Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Лоси против: ДТП с сохатыми вышли на региональный уровень

 Фото: www.shutterstock.com Фото: www.shutterstock.com С начала 2017 года на территории Ленинградской области произошло 131 ДТП с участием диких животных. В девяти из них погибли 4 человека, еще 9 получили травмы, причем в шести случаях причиной ДТП стали лоси

Эту печальную статистику привел отдел пропаганды УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В дорожной полиции констатируют, что ДТП с дикими животными (и в первую очередь с лосями) происходят намного чаще, чем в прошлые годы. Полицейские просят автомобилистов внимательно смотреть на дорогу, особенно в темное время суток и при поездках в зоне знаков «Дикие животные», однако признают, что это малоэффективно. Виноваты и неосторожные водители, и сами сохатые. Известно, что против лося на дороге нет приема - он прет как танк, при этом длинноногая громадина способна в щепки разнести любой автомобиль.

ОК-информ получил эксклюзивный комментарий ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог “Северо-Запад” имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Упрдор “Северо-Запад”», бывший «СевЗапУпрАвтодор») и узнал, как дорожники собираются защищать федеральные трассы от лосей-камикадзе.

Страшнее лося на дороге зверя нет

В июне в социальных сетях петербуржцы предупреждали друг друга: «Внимание! Всем, кто ездит по Новоприозерскому шоссе! В районе развязки на Керро постоянно выходят на дорогу несколько лосей! Многие люди не раз видели. Они, не боясь, выходят на дорогу. Будьте осторожны! Новоприозерское шоссе, 6 утра!».

Проблема актуальна не только для ЛО, где ежегодно происходят до полутора сотен ДТП с лосями. В Финляндии, например, каждый год происходит около 1,5 тысяч ДТП с участием лосей и более 3 тысяч аварий с оленями.

Аналогичные предупреждения появляются в сетях и СМИ ежегодно. Судя по печальной статистике ГИБДД, победителей в этом противостоянии не бывает.

Проблема актуальна не только для Ленинградской области, где ежегодно происходят до полутора сотен ДТП с лосями, но и для многих других стран. В соседней Финляндии, например, каждый год происходит около 1,5 тысяч ДТП с участием лосей и более 3 тысяч аварий с оленями. В Суоми стараются огораживать скоростные трассы щитами или защитными сетками, освещать проблемные участки, но можно встретиться с сохатыми и на обычной автодороге. Подобная ситуация характерна и для Швеции. Там даже собираются оснастить автомобили Volvo специальной антилосиной защитой, которая будет распознавать животное на трассе и подавать специальный сигнал, а если ни лось, ни водитель не отреагируют, остановит автомобиль.

Самое страшное - непредсказуемость поведения лосей, поскольку чаще всего на дорогу выходят или неопытные годовалые лосята, которых мать буквально выпроваживает от себя во взрослую жизнь, либо самцы в период гона. Опасны и те, и другие. Первые ведут себя как пьяные подростки на свободе, непредсказуемо шарахаясь в разные стороны. Вторые (самцы) и вовсе воспринимают автомобиль как потенциального соперника и могут пойти на таран. С учетом того, что взрослый лось весит до 700 кг и может разбежаться до 40 км/ч, последствия ДТП печальны.

Как не стать жертвой лося

Зоологи говорят, что наиболее часто лоси выходят на дорогу в предрассветное время и пару часов после заката. Значит, в этот период надо быть особенно внимательным и ехать небыстро.

Лось поведет себя абсолютно неразумно при резком гудке, ослепляющем свете или выстреле. Скорее всего, он не убежит от машины, а кинется на нее. Лучше медленно остановиться и переждать, когда лось уйдет.

Обязательно реагировать на дорожные знаки «Осторожно, дикие животные». Их ставят не абы как, а исходя из маршрутов миграции последних.

Лоси, как правило, ходят группами. Поэтому за одним лосем непременно появятся еще несколько.

Не ожидайте от них рациональной реакции - лось поведет себя абсолютно неразумно при резком гудке, ослепляющем свете или выстреле. Скорее всего, он не убежит от машины, а кинется на нее. Лучше медленно остановиться и переждать, когда лось уйдет. Тут главное - не провоцировать зверя никакими резкими движениями и не дать волю его инстинктам. Скорее всего, животное все-таки уйдет в лес. При этом лось боится человека, а вот автомобиль он не воспринимает как опасность.

Сбил лося, белку, зайца - заплати штраф

Даже невольно сбитый безмозглый лось, кинувшийся под колеса, - это, согласно закону, ущерб животному миру, за который должен отвечать водитель. Суды почему-то весьма охотно штрафуют автомобилистов за наезд на лесных животных. Так, известен случай, когда в 2015 году 30-летней Ксении Колотенко, едва выжившей после ДТП с 500-килограммовой лосихой на трассе «Кола», присудили штраф в 200 тысяч рублей, причем лостха сама врезалась в боковую дверь автомобиля, перелетела через крышу и копытами умудрилась пробить двери с другой стороны.

Лося чиновники оценили в 40 тысяч рублей, олень на 5 тысяч дешевле, медведь обойдется в 30 тысяч, косуля - в 10 тысяч рублей. Кабаны, дикие северные олени стоят по 15 тысяч, барсук - 6 тысяч, соболи и выдры - по 5.

Для получения компенсации по КАСКО Ксении понадобилась справка из ГИБДД. И там ей сообщили, что необходимо оплатить штраф, выписанный в комитете по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира правительства Ленобласти - за порчу госимущества в виде лося. Сумма штрафа - от 40 до 200 тысяч рублей. Причем в формулу подсчета ущерба вошли еще и не родившиеся лосята погибшей. В дорожной полиции объяснили, что вне зависимости от того, виноват водитель или нет, штраф платить придется: недалеко от места аварии был знак «Дикие животные».

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в январе 2017 года озвучило стоимость каждого вольно или невольно убитого зверя. Так, лося чиновники оценили в 40 тысяч рублей, олень на 5 тысяч дешевле, медведь обойдется в 30 тысяч, косуля - в 10 тысяч рублей. Кабаны, дикие северные олени стоят по 15 тысяч, барсук - 6 тысяч, соболи и выдры - по 5, бобры и глухари - по 3 тысячи, тетерева - тысячу рублей. Самыми дешевыми оказались зайцы, дикие кролики, норки, гуси - по 500 рублей, белка - 250, а волки, лисицы и шакалы почему-то и вовсе по 100 рублей (за последних, судя по всему, вообще скоро начнут доплачивать).

Штрафы заплатит тот, кто убьет животное по неосторожности - а ДТП с обитателями леса как раз к ним и относятся. Кроме того, большинство страховых компаний могут отказаться выплачивать компенсации после «звериных» ДТП, если не будет акта, составленного ГИБДД.

«Электропастухи» на Р-21 «Кола» и «некие способы» на А-121 «Сортавала»

Лоси выходят в те места дорог, которые пересекают обычные пути их миграции. На таких участках, как минимум, должны быть предупреждающие водителей знаки. А еще лучше ограждать трассы от диких зверей, а зверей - от машин и освещать опасные участки. О том, что собираются предпринять в ФКУ Упрдор «Северо-Запад», нам рассказали представители федерального ведомства.

«Кола» стала первой автодорогой в Ленобласти, где установили «электропастуха» - средство удерживания диких животных на пути миграции с помощью электрического тока слабой силы.

«На балансе ФКУ Упрдор “Северо-Запад” состоят автомобильные дороги общего пользования федерального значения, проходящие по территориям лесных массивов - среде обитания диких животных. На таких участках постоянно фиксируются ДТП с участием диких животных, в которых наносится вред здоровью граждан, ущерб животному миру и имуществу участников дорожного движения», - сообщили ОК-информ в федеральном ведомстве.

Дорожники утверждают, что проблема получила статус регионального значения.

«В адрес ФКУ Упрдор “Северо-Запад” участились обращения органов местного самоуправления и Госавтоинспекции по вопросу повышения безопасности дорожного движения в части снижения количества ДТП с участием диких животных и установки ограждения, препятствующего выходу диких животных на проезжую часть. Также администрацией Ленинградской области были предоставлены участки миграции диких животных», - сообщил представитель ФКУ Алексей Измайлов.

Наиболее проблемная ситуация сложилась на участке федеральной автомобильной дороги Р-21 «Кола» (обход Лодейного Поля). Поэтому «Кола» стала первой автодорогой в Ленобласти, где установили «электропастуха» - средство удерживания диких животных на пути миграции с помощью электрического тока слабой силы. В настоящее время система «Электронный пастух» действует на трассе в районе км 219 - км 226 (обход Лодейного Поля).

«Это могут быть экодуки, мосты над дорогами, обеспечивающие проход животных над трассами, но это крайне дорогие технологии. Как альтернатива - на федеральных дорогах Северо-Запада применяются подземные скотопрогоны».

Сейчас в процессе оборудования аналогичной системой находится трасса А-114 Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 «Кола» на участках: км 401 - км 406, км 412 - км 416, км 517 - км 520, км 525 - км 527.

«Система “Электронный пастух” представляет собой средство удерживания диких животных на пути их миграции, предотвращая их хаотичный выход на проезжую часть, и направления удержанных животных в специально отведенном месте через проезжую часть. При этом специально отведенное место - это участок автомобильной дороги, работающий по принципу интеллектуальной системы, оснащенный средствами оповещения участников дорожного движения о приближении к месту выхода животных, соответствующими датчиками и электрооборудованием», - сообщили в ФКУ.

Кроме того, там же планируется установка деревянных стоек, монтаж датчиков движения, прокладка кабелей электроснабжения от источника питания, монтаж управляющей аппаратуры, установка опор и дорожных знаков с внутренней подсветкой и т.д.

Что касается А-121 «Сортавала» (особенно в районе развязки на Керро, где, по информации автомобилистов, наиболее часты ДТП с лосями), то, как сообщили ОК-информ в Упрдор «Северо-Запад», установка защитных систем «электронный пастух» в настоящее время там не планируется, но «проблематика нам известна, и мы над этим работаем». Как именно - в данный момент остается загадкой.

Что касается иных способов защитить людей и машины от лосей, то, как сообщили в федеральной службе, способы-то есть - денег нет.

«Это могут быть экодуки, мосты над дорогами, обеспечивающие проход животных над трассами, но это крайне дорогие технологии. Как альтернатива - на федеральных дорогах Северо-Запада применяются подземные скотопрогоны, соответствующие пути передвижения животных вдоль лесополосы, и переход представителя животного мира под существующими автодорогами, - рассказали в дорожной службе. - На основании статистических данных от ГИБДД составляется программа по оснащению других участков федеральных трасс средствами защиты от выхода диких животных, планы по их установке будут реализованы при условии доведения лимитов финансирования».

В ФКУ затруднились назвать точное количество скотопрогонных коридоров на федеральных трассах в Ленобласти, уточнив, что их строили еще в прошлом веке и сейчас более экологичными и безопасными считаются другие «зеленые коридоры» - например, те же экодуки. Которые, напомним, мы не строим из-за их высокой стоимости. Получается, что то же Новоприозерское шоссе (или сравнительно новенькая трасса А-121 «Сортавала») толком не оборудовано ни морально устаревшими старыми, ни современными дорогими коридорами для прохода диких животных. Так что водителям в ожидании федеральных «антилосиных» денег остается только внимательно смотреть, не покажутся ли из леса коварные рога.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии