Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Почему нельзя покупать черешню у метро

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform «Общественный контроль» вместе с Александром Виноградовым, руководителем петербургской общественной организации по защите прав потребителей «Потребнадзор», проверил, как полиция реагирует на обращения о нелегальной торговле у метро

Мы договорились с Александром встретиться у станции метро «Озерки» вечером буднего дня. По словам активиста, он несколько лет наблюдает за тем, как в Выборгском районе Петербурга нагло действуют нелегальные торговцы сезонными фруктами и овощами, а полиция и чиновники бездействуют. При этом именно в «Озерках» торговцы не стесняются говорить, что у них здесь все куплено и им плевать, кто там на них жалуется, - бойкую торговлю это не остановит.

Приехав на несколько минут раньше договоренного времени, вижу, что возле выхода из метро с обеих сторон лестничного спуска стоят прилавки на колесиках, заваленные черешней по 170-220 рублей за килограмм. Люди мимо не проходят. В очереди за витаминами встречаются и сотрудники метрополитена, и курсанты университета МВД, чье общежитие находится неподалеку. И никого не смущает, что документов на спелые ягоды нет, что чеков при покупке не выдают и что нет возможности проверить на контрольных весах, не обвешивают ли. А за спинами девушек-продавцов стоит группа смуглых товарищей человек в семь-восемь, внимательно следящих за торговлей и подносящих ящики с черешней откуда-то из-за угла.

Пока жду Александра, вижу, как к этим товарищам подходят двое полицейских, что-то говорят - и лотки с черешней по условному сигналу разъезжаются в разные стороны: один скрывается за киоском «Союзпечати», второй прячется за парапетом. Но прятки, скажу вам, так себе - найдет даже годовалый ребенок, хотя сотрудников правоохранительных органов все устроило.

Полицейские еще несколько минут пообщались с южными товарищами и отчалили восвояси. А продавцы вернулись на исходные «хлебные» позиции.

Правоохранительный пинг-понг

Тут и Александр подошел.

- Это вы полицию уже вызвали? - спрашиваю у него.

- Нет. Наверно, кто-то сейчас из метро выходил, кто не должен видеть нелегальную торговлю, - предположил Александр Виноградов и, чтобы не терять времени, набрал «112», дабы оставить свою заявку о нарушении закона.

Активисту пришлось напомнить полиции, что, согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга № 1045 от 27.09.2012, торговать на расстоянии ближе 50 метров от наземных вестибюлей станций метрополитена запрещено, за исключением розничной продажи цветов, периодической печати, театральных билетов и билетов на городской общественный транспорт. Александр попросил, чтобы на место выехали сотрудники, которые пресекли бы нелегальную торговлю и изъяли продукцию, которая реализуется незаконно. Звонок был сделан в 17 часов 42 минуты.

В ожидании полиции мы прогулялись по округе. Заметили старенький фургончик Mercedes, припаркованный на тротуаре между торговыми павильонами вдоль проспекта Энгельса, откуда торговцы приносили ящики с черешней, и еще один прилавок с ягодами, стоящий на подходе к вестибюлю метро со стороны Выборгского шоссе, опекаемый все теми же товарищами. А товарищи заметили нас и попросили фотографа не снимать, ведь «это уличная торговля». При этом торговцы были предельно вежливы, не настаивали, поэтому Денис все-таки сделал удачные кадры.

По прошествии получаса Александр повторил звонок, но по номеру «112» ему ответили, что жалоба переадресована в УМВД по Выборгскому району, и дали его номер.

Туда Александр пытался дозвониться минут 15 - номер был занят. А когда дозвонился, услышал, что надо звонить в 58-й отдел полиции, информация спущена туда и на нее должен отреагировать участковый.

Александра не устроил этот правоохранительный пинг-понг. Он объяснил, что в данном случае участковый не нужен, а нужны сотрудники ППС, поскольку один участковый не сможет пресечь нелегальную торговлю, доставить нарушителей в отдел полиции и вывезти товар, которым незаконно торгуют. Но на том конце провода придерживались иной точки зрения.

Раз, два, три, четыре, пять - участковый пришел искать

Отметим, что в третий раз при телефонном общении с сотрудницей полиции Выборгского района, которую, судя по всему, не вдохновила гражданская позиция Александра, он сообщил, что является членом общественного совета по развитию предпринимательства и потребительского рынка при комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, дабы ожидание участкового не растянулось на несколько часов. И это помогло. Потому что в 18 часов 46 минут торговцы вновь разбежались по сторонам, оставив после себя лишь раздавленную черешню на асфальте. А через минуту явился молодой участковый. Он спросил, мы ли звонили в полицию, и сообщил, что раз торговли в незаконном месте нет, то и дела административного тоже нет (почти как «Нет тела - нет дела»).

- А почему за минуту до вашего прихода торговцы убежали вон за тот угол? - спрашиваем.

- Вы видели, что я их предупреждал о чем-то?

- Нет.

- Если я кого-нибудь выявлю, то что-нибудь сделаю. Но, к сожалению, ничего не получается, - сказал участковый уполномоченный полиции и удалился. Играть в прятки - не его работа.

И спустя мгновение после его ухода уличные торговцы под звуки уличного оркестра выкатили свои прилавки, у которых тут же собралась толпа покупателей.

Все это было похоже на театр абсурда.

- К журналистам претензий нет, они делают свою работу, - начали с нами разговор южные товарищи.

 - Но, слюшай, ты зачем сюда два года ходишь, как ман**вошка? - обратился один из них к Александру Виноградову.

Торговцы согласились, что работают незаконно. Но это потому, что у них денег на аренду торговой точки нет, а семьи кормить надо.

- А ты нам мешаешь на хлеб зарабатывать, тебе делать нечего, что ли? Уличной торговлей администрация занимается и полиция, а тебе чего от нас надо? - не унимались торгаши.

Они клялись, что никаких взяток полиции и администрации не дают, но на вопрос, кто же их тогда предупредил о проверке, не ответили. А еще назвали Александра вымогателем. Мол, он жалуется на них, потому что хочет долю иметь от их заработка, а они не дают, говорил один торговец. А другой утверждал, что предлагал Александру деньги, но тот не взял, потому что мало. Зато в других местах ему платят хорошо, он там и не появляется со своими общественными инспекциями.

375 тысяч рублей выручки за пять часов

Эти обвинения Александр слышит не в первый раз. Говорит, что проблема в том, что в Петербурге действительно есть некоторые общественные активисты, которые собирают деньги с нелегальных торговцев, называя это «законным налогом».

- Я считаю, что деньги за розничную торговлю на улице должны идти в бюджет муниципалитетов и районов и только. На них можно организовать цивилизованные торговые места в разрешенных местах для тех же торговцев сезонными фруктами-овощами за разумную арендную плату, а для бабушек предоставлять места бесплатно. Правда, и с бабулями не всегда все гладко. Наблюдал, как у тех же «Озерков» бабушка продавала клубничку якобы со своего огорода, а пополняла стаканчики из фургона Равшана. А в переходе в Купчино несколько лет торгует клубникой пенсионерка лет 75, у которой, как выяснилось, старший сын работает в полиции. На нее уже больше 100 административных протоколов составлено за нелегальную торговлю, а она только и говорит: «Вы пишите, голубчики, пишите», потому что знает, что ей ничего не будет. Продает по паллету клубники в день. Две квартиры купила, - рассказал Александр Виноградов.

А еще он помог подсчитать, сколько зарабатывают нелегальные торговцы у метро. За час, что мы наблюдали за ними у «Озерков», они с одного прилавка продали около 20 ящиков черешни, в каждом из которых по 7-8 килограммов ягод. Это около 25 тысяч рублей выручки в час с одной точки. Точек три. Стоят они на выходе из метро примерно с 17 до 22 часов, то есть пять часов. Выходит - 375 тысяч рублей выручки за один вечер. Минус плата за то, что они торгуют. По словам Александра, это 6-8 тысяч рублей с одного прилавка. Минус себестоимость товара, который берется на питерской овощебазе. Сейчас черешню там можно брать за 100 рублей за килограмм. Неплохо, не правда ли?

- Так покупателям все равно, платят налоги уличные торговцы или нет, если у них тот же товар, что и у сетевиков, но зато - подешевле и по пути домой, - говорю Александру.

- Но если вы купите ту же черешню в легальном магазине и вдруг отравитесь, то магазин выплатит вам компенсацию. Главное - чек сохранить. К тому же цены на черешню сейчас везде примерно одинаковые. А здесь вы рискуете своим здоровьем и кошельком, потому что обвешивают, да еще и кормите коррупционеров. А легальный малый бизнес страдает, потому что не может конкурировать с уличными торгашами, которые не платят аренду и налоги, - объяснил борец с незаконной торговлей.

Это, конечно, личное дело каждого - покупать черешню и прочие «витамины» без документов у метро или нет. Но пока общественность голосует рублем, полиция и чиновники закрывают глаза на происходящее, потому что им это выгодно. А вот в Кудрово, например, пару недель назад жители объединились и все-таки прогнали незаконную ярмарку, возникшую под их окнами. А одиночные жалобы эффекта не давали.

Тут надо добавить, что, когда готовился этот материал, администрация Выборгского района провела горячую линию по вопросам в сфере нарушения законодательства. Один из них касался незаконной уличной торговли. Жителя района интересовало, когда прекратится торговля овощами в палатках у метро. Замглавы районной администрации Виктор Полунин ответил, что борьба с незаконной торговлей успешно реализуется.

- Специалистами отдела благоустройства во взаимодействии со специалистами отдела потребительского рынка, отдела по вопросам законности и представителя Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Петербурга регулярно проводятся рейды у станций метрополитена «Удельная», «Озерки», «Парнас», «Проспект Просвещения». С начала года составлено уже 19 протоколов по 44-й статье, из них 12 - за торговлю у метро «Проспект Просвещения». «На территории района освобождено от движимого имущества третьих лиц 45 участков, включая 10 палаток по реализации овощной продукции», - процитировала замглавы Выборгского района пресс-служба.

Уже 19 протоколов! Это почти по одному раз в неделю! Вот уж действительно - успешная борьба с нелегальной торговлей! А как она ведется, мы увидели.

Фото Дениса Тарасова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, морской инженер, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии