Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Как борьба с курением превратилась в прибыльный бизнес

 Фото: Павел Волков Фото: Павел Волков Недавний доклад Роспотребнадзора показал: государство научилось очень ловко бить по карману курильщиков. Доля расходов россиян на табачные изделия за последние пять лет выросла почти в два раза. При этом наши курильщики не стали курить больше - просто сигареты резко подорожали

Эксперты уверены: несмотря на снижение числа табакозависимых, Россия почти исчерпала «позитивный ресурс» повышения цен на табак. Дальнейшее удорожание «палочек здоровья» не приведет к уменьшению числа курящих - зато спровоцирует уход в тень большой доли этого рынка. А также вызовет раздражение у населения, которое, как известно, лучше не злить.

Акцизом - по карману!

Доля расходов россиян на табак с 2011-го по 2016-й увеличилась почти вдвое, говорится в последнем докладе Роспотребнадзора. Это напрямую связано с увеличением акцизов на сигареты и сигары, а отнюдь не с ростом потребления. Список регионов с самым высоким уровнем расходов жителей на сигареты возглавили Бурятия (8,8%), Рязанская область (7,9%), Чукотка (6,8%) и Смоленская область (6,8%).

Ставки табачного акциза выросли с 360 рублей за тысячу штук в 2011-м до 1 680 (!) рублей в 2016-м. В 2017-м государство берет с производителей уже 2 123 рублей за тысячу сигарет.

Главный «двигатель» роста цен - акциз, который за 5 лет увеличился почти в 6 раз. Сегодня он достигает 60% (!) от стоимости недорогой пачки сигарет. Ставки табачного акциза выросли с 360 рублей за тысячу штук в 2011-м до 1 680 (!) рублей в 2016-м. В 2017-м государство берет с производителей уже 2 123 рублей за тысячу сигарет. Как следствие - за пять лет средняя цена пачки сигарет выросла в России почти в 3,5 раза - до 75 рублей.

Казалось бы, с таким взрывным ростом цен на табак россияне должны начать массово бросать курить. Однако реальное сокращение числа курильщиков не столь велико - по данным Минздрава, распространенность курения среди взрослых россиян снизилась с 39,4% в 2009-м до 30,9% в 2016-м. Российская власть не скрывает удовлетворения достигнутыми результатами. «Мы будем и дальше идти по пути борьбы с курением, аккуратно так, чтобы не нарушать права людей на свой собственный выбор: что и как им делать, как жить», - сказал по этому поводу Владимир Путин.

Тем не менее, считают эксперты, сегодня Россия уже вплотную приблизилась к той черте, когда запретительные и экономические меры в борьбе с курением перестают давать положительный эффект. И начинают откровенно разорять и раздражать население - при том, что общая экономическая ситуация в стране далека от идеальной: жизнь стремительно дорожает, и с каждым месяцем средний россиянин может позволить себе все меньше. Да и независимые эксперты бьют тревогу - по их мнению, неуклонное увеличение доли трат на табак в семейном бюджете может вскоре негативно сказаться на бюджете государственном. Курильщики могут быстро перейти на дешевую нелегальную продукцию, что скажется на налоговых сборах государства.

Да и производители табака подтверждают: повышение акциза слишком больно бьет граждан по карману. Ведь доходы россиян растут совсем не так быстро, как табачные акцизы.

- Средний российский курильщик тратил на сигареты 10,7% своего дохода в 2016-м - против 4,2% в 2011-м. Рост цен неизбежно заставляет россиян искать более дешевую альтернативу. Как следствие, по всей стране начинают появляться подпольные производства, через границу перетекает продукция из других стран ЕАЭС. Опыт Евросоюза показывает: курильщики начинают переключаться с легальных сигарет на контрабанду и контрафакт, когда сигареты отнимают у них более 8% ежемесячного дохода. Сегодня этот порог перейден, - говорит директор по внешним связям компании «Бритиш-Американ Тобакко Россия» Яна Гуськова.

Россияне стойко переносят антитабачную кампанию

Впрочем, пока россияне не выказывают явного раздражения от предпринятых властью антитабачных мер. В конце концов, даже самый заядлый курильщик понимает: таким образом власть борется в том числе и за его здоровье, а также защищает молодежь. Да и сумма в 80-100 рублей за пачку сигарет сегодня уже никого не пугает (особенно после резкой девальвации рубля). Но вот если цена сигаретной пачки - из-за дальнейшего повышения акциза - резко превысит «психологический порог» в сотню рублей, то раздражение у россиян начнет проявляться все отчетливее.

Самыми эффективными мерами большинство сограждан считает запрет на курение в общественных местах (45%), запрет на рекламу сигарет (32%), а также публичную пропаганду о вреде курения (28%) и продажу сигарет в закрытых витринах (25%).

Согласно последнему опросу ВЦИОМ, самыми эффективными антитабачными мерами большинство сограждан считает запрет на курение в общественных местах (45%), запрет на рекламу сигарет (32%), а также публичную пропаганду о вреде курения (28%) и продажу сигарет в закрытых витринах (25%). Печать на пачке сигарет изображений негативных последствий курения назвали эффективной мерой лишь 19% - многих она шокирует не на шутку (причем главным образом некурящих). При этом лишь единицы россиян верят в то, что бороться с курением поможет продажа сигарет в «обезличенных», то есть одинаковых пачках. Как известно, во всем нужна умеренность - и в повышении ставок акцизов, и в «сокрытии» сигарет от потребителя.

Директор информагентства «Русский табак» Максим Королев напоминает: несмотря на многолетнюю борьбу стран «золотого миллиарда» с курением, ни одна из них пока не добилась полной победы над табаком. Так что новые повышения акцизов или ограничения вряд ли усилят эффект от уже введенных мер. Скорее - наоборот.

- Главное - помнить простые вещи. Никотин - это вещество, вызывающее сильное привыкание. Люди, встроившие в свой организм его употребление, чаще всего не могут сами от него отказаться. Им все равно нужно получать никотин. Но вот будет ли он поступать к ним вместе с канцерогенами в табачном дыме или каким-то другим способом - это вполне регулируемый вопрос. Тут у нас концепция и реальная политика не совпадают. Так, с 1 января 2017-го введен акциз на электронные сигареты. Обсуждаются меры ограничения способов их использования - продажи, рекламы и т.д. Это - ложный путь для борьбы с курением. Электронные сигареты - альтернатива, признанная разумной и рациональной даже Всемирной организацией здравоохранения. Пусть лучше люди потребляют дозу никотина без канцерогенов, чем они будут продолжать курить табак. Не надо усложнять жизнь тем, кто сам хочет отказаться от табака, но сохранить возможность получения никотина, - считает эксперт.

Кто поднял Россию на борьбу с табаком

В России реальное начало антитабачной кампании у многих ассоциируются с экс-президентом, а ныне премьером Дмитрием Медведевым. А также - с его забавными сердитыми тирадами в адрес курильщиков и табачных кампаний. Однако в реальности корни борьбы с курением в РФ растут совсем не оттуда. В 2006-м мэр Нью-Йорка и медиамагнат Майкл Блумберг основал фонд по борьбе с курением The Bloomberg Initiative to Reduce Tobacco Use. Его цель - добиться законодательных изменений (резкого повышения акцизов, запрета на курение в общественных местах и т.д.) в странах, где курильщики чувствуют себя комфортно.

Именно в 2007-м, когда Медведев готовился заступить на смену Путину, в Россию из Америки потекли первые гранты на борьбу с табаком. По информации фонда Блумберга, с 2007-го по 2011 год российским организациям было выделено около 3,8 млн долларов, а одним из главных получателей этих средств значился Минздрав РФ. Также среди реципиентов фонда Блумберга - «Российская ассоциация общественного здоровья» (грант в 216 тысяч долларов), Казанский фонд «Выбор» (45 тысяч долларов), Международная конфедерация обществ потребителей (594 тысячи долларов), «Открытый институт здоровья» (770 тысяч долларов), Российская антитабачная коалиция (1,1 млн долларов) и т.д.

- До 2007 года борцов с табаком в России воспринимали как чудиков, борцов за идею, - вспоминает эксперт Павел Толстых. - Но с появлением серьезных денег у антитабачников открылись возможности проводить свои акции, выпускать литературу, заниматься исследованиями - одним словом, вести борьбу профессионально.

Как греют руки на запретах

Ядро российской антитабачной коалиции - Минздрав, а его главные «братья по борьбе» - международные фармацевтические компании. Это - вовсе не случайно. В России они развернули мощную пиар-кампанию, формирующую мнение о вреде активного и пассивного курения. Один из главных игроков - американская Pfizer. Она курирует программу по борьбе с раком и табакизмом с бюджетом в 33 млн долларов. Основная антитабачная продукция Pfizer - «Никоретте» (жевательные резинки и пластыри) и «Чампикс» (капсулы). Также среди «братьев по оружию» - российские «Эвалар» (БАД «Коррида+») и «Лайм Холдинг» (электронные сигареты и трубки), а также болгарская Sopharma Pharmaceuticals (таблетки «Табекс»).

Не менее активно поддерживают антитабачную кампанию крупные торговые сети. Для них крайне выгоден запрет на продажу сигарет в киосках и мелких магазинах - их собственные обороты от этого растут.

Впрочем, антитабачные средства в России непопулярны. Россияне не любят тратиться на всякие дорогие «подпорки», считая: уж если бросаешь, так бросай «всухую»! Но лоббисты от фармкомпаний не падают духом. Ведь вся эта антитабачная возня - лишь удобный повод пообщаться с чиновниками Минздрава, чтобы продвинуть свои препараты. И тем самым попасть в систему дополнительного лекарственного обеспечения, обещающую миллиардные прибыли. Как говорится, «чтобы зарабатывать деньги, нужно тратить деньги». Можно потратить и несколько миллионов на борьбу с табакизмом - цель оправдывает средства.

Не менее активно поддерживают антитабачную кампанию крупные торговые сети. Для них крайне выгоден запрет на продажу сигарет в киосках и мелких магазинах - их собственные обороты от этого растут. Что крайне важно сегодня, когда обороты ритейлеров от продажи продуктов ощутимо падают. И, разумеется, свой «кусок пирога» стремятся урвать многочисленные общественные организации, продвигающие антитабачную стратегию «в массы». Их в России - более сотни, и все они хотят жить хорошо.

Всем этим людям и организациям крайне выгодно бороться с табаком - они на этом живут, и живут сытно. К тому же запрет рекламы табака в СМИ и в кино выгоден не только антитабачной коалиции, но и мэйджорам рынка сигарет: марки вроде «Мальборо» или «Парламент» знают во всем мире. А менее известные табачные фирмы тут же попадают в заведомо невыгодные условия - и теряют свою долю рынка.

Аналитики напоминают и о том, что с повышением акцизов растет капитализация всей отрасли, а акционеры табачных компаний становятся богаче. Как видно, борьба с курением - тоже неплохой бизнес, и сейчас государство дает ее адептам массу бонусов. Главное в этом деле - не перегнуть палку в стремлении пополнить госбюджет за счет акцизов. А то, неровен час, так недалеко и до табачных бунтов в регионах - вполне осмысленных и беспощадных.

Сухие цифры

- В России табакокурение уносит жизни 330-400 тысяч граждан в год.

- Каждые полторы минуты умирает 1 курящий россиянин, курит каждый третий из нас - всего более 55 млн курильщиков.

- В 1995-м в России производилось около 200 млрд сигарет в год, в 2006-м - 413 млрд.

- 25% процентов россиян могли бы прожить еще от 10 до 30 лет. Каждый курящий в принципе теряет до 15 лет жизни. Причем, по статистике, если мужчинам пагубная привычка стоит пяти лет жизни, то женщинам она обходится дороже, забирая у них целых 11 лет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, воспитатель, 31 год Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии