Приемные семьи в России опустили ниже плинтуса
Проблем у приемных семей немало. Но, как отметила на съезде уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова, выступившая одним из инициаторов создания Ассоциации «Ребенок дома», приемные семьи привыкли решать свои проблемы в одиночку.
Личная информация становится достоянием общественности
- Количество приемных семей растет, но каждая вроде сама по себе. А ведь только вместе мы - сила. Так и родилась идея Ассоциации, - рассказала детский омбудсмен, уточнив, что изначально предполагалось создать мощное петербургское родительское объединение, но потом было решено замахнуться на весь Северо-Запад. И на первом съезде присутствовали приемные семьи из Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Архангельской и Псковской областей, Республик Коми и Карелии.
Целей и задач у Ассоциации «Ребенок дома» немало, основные из них - это юридическая поддержка и защита интересов приемных семей, создание условий для полноценного развития детей, популяризация всех форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а еще - формирование положительного образа приемной семьи.
«Проблем много, и вместе мы бы смогли их решить, но необходимо, чтобы СМИ помогали формировать положительный образ приемных семей, а не шельмовали их, называя приемное родительство заработком, которое нужно жестко контролировать»
Мария Эрмель, президент Ассоциации «Ребенок дома», воспитывающая девять приемных детей, пояснила, что сегодня в России сформировалось искаженное представление о приемной семье и во многом - благодаря стараниям журналистов. Эту мысль развила Любовь Брайнина, которая не только многодетная приемная мама, но и сама - журналист. Она напомнила историю семьи Дель, о которой писали все СМИ в начале 2017 года.
- Роль приемной семьи сегодня ниже плинтуса из-за событий, которые были в начале года. Эти события показали, что приемные семьи не защищены, личная информация в любой момент может стать достоянием общественности, несмотря на существующие законы о защите персональных данных и прочие. СМИ публиковали непроверенную информацию, создавая при этом стойкий образ приемной семьи, которая берет детей только ради денег. В результате в обществе стали говорить, что в приемных семьях нет любви, а только корыстные интересы. Но когда выворачивали карманы семьи Дель, не считали, какие расходы необходимы на содержание восьми приемных детей в Москве, - отметила Любовь Брайнина.
Она говорит, что после этой истории несколько семей отказались от своего намерения усыновить ребенка, потому что почувствовали свою полную незащищенность.
- Очень часто люди, говоря о приемном родительстве, ничего не знают о нем. Приемных детей считают либо отбросами, детьми наркоманов и алкоголиков, которым не место рядом с домашними «белыми и пушистыми» детьми. Либо же приемных детей считают «белыми и пушистыми», и если что-то пошло не так в школе, например, то это целиком и полностью вина приемных родителей. При этом дополнительной адаптацией и коррекцией поведения приемных детей сегодня в школах не хотят заниматься. Проблем много, и вместе мы бы смогли их решить, но необходимо, чтобы СМИ помогали формировать положительный образ приемных семей, а не шельмовали их, называя приемное родительство заработком, которое нужно жестко контролировать, - считает Любовь Брайнина.
Нормы для детских домов переносят на приемные семьи
Татьяна Дорофеева, психотерапевт, возглавляющая службу сопровождения приемных семей благотворительного фонда «Дети ждут», входящего в Ассоциацию, уверена, что объединение усилий поможет детям, однажды испытавшим чувство одиночества, увидеть красоту этого мира. И помощь эта должна стать задачей не только приемных родителей, но и других взрослых, с которыми дети ежедневно контактируют.
По статистике дети, выросшие в детских домах, менее социально адаптированы, чем дети, выросшие в приемных семьях. Но государство почему-то пытается перенести нормы, действующие для детских домов, на приемные семьи - сколько и чего ребенок должен съедать, сколько трусов иметь…
- Помощь в адаптации должна быть и внутри образовательных учреждений. Для этого необходимо, чтобы с детьми, родителями и педагогами школ работали специальные группы, - рассказала Татьяна Дорофеева о еще одном важном направлении работы Ассоциации «Ребенок дома».
Юрист Александр Тюлькин, разработавший все учредительные документа Ассоциации, разделил мнение о том, что приемную семью необходимо поощрять и поддерживать, но для этого нужно привести в порядок российское законодательство. Он назвал несколько статей Семейного кодекса, которые позволяют выдернуть детей из приемных семей. Например, в статье 121 этого кодекса говорится, что дети могут остаться без попечения родителей по болезни последних, но какой именно - не уточняется. Выходит, что лишить ребенка опеки можно, если у его родителя возник насморк?
- По статистике дети, выросшие в детских домах, менее социально адаптированы, чем дети, выросшие в приемных семьях. Но государство почему-то пытается перенести нормы, действующие для детских домов, на приемные семьи - сколько и чего ребенок должен съедать, сколько трусов иметь… Но детский дом и приемная семья - совершенно разные институты! Я считаю, что и органы опеки и попечительства наделены слишком большими полномочиями, при этом их оценки почти всегда субъективны. Поэтому Ассоциация «Ребенок дома» берет на себя роль связующего звена между государством и приемной семьей. Она будет информировать приемные семьи об их правах, оказывать юридическое сопровождение в частных случаях и разрабатывать типовые документы для стандартных ситуаций, с которыми семьи сталкиваются регулярно, - объяснил Александр Тюлькин. Он напомнил, что и законы можно менять в пользу приемных семей, но только если действовать сообща.
Государство нарушает тайну усыновления
За юридическую поддержку приемных семей выступила и многодетная приемная мама Лада Уварова, председатель движения «Петербургские родители». Она рассказала, что ее дети усыновлены, но, несмотря на тайну усыновления, охраняемую законом, ей доводилось сталкиваться с тем, что районная поликлиника нарушала права ее семьи.
- Однажды сосед по лестничной площадке передал мне опросник, оставленный в мое отсутствие дома представителями поликлиники. В этом опроснике надо было рассказать, что и сколько едят мои дети, когда они проходили диспансеризацию… Я всегда думала, что через три года после усыновления мои отношения с государством должны закончиться. А тут такая глупость! Что говорить о семьях с другими формами опеки? Они еще менее защищены, - рассказала Лада Уварова.
По ее мнению, ничто так не мотивирует на объединение, как наличие общих проблем и желание их решить.