Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Что делать, если ребенок стал «китом»

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com За два месяца 2017 года на телефон доверия ЦВЛ «Детская психиатрия» поступило 36 обращений по поводу участия детей в «группах смерти» - для сравнения, за весь 2016 год было 28 таких звонков. Полицейские и психологи предлагают алгоритм действий в том случае, если ребенку грозит смерть из интернета

Тема участия детей в так называемых «группах смерти» после затишья, связанного с арестом в ноябре 2016 года одного из администраторов суцидальных пабликов Филиппа Будейкина (Филиппа Лиса), обрела невиданную остроту в конце января - начале февраля 2017 года. ОК-информ неоднократно писал о попытках самоубийств среди подростков как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах России.

Правоохранители официально отказываются комментировать ситуацию. Однако в неформальных беседах намекают, что оперативная работа ведется. Следователи работают совместно с администрацией социальных сетей, в первую очередь «ВКонтакте» и Instagram, где суицидальные группы наиболее распространены. Однако и так называемые кураторы «китов» не дремлют: создаются десятки новых пабликов, меняются хэштеги. На пресс-конференции в ТАСС специалисты рассказали, как работают с теми, кто убивает наших детей.

От Колобка и Ромео с Джульеттой - до китов и бабочек

Количество обращений по поводу суицидального поведения на детский телефон доверия ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина растет с каждым днем. Об этом рассказала заведующая кризисным отделением центра Валентина Яковенко.

Ранее в суицидальных намерениях в телефонной беседе с психологом признавались не более 4% звонивших, сейчас же эти данные меняются в худшую сторону.

- Начиная с января 2016 года тема детских суицидов или суицидального поведения стала особенно актуальной. Помимо хорошо изученных мотивов, стали попадаться сообщения о так называемых группах смерти, термины «киты», «тихий дом», «киты умирают», «бабочки живут один день». Но тогда это были единичные случаи. А с августа прошлого года нам пришлось организовать отдельную подгруппу, так много обращений стало, - рассказала детский психиатр. - Так, с августа по декабрь 2016 года было 28 обращений, а за два месяца 2017 года - уже 36 обращений.

Валентина Яковенко также уточнила, что ранее в суицидальных намерениях в телефонной беседе с психологом признавались не более 4% звонивших, сейчас же эти данные меняются в худшую сторону.

- В 2016 году такие мысли высказывали 307 детей, а за два месяца нынешнего года - уже 137 человек, - сообщила врач.

По ее словам, из всех позвонивших на очный прием приходит примерно каждый третий. За этот период в отделение детской психиатрии были госпитализированы четверо участников «групп смерти».

- Еще один подросток на прием не пришел, а через месяц мы узнали, что он совершил суицид, - рассказала заведующая кризисным отделением ЦВЛ «Детская психиатрия».

По наблюдениям психиатров, 50% участников суицидальных групп требуют реальной и незамедлительной психиатрической или психологической помощи, а вторая половина воспринимает страшные задания лишь как насыщенную и завлекательную игру.

50% участников суицидальных групп требуют реальной и незамедлительной психиатрической или психологической помощи, а вторая половина воспринимает страшные задания как игру.

У коллеги Валентины Яковенко из службы «Телефон доверия» Городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента», психолога Марины Макаренко, к счастью, такого вала обращений нет: за последнее время туда поступил только один звонок, затем девочка с мамой пришли на прием.

- Девочка порезала себе руки, родители заметили и привели к нам. В процессе общения выяснилось, что школьница общается с каким-то парнем, которые увлечен этой тематикой, постоянно режет себя, пускает кровь, - говорит Марина Макаренко. - В основном темы обращений - непонимание со стороны родителей того факта, что ребенок уже вырос, что он почти взрослый человек. Но есть и новые опасности: раньше предостерегали от общения с реальными людьми на улице - сейчас угрозы приходят из интернета.

Психоаналитик, доктор психологических наук Михаил Решетников говорит, что в каждом человека заложено влечение к смерти. Это влечение формально запрещено культурой, но все равно в социуме присутствует постоянно.

- Начиная с Колобка, который экстремально развлекался и плохо закончил, Спящей Красавицы, истории Ромео с Джульеттой ребенок узнает о смерти. Но подобные нынешней субкультуры появляются все же на нездоровой почве. Если раньше о подобном не вполне нормальные люди вещали с кафедр психиатрических клиник, то теперь они делают это посредством интернета на всю страну. И дело в том, что параноики имеют тенденцию заражать других, потому что сами свято верят в это, - считает доктор наук.

После уроков ОБЖ подростки побежали в группы смерти

Координатор проекта «Молодежная служба безопасности (МСБ)» Леонид Армер говорит, что сейчас у родителей и педагогов настоящая паника: они не знают, что делать с этой темой, и часто переходят грани того, что можно и нужно говорить подросткам, а что нельзя - и в какой форме это преподносить.

Около 80-90% тех, кто состоит в суицидальных группах, на самом деле о суициде не думают, им просто скучно в реальной жизни, а здесь интересно, здесь «движуха».

- В одной из школ напуганные учителя устроили собрание школьников и на уроке ОБЖ начали их стращать: «Не ходите в группы смерти, не смотрите картинки китов». Что после этого сделает любой подросток, который раньше и знать не знал про эти группы? Естественно, тут же полезет смотреть, - говорит Леонид Армер.

По его оценке - а «Молодежная служба безопасности» разыскивает и вычисляет во всемирной паутине потенциально опасные сообщества, работает в тесном контакте с МВД - около 80-90% тех, кто состоит в суицидальных группах, на самом деле о суициде не думают, им просто скучно в реальной жизни, а здесь интересно, здесь «движуха». Чтобы направить эту «движуху» в мирное русло уже создаются альтернативные «китам» сообщества, где также подросткам даются задания, но - добрых дел. Однако пока, увы, большинство на стороне «черных сил».

- Сейчас ситуация действительно сложная. Сюда полезли всякие психопаты, люди с садистскими наклонностями, но есть и те, кто вовлекает детей в игру для дальнейшего шантажа, в том числе сексуального. Например, одно из заданий может быть вырезание кита на груди, а потом это фото надо прислать куратору. Затем куратор начинает шантажировать девочку, что при отказе выполнить дальнейшие задания, последним из которых будет суицид, он распространит откровенное фото. И напуганный подросток считает, что лучше умереть, чем так «опозориться» или сказать маме. Примерно половина кураторов (людей, которые от имени суицидальных групп дают задания из 50 пунктов подросткам) - это те же дети от 14 до 18 лет, вторая половина - студенты, - рассказывает Армер.

В его организации кураторов вычисляют, сдают данные полиции, но они начали, по словам Леонида, «сбиваться в стаи», и даже хуже - они теперь набирают среди игроков стажеров, дают им определенный статус, и таким образом сеть разрастается. А подростку льстит, что его выделили, что теперь он может управлять другими.

Дети с самого раннего возраста вхожи в компьютерный мир, и известны случаи, когда за гаджет подростки убивали родителей, если им мешали играть в своем виртуальном мире.

Наиболее опасны креативные кураторы. Например, нашлась девушка, которая требовала от игроков присылать не фото, а видео выполнения заданий: как ребенок режет руки, вырезает кита, пьет кислоту и пр. Видео уже не подбросишь и не отфотошопишь.

- Тут присутствует психическое заражение, плюс играет роль аспект моды. В середине 2000-х были готы, эмо, но ни одного суицида, с ними связанного, я не помню. Есть еще надежда, что сейчас над китами начали смеяться, а когда обсуждение страшного переходит в форму смеха, это тенденция к улучшению, - считает эксперт.

В МСБ группы «китов» блокируются десятками в день, а сообщения о новых поступают десятками в час.

- Опасность есть, и она реальна. Сюда полезли, кроме психопатов, еще мошенники и педофилы, - говорит Леонид Армер.

Михаил Решетников объясняет, почему подростки с такой готовностью отдают себя на растерзание кураторам:

- Ребенок любит не игру, а того, кто с ним играет. Дети с самого раннего возраста вхожи в компьютерный мир, и известны случаи, когда за гаджет подростки убивали родителей, если им мешали играть в своем виртуальном мире. А если внутри компьютера еще находится и тот, кто с ним играет, кто его «понимает», то ради него ребенок способен на многое. И, к сожалению, почти все игры ведут к смерти, а не к любви. И ребенок не понимает, что в реальном мире запасной жизни, как в игре, у него уже не будет.

Если не знаешь, как поступить - поступай по закону

Леонид Армер говорит, на что надо обратить внимание и особое внимание. Если в гаджетах у ребенка, тетрадях, записях появляются изображения китов - то он, как минимум, уже в теме. Если появились картинки, фотографии людей, стоящих на краю крыши, бездны - это еще опаснее. Необходимо осмотреть руки-ноги. Если есть следы порезов, ран - немедленно к психиатру или психологу.

Если в гаджетах у ребенка, тетрадях, записях появляются изображения китов - то он, как минимум, уже в теме. Если появились картинки, фотографии людей, стоящих на краю крыши, бездны - это еще опаснее.

На вопрос, как отвести подростка к специалисту, если он категорически это отвергает со словами «я не псих» или «у меня все нормально», детский психиатр Валентина Яковенко отвечает: «Когда не знаешь, как поступить, - поступай по закону. Если бы вы узнали, что ребенок принимает наркотики, вы бы отвели его к специалисту? Вот тут - то же самое. Необходимо обязательно отвести его - даже через силу - на тестирование с оценкой суицидоопасности. Можно попробовать уговорить, что визит к психологу или психиатру нужен для собственного успокоения мамы-папы - по аналогии со сдачей анализов. Да, ты выздоровел, но давай убедимся в этом».

Михаил Решетников отвечает еще жестче: «Если не хотите, чтобы ребенок попал под луч правоохранителей - тогда он умрет. В 90% случаев такие зависимости у детей, даже при внешнем благополучии, могут закончиться нехорошо».

И еще в одном специалисты оказались единодушны - в том, чтобы допуск в социальные сети осуществлялся только по паспорту, причем с 18 лет, и чтобы была ликвидирована анонимность в сети. Эта довольно спорная мера предлагается по аналогии с ограничениями для несовершеннолетних на посещение сомнительных заведений, продажу табака или алкоголя. По мнению полицейских, после введения этих ограничительных мер подростки стали гораздо реже попадаться в состоянии алкогольного опьянения.

Врио заместителя начальника 3 отдела Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Раиса Грачева остерегается говорить о той оперативной работе, которую ведут полицейские. Но заверяет, что ни одно обращение по «группам смерти» не остается без внимания. Можно обращаться по телефонам ГУ МВД, писать на сайт 78.мвд.рф (ссылка «прием обращений»), по телефонам 112, по телефонам доверия любой государственной структуры, в том числе МВД. Сейчас в разработке у стражей порядка брошюра для родителей, которая будет распространяться по школам.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, специалист по работ с молодёжью, 29 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии