Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +17 погода в Петербурге
Доллар 62.81
Евро 70.68
Юань 9.13

Тотальный досмотр на всех станциях метро: безопасность или для галочки

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform В петербургском метро до конца этой недели продолжатся тотальные досмотры пассажиров, несмотря на их жалобы. В руководстве ГУП сообщили, что такие процедуры досмотра будут проводиться на всех станциях метрополитена Северной столицы

Как ранее писал ОК-информ, в петербургской подземке сегодня продолжится тотальный досмотр пассажиров. При этом в официальном сообщении пресс-службы ГУП «Петербургский метрополитен» сроки обозначены иные: «23, 24 и 25 июля 2017 года с начала и до окончания работы метрополитена на станциях “Звенигородская”, “Спасская”, “Электросила” и “Крестовский остров” осуществляется досмотр пассажиров на наличие металлических предметов и их срабатывание при проходе через стационарные металлодетекторы».

Как сообщили ОК-информ в пресс-службе метрополитена, они осведомлены о том, что пассажиры недовольны, однако ГУП связано федеральным законодательством, обязывающим обеспечить контроль безопасности. А потому, как сообщила пресс-секретарь ГУП Юлия Шавель, такие же досмотры будут проходить на всех станциях петербургского метро.

Метрополитен: «Мы же работаем с людьми, а не с бумагами»

Пресс-секретарь Юлия Шавель подтвердила, что график проверок изменился, и вместо трех дней эта процедура продлится как минимум до конца этой недели.

«Проверки начались в воскресенье, продолжатся в эти дни и до конца недели. Мы должны выработать некий алгоритм действий, стратегию, методологию досмотра. Выполнение требований транспортной безопасности не может быть только на некоторых станциях, а должно быть на всех. Поэтому, возможно, нас ожидают такие же процедуры и на других станциях петербургского метро. Мы знаем, что люди возмущаются, но закон есть закон, и его выполнение не обсуждается, а мы - лишь его исполнители», - сообщила Юлия Шавель.

На вопрос ОК-информ, почему в Москве таких проверок нет, пресс-секретарь ответить затруднилась. Однако она сообщила, что Постановление правительства (напомним, речь идет о Постановлении Правительства РФ от 05.04.2017 года № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена») касаются абсолютно всего метро страны.

«Если мы его не исполняем, прокуратура нас наказывает и штрафует. Поэтому проверки будут на всех станциях метро, график сейчас обсуждается с комитетом по транспорту», - ответили в пресс-службе.

Юлия Шавель также сообщила, что в ведомстве знают о возмущении пассажиров, но поделать ничего не могут: «Ситуация болезненная и сложная, мы ведь работаем с людьми, а не с бумагами. К каждой жалобе относимся со вниманием, но мы обязаны это сделать».

Известно, что такая неоднозначная реакция метрополитена связана с тем, что Ространснадзор недавно выставил петербургскому метрополитену претензии, указав, что в настоящий момент ни одна станция не может быть признана защищенной. Метро в очередной раз должны оштрафовать. Кроме того, претензии к обеспечению мер безопасности имеет и прокуратура.

В каком ухе у вас звенит

Пассажиров из длинных очередей по несколько человек запускают в вестибюль станции и прогоняют через рамки металлодетектора, после чего двери станции вновь закрываются. В метро говорят, что двери закрывают во избежание давки в вестибюле. Если срабатывает звуковой или световой индикатор (а он срабатывает в абсолютном большинстве случаев, так как трудно представить человека без монет, ключей, телефонов или иных металлических предметов), пассажир направляется на дополнительный досмотр, который проводится в наземном вестибюле станций посредством инженерно-технических средств. Затем запускается очередная порция пассажиров.

«Те счастливцы, у которых нет вообще ничего металлического, продолжают свою поездку без дальнейшего досмотра», - утешают в метрополитене.

Первые четыре станции выбраны как наименее загруженные и имеющие прилегающие вестибюли.

Люди, естественно, возмущены, так как рамки настроены на максимальную чувствительность и звенят буквально от всего. Звенящего пассажира вновь досматривают, требуя делать полную выкладку практически всех предметов из ручной клади и багажа. Если визуального досмотра недостаточно, гражданина отправляют в зону досмотра, где установлены специальные рентгены с экраном. Корреспондент ОК-информ зафиксировал длинную очередь возмущенных горожан даже поздним вечером у станции метро «Электросила» (у которой, кстати, нет дублирующего вестибюля).

В самом метрополитене уверяют, что все мероприятия по транспортной безопасности обеспечиваются в полном объеме. Они ссылаются почти на три десятка законов и подзаконных актов (№ 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности», постановление Правительства РФ № 410 от 05.04.2017 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности на метрополитенах», приказ Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», а также другие подзаконные акты к федеральному закону № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - всего более 30 нормативно-правовых актов по транспортной безопасности, распространяющихся на метрополитены), которые обязаны выполнять.

При этом в ГУП подчеркивают, что петербургская подземка оснащена в соответствии со всеми современными требованиями и выделенными средствами. Так, по состоянию на 26 июля, в петербургском метро установлено более 6000 камера видеонаблюдения, 3200 из которых - камеры системы интеллектуального видеонаблюдения, введены в эксплуатацию 356 стационарных металлодетекторов. Увеличилось количество сотрудников подразделений, обеспечивающих досмотровые мероприятия, причем она прошли специальное обучение (напомним, ОК-информ ранее писал о том, что «на вахте» сидят в основном непрофессионалы).

Сейчас в метрополитене отчитываются, что «качество досмотровых мероприятий находится под постоянным контролем Управления метрополитена. Повышаются требования к сотрудникам по выполнению ими служебных обязанностей». Эффект, по мнению представителей ГУП, есть: за прошедшие шесть месяцев работники метрополитена проверили свыше 7,8 млн человек, у которых выявлены 36 982 предмета, пронос которых в зону транспортной безопасности запрещен или ограничен. Среди них - боевое и травматическое оружие, охотничье оружие, электрошокеры, ножи различного назначения.

Руководитель «Петербургского метрополитена» Владимир Гарюгин в недавнем интервью телеканалу «Санкт-Петербург» сообщил: он сам боится того, что о нашей подземке пишут СМИ и какие акценты расставляют по результатам проверок надзорные ведомства:

«То, что я вчера слышал по телевидению, мне самому стало страшновато. Поскольку так было преподнесено, расставлены акценты, поставлены такие заголовки. Но это не так. Мы уже более 10 лет занимаемся этими вопросами. Все оборудование, что закреплено в требованиях федерального закона, у нас установлено. Это рамки металлодетектора. Рамка в метрополитене - не как в чистой зоне в аэропорту, когда человек, проходящий через рамку, уже знает, что у него не должно быть металлических предметов. В эти рамки, я считаю, должны быть внесены соответствующие технические изменения. Они должны носить избирательный характер».

Эксперт: «Рамки металлодетекторов не спасут, а убьют»

Между тем многие специалисты убеждены, что подобные проверки (как и рамки) практически бессмысленны и даже опасны: пока народ толпится у них при входе в метро, любой потенциальный террорист воспримет давку и толпу как настоящий подарок.

«Проверки в метро бессмысленны, потому что, во-первых, они не защищают от террористов. Больше того, они создают условия для терактов в толпе на улице перед метро. Во-вторых, с террористами должны бороться спецслужбы, а не работники метро - это должны быть специально обученные профессионалы, а не курсы повышения квалификации или инструктаж, как смотреть на огоньки рамок, как сейчас. Не задумывались, почему в США не взрывают метро, хотя там нет рамок вообще, а США ненавидят ИГИЛовцы (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.) и прочие отморозки не меньше, чем Россию? Потому что там хорошо работают спецслужбы. В-третьих, видеокамеры нужно ставить везде и всюду, а не рамки металлоискателей. Камеры дают оперативную информацию сразу - с их помощью можно даже предотвратить теракт. Как, например, это делается в Израиле в наиболее посещаемых местах. Там тоже на днях после теракта на Храмовой Горе современные видеокамеры предпочли металлодетекторам. Кроме того, металлоискатели бесполезны против пластиковых взрывчаток с поражающимим элементами в виде щебня. И вы подумайте еще о том, что рамки и досмотры помогают террористам добиваться главной задачи - создавать в обществе атмосферу страха. А власти помогают террористам таким образом», - рассказал ОК-информ бывший сотрудник спецслужб Лев Я.

Между тем, как стало сегодня известно, Ространснадзор готовит очередные предложения по дополнению положений о безопасности метрополитенов. Предложения уже частично сформулированы для Минтранса для внесения изменений, в том числе по актам несанкционированных проникновений в метро.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика