Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.59
Евро 99.79
Юань 1.29

Великомученица Варвара, попавшая под распил

 Фото: Ольга Савина Фото: Ольга Савина Еще в прошлом году путешественники, отправляясь в Заонежье, включали в маршруты знаменитую Варваринскую церковь, расположенную на берегу живописного Яндомозера в Медвежьегорском районе Карелии. И каково же было их удивление, когда, с трудом добравшись до нужного места, они вместо эффектного сооружения находили лишь разбросанные гниющие бревна, лежащие прямо на земле…

Куда же пропала Варварушка? Почему памятника культурного наследия федерального значения, более 350 лет простоявшего в деревне Яндомозеро, на старом месте больше нет? Когда мы недавно рассказывали про эту церковь, то обещали ответить на этот вопрос.

А история, как говорится, банальна и печальна. Причиной таинственного исчезновения церкви Великомученицы Варвары стала попытка… ее спасения министерствами культуры России и Карелии путем переноса на другое - более доступное и обитаемое - место. Мол, там и реставрировать будет проще, и храм станет действующим - будет использоваться по своему прямому назначению. Вот только реставрация по-карельски оказалась очень уж своеобразной.

Начало истории

Еще в 2013-2014 годах была выполнена проектно-сметная документация на реставрацию церкви в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». В ноябре 2014 года на сайте Министерства культуры Российской Федерации объявили открытый конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ Варваринской церкви с ценой контракта более чем 34 млн рублей.

В октябре 2015 года Министерство культуры РФ согласовало перемещение Варваринской церкви из деревни Яндомозеро в соседнюю деревню Типиницы «в целях обеспечения ее сохранности и проведения реставрационных работ».

В том же году госконтракт на комплексную реставрацию храма в 2015-2016 годах за счет средств федерального бюджета заключили с выигравшим тендер ООО «Эшелъ» - крупной реставрационной фирмой из Москвы. Но впоследствии договор был расторгнут из-за нецелесообразности проведения реставрации непосредственно в том месте, где стояла церковь.

На основании личного ходатайства главы Республики Карелия Александра Худилайнена, в октябре 2015 года Министерство культуры Российской Федерации согласовало перемещение Варваринской церкви из деревни Яндомозеро в соседнюю деревню Типиницы «в целях обеспечения ее сохранности и проведения реставрационных работ». Минкультуры РК отметило, что это решение является «беспрецедентным случаем перемещения объекта культурного наследия в жилую деревню в интересах сохранения одной из наиболее известных культовых построек на Северо-Западе России и воссоздания исторического облика одного из традиционных поселений Заонежья».

Отсутствие нормальной дороги к давно опустевшей деревне Яндомозеро, от которой остались лишь полуразрушенные дома, могло существенно осложнить доставку необходимых для реставрации материалов. К тому же возможность выполнения высококачественных реставрационных работ в такой глуши вызывала большие сомнения. В последние годы туда приезжали только рыбаки да редкие туристы, чтобы полюбоваться на уникальную церковь. А деревня Типиницы, расположенная на берегу Онежского озера примерно в 15 километрах от Яндомозера хоть и небольшая, но зато люди там живут круглый год. Да и добраться до нее гораздо проще - к ней ведет широкая грунтовая дорога.

Установка яндомозерского храма планировалась на месте церкви Вознесения Господня, сгоревшей в Типиницах в 1975 году (сейчас это место обозначено воткнутым в землю деревянным крестом). Предполагалось, что Варвара его заменит и будет использоваться по прямому назначению - в качестве православного храма для прихожан, а не просто служить местной достопримечательностью, до которой могут добраться лишь любители непростых путешествий. Решение казалось особенно удачным еще и из-за того, что внешне эти два храма были очень похожи. Оба шатровые, возведенные по типу «восьмерик на четверике», объединенные крытым переходом с колокольней, аналогичной по типу архитектурной композиции.

Отсутствие нормальной дороги к давно опустевшей деревне Яндомозеро, от которой остались лишь полуразрушенные дома, могло существенно осложнить доставку необходимых для реставрации материалов.

В Интернете - на разных форумах и в соцсетях - началось обсуждение столь смелого решения Минкульта. В то время как одни радовались, что Варваре сказочно повезло и, в отличие от ряда разрушающихся объектов деревянного зодчества на территории Карелии, ей уготована «вторая жизнь», другие высказывали свои опасения.

Сергей Попов: «Дилемма... перенос ради сохранения убивает памятник... и не перенести вроде нельзя. Основой понятия “памятник архитектуры” является неизменность места и окружения, при изменении окружающей среды или перемещении здания оно перестает быть памятником архитектуры и становится памятником материальной культуры и ремесла...»

Василий Шелёмин: «Оно конечно, в Типиницах турпотенциал повыше, а что касается лучшей сохранности... Одна церковь в Типиницах уже сгорела. В общем, меня эта новость почему-то не радует».

Людмила Гайдукова: «Ни в коем случае нельзя ставить Варваринскую церковь на прежнее место, где стояла и сгорела Церковь Вознесения Господня, счастья и добра не будет! Нехорошая примета…»

Развитие сюжета

В итоге в проектно-сметную документацию пришлось вносить изменения, после чего был объявлен еще один конкурс, который в конце 2015 года снова выиграло ООО «Эшелъ». Новый контракт на сумму 28,8 млн рублей был заключен 18.12.2015, срок выполнения работ - до 31.10.2016.

Поскольку путь в Яндомозеро лежал через грязь, лес и болото, то возможность вывезти церковь представлялась лишь зимой, когда болотистая почва подмерзнет и затвердеет. Так что делать все нужно было очень оперативно. Ведь прежде чем начать вывозить, нужно было сначала разобрать храм на бревна, отмаркировать их и построить зимнюю дорогу. К этим работам специально был привлечен подрядчик, знающий о бездорожье не понаслышке. Бригаду из 10 человек возглавил житель Петрозаводска Виталий Лях - опытный джипер, призер целого ряда off-road соревнований.

В процессе разборки стало ясно, что часть бревен уже не пригодна к использованию - прогнившая древесина рассыпалась в руках. Бревна, сохранность которых при перевозке вызывала сомнения, маркировали несколькими табличками. Разбирали и вывозили церковь с февраля по май 2016 года, пока зимник совсем не раскис. Выгружали деревянные элементы на открытых настилах в Типиницах, над которыми впоследствии планировали построить навесы.

Быстро работать не получалось: подгнившие конструкции требовали особо осторожного обращения. Да и ручной работы было много, а вес некоторых бревен достигал 500 кг. Из техники к «переезду» была привлечена автовышка, грузовики повышенной проходимости (131-е ЗИЛы) и специально подготовленные внедорожники с прицепами, оснащенные лебедками. Увы, но вывезти успели не все.

Навесы над той частью Варваринской церкви, которую складировали в Типиницах, строить не стали - планировалось, что вот-вот начнутся работы по сборке храма. Но время шло, бревна, щедро поливаемые дождями, так и лежали - «дышали воздухом», и местные жители начали бить тревогу.

Надежда Перхина (июль 2016-го): «Сейчас эта церковь в разобранном состоянии, поросшая травой, сложенная как дрова, гниет под дождями напротив нашего дома, и местные жители уже намереваются использовать ее для своих бытовых нужд».

Вадим (август 2016-го): «Приехав к озеру, не поверил глазам. Подумал: туман, зрение ослабло после долгой дороги... Ан нет, какая-то сволочь разрушила нашу церковь. Ее останки до сих пор лежат на берегу, брошенные. Думаю, с церковью св. Варвары надо прощаться. За осень и зиму сгниет полностью».

Кульминация

С наступлением осени градус накала страстей резко повысился, поскольку работы по возведению церкви так и не были начаты. Чиновники же либо отмалчивались, либо отвечали, что не надо паники - все идет по плану. «Что же это за планы такие? Церковь ведь гниет!» - недоумевали местные жители. Вот и 31 октября наступило, к которому, в соответствии с условиями госконтракта, должны были завершиться работы по возведению храма на новом месте. Информация о гибнущей Варварушке начала активно распространяться и в местных СМИ, и в соцсетях. Армия обеспокоенных судьбой заонежской святыни стремительно росла.

«Решение о перевозке церкви - единственное правильное решение. Без реставрации, причем полной переборки, Варваринская церковь простояла бы лет 5-7».

В одном из обсуждений во «ВКонтакте» в начале ноября 2016-го Виталий Лях так откомментировал ситуацию: «Решение о перевозке церкви - единственное правильное решение. Без реставрации, причем полной переборки, Варваринская церковь простояла бы лет 5-7. Реставрация - дело весьма затратное и очень непростое, а в данных условиях просто невыполнимое. Там была еще и зимняя церковь, которая обвалилась, и ее распилили на дрова. Эта участь ждала и Варваринскую. Я лично занимался разборкой и вывозкой церкви. Мы построили 8 километров зимней дороги, и поначалу все было очень хорошо... но в Минкульте произошла “борьба с коррупцией”, посадили тех, кто подписывал и платил... Деньги просто перестали платить, но мы работали до последнего. Последний рейс (8 км) на двух 131 ЗИЛах с лебедкой ехали три дня! К сожалению, Минкульт РФ просто не подписал КСки (акты выполненных работ) и не заплатил. Летом планировали довывезти то, что осталось там, и закрыть навесами стеллажи. Так же должны были сделать фундамент. Но, к сожалению, денег мы не увидели до сих пор, а мне должны полтора миллиона. Обещают найти на вывозку, но вот веры все меньше. Вот такая у нас власть в стране. В результате генподрядчик банкрот, у него по всем объектам так… Деньги не заплатил заказчик - Минкульт РФ».

Особые опасения о судьбе Варваринской церкви были связаны с прогремевшим на всю страну «Делом реставраторов», следственные действия по которому начались еще в марте 2016 года. Дело было возбуждено по факту многомиллионного хищения бюджетных средств, предназначенных для реставрации объектов культурного наследия по всей России. В него оказался вовлечен ряд руководящих работников Минкультуры РФ и предпринимателей, в числе которых оказался и заместитель (теперь уже бывший) министра культуры Григорий Пирумов. Может, и деньги, выделенные на Варваринскую церковь, попали под распил?

Местные жители совместно с рядом общественных организаций подготовили обращение в комиссию по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, развития культуры и искусства Общественной палаты Карелии: «В нашей деревне Типиницы совсем немного жителей - на зиму здесь остаются всего два десятка человек. Но летом, вместе с дачниками и детьми-внуками-правнуками, приезжающими проведать своих стариков и отдохнуть в наших благословенных местах, численность населения доходит до ста и более человек. И как же мы все обрадовались, когда узнали о предложении перенести в нашу деревню Варваринскую церковь из Яндомозера! И вот, по зимнику, бревна привезли и складировали в штабеля прямо в центре Типиниц, около того места, где и предполагается возводить церковь. Все лето бревна пролежали нетронутыми, под дождями, которых было с избытком. К осени лишь два штабеля прикрыли навесами. Рабочие уехали, сказав нам, что им даже не заплатили за работу. Все дело встало. Кончились выделенные средства? Или их кто-то украл - скажем прямо?! Очень просим принципиально разобраться в сложившейся ситуации. Мы обращались со своим вопросом в разные инстанции, но пока нигде не смогли найти ответа…».

Вскоре в Интернете появилась весточка от минкультуры РК: мол, реставрация церкви отложена до лета 2017 года, поскольку в проект пришлось вносить изменения, связанные с необходимостью устройства нового фундамента. Когда директора ООО «Эшелъ» Евгения Загоскина журналисты спросили, почему весь объем работ по возведению фундамента стал вдруг сюрпризом и неужели они не были учтены в проекте, он ответил: «Это не было отображено должным образом».

24 ноября контракт с ООО «Эшелъ» в одностороннем порядке был расторгнут госзаказчиком по причине невыполнения ремонтно-реставрационных работ в установленные сроки. С подрядчика затребовали возвращение аванса в размере 8,5 млн рублей и штраф 1,44 млн рублей. А на сайте единой информационной системы в сфере закупок фирма пополнила ряды недобросовестных поставщиков. 13 декабря постановлением суда по делу об административном нарушении ООО «Эшелъ» был назначен штраф в размере 100 тысяч рублей. Через пару недель вышло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении этой фирмы «в связи с отсутствием события преступления». Но и без того у ООО «Эшелъ» сейчас «горячая пора» - в одном из исков ФГКУ «Центрреставрация» требует взыскать с него около 114 млн рублей за невыполнение работ по другому государственному контракту.

Варварушку уже начали оплакивать, понимая, что старинный храм, раскатанный на бревна, скорее всего, не дотянет до лета и собирать его попросту будет не из чего.

У ООО «Эшелъ» сейчас «горячая пора» - в одном из исков ФГКУ «Центрреставрация» требует взыскать с него около 114 млн рублей за невыполнение работ по другому государственному контракту.

Из комментариев на сайте «Хранители наследия»:

Валерий Близнюк (декабрь 2016-го): «Совершенно очевидно было, что храм перевозить - ошибка! Я был там дважды, в 1981 и 1986 годах, я видел иконы на стенах этого храма, жил у гостеприимных людей этого поселка, мне рассказали удивительную историю жизни этого места в прошлом. Храм, поселок и небольшое озеро были в едином ансамбле и вместе составляли целое! Единый памятник! Реставрация храма на родном месте вернула бы туда людей. В итоге нет красоты места и не будет красоты храма, а будет новодел. А год назад была надежда. Жаль, не успел съездить попрощаться ...»

В группе «Сельские церкви России» к обсуждению судьбы Варваринской церкви попросили присоединиться Юлию Алипову, которая на тот момент занимала должность первого замминистра культуры РК (сейчас она возглавила Госкомитет РК по охране объектов культурного наследия, образованный в сентябре прошлого года). Вот ее комментарий (10.01.17): «С мая 2016 г. мы писали о сложившейся ситуации во все инстанции. Наши просьбы о продолжении реставрации поддержали в Министерстве культуры РФ, обещают заключить государственный контракт на 2017-2018 гг. Перед Новым годом с помощью музея-заповедника “Кижи” над складированными конструкциями выполнены навесы (с учетом сжатых сроков перевозки они были устроены не над всеми штабелями). Сейчас ищем средства на перевозку оставшихся конструкций из Яндомозера».

В попытке разобраться в этой истории, было изучено множество документов. Одним из последних на сайте Минкульта РФ была обнаружена справка (датирована 27.01.17) о проведенной внеплановой проверки действий министерства культуры Республики Карелия в отношении двух объектов культурного наследия, одним из которых является Варваринская церковь. Так вот, судя по этой справке, выявленные нарушения отсутствуют. Ну да, мы же помним, что нам говорили - все идет по плану!

Эпилог

«Была я и в Яндомозере, была я и в Типиницах, - написала 12 марта на своей страничке в “Фейсбуке” москвичка-путешественница Ольга Савина. - Все, что я увидела и там, и там - это груды бревен: в Яндомозере просто под снегом, в Типиницах - частично покрытые полиэтиленом. Маркированы из них на первый взгляд, дай бог, 10%. Местные жители, увидев, что я фотографирую эти развалы, чуть не плача рассказывали о совершающемся варварстве. То, что осталось от уникальной церкви, гниет по разным местам, и скорее всего непонятно, можно ли собрать церковь снова и как это можно сделать. И как же могло такое получиться, что именно люди, призванные охранять то, что свято для сердца каждого русского человека и прекрасно для взора человека вообще любой национальности и вероисповедания, - оказались теми самыми варварами?»

«Общественный контроль» направляет данный материал министру культуры РФ Владимиру Мединскому, который очень часто демонстрировал радение за историю страны, а также врио губернатора Республики Карелия Артуру Парфенчикову, которому предстоит все-таки что-то делать с этим «наследством» Александра Худилайнена.

Фото Варваринской церкви - Елена Куракина
Фото досок под снегом - Ольга Савина
Фото перевозки - Виталий Лях

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии