Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +13 погода в Петербурге
Доллар 62.87
Евро 70.79
Юань 9.14

Как чиновники на таксистов попытались наехать

 Фото: Сергей Вдовин/«Интерпресс» Фото: Сергей Вдовин/«Интерпресс» Комитет по транспорту решил провести показательную акцию отлова таксистов-нелегалов. Однако журналисты засомневались, стоит ли один пойманный неудачник таких спецопераций

Комитет по транспорту пригласил журналистов, как следует из обращения, в пресс-тур, посвященный соблюдению законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Представители СМИ ожидали, что будут участвовать в спецоперации по выдворению «левых» бомбил с парковок около наиболее лакомых мест: аэропорта, вокзалов, торговых центров. Или хотя бы понаблюдают, как таксисты обманывают пассажиров, накатывая лишние круги за дополнительные деньги. Но нет - все оказалось проще.

Гаишник в кустах

Встреча была назначена в строго оговоренное время у дверей комитета по транспорту. Его представители объяснили смысл спецоперации: из разных концов города некие подсадные утки вызовут два разных такси, которые привезут пассажиров прямо к дверям комитета. А тут, как черти из табакерки, на них выскочат специалисты ведомства и сотрудники ГИБДД, которые проверят наличие разрешения на перевозку пассажиров, таксометра, опознавательных фонарей оранжевого цвета, а также цветографической схемы, «представляющий собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке». Или, по-русски, шашечек.

Журналисты были несколько удивлены такой организацией рейда, или пресс-тура, но делать было нечего - стали ждать. Пока ждали, главный специалист отдела контроля и безопасности на транспорте одноименного комитета Анатолий Зайцев рассказал, что в настоящее время в Санкт-Петербурге выдано 35 382 разрешения на перевозку пассажиров легковыми такси. Он также уточнил, что операции по отлову таксистов-нелегалов проводятся недавно - с конца 2016 года, и уже оформлены 5 материалов об изъятии средств нелегальных перевозок.

Чиновник объяснил, что это означает. Если проверяющим повезет и будет выявлен таксист без соответствующих разрешений, шашечек или иных опознавательных знаков, то комитет по транспорту как уполномоченный орган имеет право применить к нему санкции: штраф до 2,5 тысячи рублей либо, в наиболее вопиющих случаях, временное изъятие транспортного средства на срок не более трех месяцев - до соответствующего судебного решения. В ожидании суда железный конь будет находиться на штрафстоянке. Пока - бесплатно для владельца.

Впрочем, по словам представителей ведомства, вполне ожидаемо больше всего нарушений у тех, кто разрешение имеет, то есть у официальных перевозчиков. На них же поступает и больше всего жалоб от пассажиров. Этот вроде бы парадокс объясняется просто: они на виду - и их легче найти и проверить. Тех же, кто работает на сером рынке благодаря сервисам-агрегаторам (в первую очередь эксперты говорят о Uber), поймать можно только случайно. И наказание получит не условная диспетчерская, не сам агрегатор, а конкретный водитель.

«Никаких полномочий в отношении диспетчерских у нас нет. В очень редких случаях можно привлечь Роспотребнадзор или Роскомнадзор. Нормативная база пока еще только прорабатывается, и когда она будет - неизвестно», - констатируют специалисты комитета по транспорту.

… Тем временем на такси подъехал наш подсадной пассажир. Он успел удрать, а водителя остановили и попросили предъявить документы. Впрочем, и без документов было ясно, что попался таксист-нелегал: машина без шашечек, фонаря, таксометра и - самое главное - без разрешения на перевозку пассажиров легковым такси. Немолодой водитель признался, что заказ получил через Uber. И печально ушел вместе с чиновниками и полицейскими сдаваться.

По словам Анатолия Зайцева, нарушитель оказался особо злостным (разрешения-то нет) и потому вполне может лишиться своего автомобиля на несколько месяцев. Но, несмотря на довольных добычей проверяющих, нам было водителя жалко. Не от хорошей жизни решил он «побомбить» на своей кредитной «Шкоде». Да и попался один - из тысяч и тысяч.

Василий Киселев: «Не с теми боретесь, господа»

По словам представителей комитета по транспорту, получить разрешение на перевозку потенциальному таксисту просто: надо зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем, представить в комитет документы на автомобиль, паспорт, водительские права и заплатить пошлину 310 рублей. Потом нанести разметку на свой автомобиль, купить фонарь, установить таксометр и повесить в салоне информацию о себе или своей компании. Всего это все обойдется примерно в 20 тысяч рублей. Причем любопытно, что разрешение выдается не на человека, а на машину. То есть фактически можно оформить автомобиль и сдавать его в аренду сколько угодно. И даже нанять собственного диспетчера, если средства позволяют. Или подключиться к любому из сервисов-агрегаторов, а там уже - как повезет.

Но нас не оставляли смутные сомнения, что мы вместе с проверяющими занимаемся какой-то профанацией: получается, под раздачу попадают в основном те, кому попросту не повезло оказаться в ненужном месте в ненужное время, а также крупные легальные перевозчики. А тем временем по городу ездят тысячи такси, сесть в которые действительно бывает попросту опасно. В комитете по транспорту сообщили, что количество жалоб на таксистов растет с каждым днем - впрочем, как и количество самих таксомоторов в Петербурге. И что с ними делать - непонятно. Весь профильный отдел комитета по транспорту - 2-3 человека.

ОК-информ обратился с просьбой прокомментировать ситуацию к председателю Ассоциации перевозчиков пассажиров Василию Киселеву.

- Такси в последнее время представляют серьезную альтернативу общественному транспорту, вот комитет по транспорту и беспокоится. Если 2-3 года назад в городе было зарегистрировано около 1 200 таксомоторов, то сейчас - более 30 тысяч. Люди стали пользоваться такси чаще, чем общественным транспортом. Поэтому тут борьба с нелегалами объясняется, в том числе, и тем, что рынок пассажирских перевозок надо во что бы то ни стало сохранить.

- Но получается, что проверяют в основном как раз законопослушных перевозчиков? Потому что один-два пойманных нелегала на таких рейдах - это как-то несерьезно.

- Организация системы контроля государства зиждется только на крупных компаниях. По нелегалам они не бегают. Легальные перевозки пассажиров стоят архидорого, и отсюда проблема, что по себестоимости затрат мы не укладываемся в приемлемые ценовые категории. А поездка через агрегаторы уже стоит всего рублей 150-200. Легальным перевозчикам надо содержать автопарк, платить людям зарплату, оформлять документацию. Поэтому многие не идут в таксомоторные предприятия, а просто используют в качестве такси свой частный транспорт, и я не думаю, что они заносят его в базу и имеют разрешения.

- А как же вопросы безопасности перевозок? Получается, что, вызывая такси через агрегаторы, никто не может быть в безопасности?

- Здесь вообще нет общественного контроля, он невозможен. Я как потребитель не могу проконтролировать, на какой машине я еду, кто водитель. Автомобиль не брендирован, агрегаторы сейчас берут всех подряд - и цветных, и с шашечками, и без них. Я считаю, что государственный подход, нормальная методология - это как, например, в Баку. Когда волевым усилием властей все таксисты были пересажены на лондонские кэбы, а водителей заставили получать специальный «Знак отличия». А у нас считают, что прилюдно поймать и наказать одного -  этого достаточно.

- Имеет ли вообще смысл легализовать деятельность такси? Может быть, пусть рынок решает?

- Мы сейчас находимся на уровне начала развития всей системы перевозок. Но надо мыслить более масштабно, а не стрелять по воробьям. Например, одна из самых жизнеспособных компаний - Uber - уже уничтожила такси в США. Теперь они у нас. Они не требуют разрешений, тем самым подставляя своих водителей. Но силища за ним стоит огромная, так как программатор позволяет любому подключиться к системе - хоть с разрешением, хоть без него. И потому легальные перевозчики бьют тревогу, компании закрываются. Надо подходить к этой проблеме глобально: как накрыть тот же Uber. Он подавляет всю легальную деятельность.

По данным опросов ВЦИОМ, россияне за последние 2 года стали пользоваться услугами такси вдвое чаще. Кроме того, три четверти опрошенных высказались за необходимость развивать сервисы-агрегаторы, не имеющие собственного парка. Получается, что народ между «вам шашечки или ехать» выбирает последнее.

Фото OK-inform.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика