хотя бы кто-то из наших детей останется частью нашей большой семьи». Кроме того, она попросила журналистов прекратить обсуждать их историю и отказалась от любых комментариев прессе.

Фактически всю ту общественность и СМИ, которые сначала горой встали на защиту приемной матери, попросили больше не беспокоиться. Иными словами, все эти люди были посланы куда подальше. А ведь на защиту Дель встали сотни тысячи россиян, подписавших петиции в ее защиту. Петербургские чиновники и другие приемные родители, хорошо знавшие эту семью (напомним, детей супруги Дель брали из петербургских соцучреждений), готовы были биться за них на всех уровнях.

Бросать камни нехорошо, и приемным родителям наверняка было непросто. Однако если уж взял свой крест - неси, никто ведь не неволил. Теперь чиновники и другие приемные родители говорят, что история семьи Дель расколола общество, а многочисленные комментарии «ранят их сердца».

«Мы рады за Москву, но в Петербурге совсем другой бюджет»

В Санкт-Петербурге, по данным на 1 января 2017 года, насчитывается 11 777 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для сравнения: в 2013 году их было 13 647, в 2014-м - 13 147, в 2015-м - 12 165 человек. В приемных семьях воспитываются 10 205 человек, из них под опекой или попечительством - 4 375, под опекой или попечительством по договору о приемной семье - 2 102 детей, усыновленных - 3 728 маленьких россиян.

В городе 14 приемных семей, в которых воспитываются пять и более несовершеннолетних подопечных. Сейчас к ним приковано особое внимание.

В 2016 году на воспитание в семьи было передано 1 623 ребенка, из них 289 человек усыновлены.

В социальных учреждениях - то есть в детдомах, домах ребенка, реабилитационных центрах - сегодня находятся 1 572 человека. В городе 14 приемных семей, в которых воспитываются пять и более несовершеннолетних подопечных. Сейчас к ним приковано особое внимание.

Как рассказала заместитель председателя комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Елена Фидрикова, город, конечно, стремится к тому, чтобы брали как можно больше детей в семьи. Однако с учетом трагедии семьи Дель сейчас самое главное - подготовка приемных семей и их дальнейшее сопровождение. И тут чиновники находятся в непростой ситуации: в Санкт-Петербурге 111 муниципальных округов, а общее число специалистов органов опеки и попечительства - 341. Работают 4 школы приемных родителей - две государственные и две частные. В ближайшее время планируется открыть еще одну.

Представитель социального ведомства говорит, что органы опеки действительно зачастую относятся к своим обязанностям формально. Акты проверок приемных семей составляются «под копирку». «А этого быть не должно. Дело в том, что актирование в большей степени направлено не на контроль, а на выявление нуждаемости семьи в чем-либо для обеспечения потребности развития подопечного», - считает чиновник.

«Общественный контроль» попросил Елену Фидрикову прокомментировать, как отразилась печальная история семьи Дель на работе чиновников и на петербургских приемных семьях.

Супруги Дель получали из бюджета более 600 тысяч рублей ежемесячно.

«Мы не заинтересованы в том, чтобы будоражить общество. Наверное, у московских органов опеки и полиции были основания поступить так, как они поступили. Пропустили сопровождение, какие-то кризисы в семье. Органы опеки должны были учитывать и разный возраст детей, и их сложные диагнозы. И сейчас мы слышим комментарии, которые ранят наши сердца. Общество разделилось, нашим семьям стало некомфортно в обществе. Они жалуются, что на них уже показывают пальцем».

Напомним, семья Дель некоторое время назад переехала из Петербурга в Москву. Одно из логичных объяснений такого шага - выплаты приемным семьям, которые в столице в сотни раз превышают и петербургские, и тем более любого другого региона страны. Супруги Дель получали из бюджета более 600 тысяч рублей ежемесячно. Так, за каждого из восьми приемных ВИЧ-инфицированных детей выплаты шли по трем категориям: пособие на содержание подопечного – 27 500 рублей, пенсия по инвалидности - около 10 тысяч и вознаграждение приемным родителям в размере 27 500 рублей на каждого. За мальчика с синдромом Дауна - пенсия 14 500 рублей и пособие по усыновлению ребенка-инвалида - 27 500.

«Мы рады за Москву, что там есть возможность выплачивать такие деньги. У нас ситуация другая. В месяц выделяется 11 тысяч рублей на каждого ребенка, максимальная сумма - 87 тысяч рублей ежемесячно в семьи, где пять детей и одна мама, потому что 5 и более детей - это ситуация риска. Понятно, что и у нас есть дополнительные меры поддержки, но это не тот кошелек, это не те 600 тысяч», - сказала зампредседателя комитета по соцполитике.

Приемные семьи Петербурга: «По нам нанесен мощнейший удар»

Сейчас комитет по социальной политике и местные администрации будут активно проверять приемные семьи. Ведомство уже разослало письмо «Об усилении контроля за деятельностью опекунов и попечителей». В семьях будут устроены проверки, и в первую очередь под надзор попадут те, где живут пять и более несовершеннолетних опекаемых и приемных детей. Акты всех проверок должны быть представлены в комитет к 1 апреля 2017 года.

По словам Елены Фидриковой, исполнительные органы власти не заинтересованы в изъятии детей из семьи, поэтому основные решения и действия направлены, прежде всего, на профилактику сиротства и вторичного сиротства, а также противодействие угрозе жизни и здоровью детей.

Многочисленные форумы приемных семей переполнены комментариями до смерти напуганных родителей. Они боятся, что теперь в любой момент к ним придут «ювеналы» и будут проверять свежесть супа в холодильнике, длину волос у ребенка или наличие катышков на колготках.

«В последнее время выявляются случаи жестокого обращения опекунов, попечителей, приемных родителей в отношении приемных детей - об этом говорится в письме Минобрнауки. Но мы за последние 3 года не сталкивались с физическим насилием в отношении приемных детей. Были жесткие родительские установки, непонимание, отсюда иногда - недопустимые меры воспиптания. Но для нас это не актуально. В Петербурге не было случаев отбирания приемных детей из семей», - сказала Елена Фидрикова.

Между тем многочисленные форумы приемных семей переполнены комментариями до смерти напуганных родителей. Они боятся, что теперь в любой момент к ним придут «ювеналы» и будут проверять свежесть супа в холодильнике, длину волос у ребенка или наличие катышков на колготках. Кроме того, многие приемные родители жалуются, что теперь на них косо смотрят коллеги и знакомые, предполагая, что «и эти взяли сирот ради денег».

«Мы начали ощущать очень негативные тенденции. Здесь сегодня собрались самые храбрые. А есть еще и те, кто не пришел и теперь вообще боится и в поликлинику обращаться, и в опеку, даже если что-то нужно. Такое было и раньше, но то, что происходит сейчас, это беспрецедентно!», - сказали приемные родители на прошедшем недавно в Центре помощи семье и детям «успокоительном» круглом столе с участием приемных семей, психологов и представителей социальных структур.

Чиновники уверяли, что без повода никто никого изымать не будет. Встревоженные родители не верят. Громкая история семьи Дель чревата большими осложнениями, и одними молитвами, как советует бывшая приемная мать, тут не поможешь.

Фото: аккаунт Светланы Дель в Instagram

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии