Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 99.42
Евро 106.3
Юань 1.36

Как прервать наркотриллер, пока ты еще не умер

 Фото: Евгения Дылева Фото: Евгения Дылева Процент исцелившихся от наркомании слишком мал по сравнению с числом наркозависимых. Виноваты сбои в системе: годами говорим о необходимости наводить не временные переправы, а мосты между службами и людьми, причастными к выявлению, лечению и реабилитации наркозависимых, а взаимодействия как не было, так и нет. Шанс на перемену участи невелик и дается немногим. Но то, что такое случается, все-таки - факт

Куда маятник качнется

… Леша умер в 27 лет. Примерно с 16 рушил все положительное, что было дано от рождения. Когда заканчивал школу (не простую, с углубленным изучением иностранных языков), ему прочили перспективное будущее. Но победили наркотики, со временем отягощенные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Время от времени обещал близким взяться за ум - даже в реабилитационный центр как-то отправился, но бежал после недолгой ремиссии и стал заниматься распространением «дури», оказался в тюрьме. «Мне кажется, он так ничего и не понял - был в несознанке. Наркотриллер - это когда ты даже не понял, что умер», - сказала его родная сестра на поминках…

… Свету подсадил на наркоту знакомый - одноклассник брата. Благополучная семья, двое детей, достаток. Чего же ей не хватало? Наверное, каких-то новых ощущений. «Думала, раз-два попробую - и хорош… Затянуло. Под нажимом родителей пыталась выскочить - пока лежала в больнице, настраивалась на это. Когда вышла, сорвалась. В реабилитацию старалась вписать мама - сначала не поехала в центр потому, что объяснили: едешь без мобильного телефона. Потом все же сдалась, стала привыкать к правилам, которые здесь предложили. Что дальше? Не знаю. Мы как весы - что перетянет. Или как маятник - непонятно, куда качнется…»

Перемена участи

На территории Ленобласти, в поселке Саперное - 85 км от Санкт-Петербурга - работает реабилитационный центр, который в 1996 году открыл отец Сергий (Бельков) - настоятель церкви Коневской иконы Божией Матери.

Интересно, что в мирской жизни Сергей Бельков был старшим оперуполномоченным Ленинградского уголовного розыска по особо важным делам. На рубеже девяностых получил благословение на священство от отца Иоанна Крестьянкина и несколько лет служил экономом в монастыре на острове Коневец. Только затем занялся строительством деревянного храма в Саперном.

«С 1992 года я был в должности эконома на Коневце, в островном монастыре с более чем 600-летней историей, и впервые столкнулся с проблемой наркозависимости, - вспоминает отец Сергий. - Тогда страдающие от этого недуга юноши и девушки, не сумевшие получить помощь в миру, шли к нам по льду Ладоги с надеждой изменить свою жизнь. На острове я приобрел первый опыт работы с наркозависимыми, но там от этого отвлекающего от монастырской жизни направления давно отказались».

Что было вначале

В 1994 году отца Сергия направили строить деревянный терем-храм Коневской иконы Божией Матери в Саперном, и через год он был возведен практически на месте стихийной свалки, рядом с кладбищем. А в 1996 году к нему обратились из организации «Новый паломник» (такой службы уже не существует) с просьбой взять на себя труд заняться непростым реабилитационным делом. «Мы согласились, и 12 апреля того же года в рамках комплексной социальной реабилитационной программы “Обитель исцеления” к нам прибыли первые четыре хлопца и три девушки, - рассказывает отец Сергий. - Со временем это их число увеличилось до 25-28 человек. Сложно работать с разнополой группой. Взрослые люди, они начинают влюбляться друг в друга и больше думать о совместной жизни, нежели о реабилитационном процессе. Я намучился с ними, - признается священнослужитель. - У нас было больше возможностей для трудотерапии мужчин, собственная столярная мастерская. Поэтому мы сосредоточились на их реабилитации. Но оставалось чувство вины. Понимали, что женщины, конечно, имели возможность податься в женские монастыри, но там им могли предложить только смотреть, как живут монахини, и следовать их примеру, а реабилитацией профессионально никто не занимался. Поэтому в 2008 году мы возобновили программу реабилитации для женщин, но в Торфяном, где открыли женский центр».

Готовность к спасению

Многое из убранства храма в Саперном сделано руками подопечных. Батюшка не без гордости демонстрирует храмовую икону, написанную одним из проходивших реабилитацию талантливых ребят.

Несмотря на более чем 20-летнюю историю, в первый раз центр был официально признан государством только в 2011 году, когда отцу Сергию вручили первый в России сертификат соответствия, подтверждающий то, что предложенная центром программа «Обитель исцеления» эффективна.

Правила в центре строгие. Связь с внешним миром, способная перечеркнуть реабилитационный процесс, сведена к минимуму. В частности - исключены мобильная связь, Интернет. Ограничено число звонков и писем, под запретом курение, спиртное и, конечно, наркотики. Родители к дочери или сыну могут приехать только один раз в четыре месяца. «Иногда даже самые близкие люди не ведают, что творят, - говорит отец Сергий. - Тем, кто утверждает, что совсем закрыться от мира нельзя, объясняю, что речь идет о реабилитации тех, кто готов к спасению».

Отец Сергий припомнил: «Одна девушка наотрез отказалась к нам ехать без мобильного телефона. Понимаем: значит, еще не готова. Помню парня, который поначалу просил родных передать ему лыжи, а когда спустя некоторое время мы ему об этом напомнили, отмахнулся: и без того дел по горло».

По наблюдениям отца Сергия, со временем мало что меняется: причины наркозависимости у каждого подопечного - свои, но главная - неверно расставлены жизненных приоритеты.

В областной реабилитационный центр претенденты на перемену участи уезжают не сразу. Для начала посещают дневной стационар в Петербурге, где идет индивидуальная работа: желающие избавиться от зависимости взвешивают свои силы, проверяют, насколько готовы полностью изменить образ жизни.

Совместные послушания

Женский центр в Торфяном - первый в стране женский православный реабилитационный центр. Сегодня здесь живут подопечные не только из России, например - из Красноярской области, но и из ближнего зарубежья, даже украинская девушка, которую сюда привезли родители.

Девушки больше любят говорить о настоящем: распорядке дня, включающем как фермерские, так и храмовые заботы; о 25 сортах яблок, которые собирают по осени в своем саду; о коровах, которых обихаживают и доят; о сладких булочках, которые пекут сами, и т. д.

Как объясняет отец Сергий, раздельная реабилитация не означает, что «братья и сестры» не видятся друг с другом. У них есть совместные послушания. Ребята помогают девушкам с заготовкой дров, в строительных и ремонтных работах, а девушки под руководством монахини Николаи обустраивают ландшафт в мужском центре, делают по хозяйству то, что требует женских рук.

В целом реабилитация состоит из нескольких компонентов: духовного, педагогического, психологического, образовательного и социального. Человека, который бесплатно и добровольно здесь находится, в центре никто не держит - в любое время можно уйти, но за воротами зачастую ждет возврат к прежней жизни и гибель.

Для готовых слушать и слышать

Среди гостей, приехавших познакомиться с реабилитационным опытом в этих местах во время месячника борьбы с наркоманией и наркобизнесом, оказались сотрудники и подопечные Отделения социальной помощи семье и детям, созданного в 2008 году на базе КЦСОН Красносельского района Санкт-Петербурга. Приехали целенаправленно: проблемы наркозависимости волнуют многих.

В поле зрения 75 сотрудников отделения - около 600 семей с детьми.

«Cпециалистов и центров, рекламирующих свою деятельность, предлагающих собственные программы исцеления, немало. Но действительно помогающих - единицы. Поэтому такие поездки полезны - надо все увидеть своими глазами, - объяснила цель посещения Саперного и Торфяного заведующая отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Юлия Левицкая. - Об этих центрах реабилитации мы наслышаны, поэтому взяли с собой подопечных, готовых слушать и слышать. Старались подходить с пониманием, кого можно пригласить, а кого нельзя. Сегодня поехали семь человек, сомневающиеся - остались дома. Думаю, даже если один-два человека из общего числа зависимых и их созависимых родственников поверят в возможность реабилитации, наша задача выполнена. Замыкаться в стенах центра бессмысленно. Специалисты, психологи, руководитель центра, заведующие отделений это хорошо понимают: для того, чтобы помогать, нам нужна не только дополнительная информация, но и личные впечатления».

Решиться не умирать

В конце апреля президент России Владимир Путин, говоря на заседании Совета Безопасности РФ о ситуации с наркозависимостью в стране, привел данные статистики, согласно которым в РФ насчитывается более 600 тысяч наркоманов (по разным оценкам неофициальных источников, их намного больше - от 2 до 7,5 млн).

В Санкт-Петербурге, по официальным данным, на учете состоит 11 тысяч человек, употребляющих наркотики, 28% из них - женщины. По неофициальным данным, например - итогам опроса, проведенного сотрудниками фонда «Гуманитарное действие», только использующих инъекционные наркотики в городе более 30 тысяч человек, около 11 тысяч из них - женщины.

…Храм в Саперном стоит на валунах - такая строительная традиция особенно популярна в соседней Карелии. Символично: валуны - надежда на то, что кому-то (жаль, что немногим) удастся ощутить под ногами твердую поверхность, прервать свой наркотриллер - решиться не умирать, а жить дальше.

Фото Евгении Дылевой.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии