Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Из чьих карманов заплатим за экологию?

 Фото: ru.wikipedia.org Фото: ru.wikipedia.org Экологическая реформа в российской промышленности, идущая уже несколько лет, даст первые результаты уже через год, кода вредные предприятия обязаны будут установить у себя счетчики выбросов. Руководители этих предприятий, которым законодательство прописало модернизацию, не знают, где взять на нее денег, и пророчат рост тарифов

Несколько лет назад российские власти решили совместить борьбу с вредными выбросами с модернизацией промышленности и повышением ее конкурентоспособности. Ведь внедрение новых технологий подразумевает, в том числе, повышение экологичности производства, хотя бы за счет уменьшения расхода топлива, если речь идет, например, об электростанциях. Так, в 2014 году был принят закон №214 «О внесении изменений в федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты РФ», положивший начало масштабной реформе, до сих пор шедшей незаметно для многих. Однако, как уверены участники процесса, уже в скором времени ее почувствуют на себе буквально все.

«Мы находимся где-то посередине пути», - заявил, открывая круглый стол, посвященный этой реформе, на Неделе российского бизнеса в Москве руководитель Бюро наилучших доступных технологий Дмитрий Скобелев. Наилучшие доступные технологии, или НД, - ключевое понятие реформы. Вот как определяет его 219-ФЗ: «наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения».

А вот что об этом думает глава государства: «Наилучшие доступные технологии - это мощный ресурс повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных компаний, всей российской экономики». Эти слова были произнесены Владимиром Путиным 27 декабря 2016 года на Госсовете, посвященном экологическому развитию России.

Эксперимент на энергетиках

Внедрять НДТ было решено с предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК). «ТЭК долгое время был локомотивом развития нашей экономики», - объяснил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Но и сейчас, когда цены на углеводороды упали, он дает немалую часть ВВП России - 22%. Если его модернизировать, «он будет способствовать развитию экономики в целом», - пояснил депутат. «НДТ - это драйвер модернизации, драйвер внедрения основного и вспомогательного оборудования, которое позволит отраслям ТЭК сохранить свои конкурентные преимущества», - добавил заместитель руководителя департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минэнерго РФ Александр Митрейкин.

В первую очередь будут определены 300 пилотных предприятий, которые попытаются перевести на НДТ. Это так называемые объекты I категории, оказывающие наиболее негативное воздействие на окружающую среду.

В первую очередь будут определены 300 пилотных предприятий, которые попытаются перевести на НДТ. Это так называемые объекты I категории, оказывающие наиболее негативное воздействие на окружающую среду. С 1 января 2018 года они должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета выбросов с функцией передачи данных. То есть первым делом их возьмут под контроль. А еще через год эти предприятия начнут получать так называемое комплексное экологическое разрешение - еще один важнейший элемент реформы. Оно заменит собой разрешения на выбросы в атмосферный воздух, на специальное водопользование и обращение с отходами. При этом в заявке на получение комплексного экологического разрешения должен содержаться план повышения экологической эффективности предприятия с учетом НДТ. Выдача разрешений продлится до 2025 года.

Между тем с 1 января 2019 вводится запрет на согласование проектов по строительству и реконструкции объектов, не отвечающих показателям НДТ, а с 2020 года - на само строительство. Кроме того, с 1 января 2020 года вводится новый режим взимания штрафов в зависимости от достижения или недостижения показателей НДТ.

Кроме кнута законодатели предусмотрели для предприятий и пряники. Затраты на внедрение НДТ зачтут в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. А с 2020 года предприятия, перешедшие на НДТ, вообще освободят от этой платы (для тех, кто не перейдет, ее, наоборот, повысят). Для оборудования НДТ введут дополнительный коэффициент амортизации. Наконец, предусмотрены налоговые льготы. «Эти меры будут совершенствоваться, и я думаю, что у нас будут рождаться новые меры поддержки», - заявила замначальника отдела инвестиционной политики и макроэкономического прогнозирования Минпромторга РФ Ольга Латонова. «Дополнительная поддержка обсуждается», - подтвердил Александр Митрейкин.

Как выяснилось в ходе круглого стола, собравшиеся очень по-разному представляют себе затраты, которые понесут предприятия в ходе реформы. Депутат Госдумы, руководитель НО «Региональный союз промышленников и предпринимателей псковской области» Александр Козловский заявил, что речь идет более чем о триллионе рублей, или около 1,5% ВВП. Ольга Латонова назвала около 8 трлн рублей только для объектов первой категории. «Но это не в течение одного-двух лет. Это до 2030 года», - пояснила она.

Вы это серьезно?

Первый же вопрос бизнеса к представителям власти ярко показал нынешнее состояние реформы и отношение к ней тех, на кого она направлена. «Переход с 2019 года в условиях того, что у нас до конца не разработана вся (нормативная. - Ред.) база, которая нужна, он реален? Нам на это настраиваться?» - прямо спросила заместитель начальника Управления технологии ПАО «ЛУКОЙЛ» Оксана Борисова.

Еще не вышел ключевой нормативно-правовой акт о выдаче комплексного экологического разрешения. Из 51 справочника НДТ, которые необходимо подготовить до конца этого года, готовы только 23.

«Мы для себя не ставим никаких других сроков, кроме заложенных в 219-м законе, - ответила Ольга Латонова. - Пока мы еще видим, что потенциал к тому, что мы все успеем сделать в срок, он есть - и мы будем двигаться в этом направлении, - добавила она, но тут же уточнила: - Никто не будет ставить промышленность на колени».

Тут же выяснилось, что, например, еще не вышел ключевой нормативно-правовой акт о выдаче комплексного экологического разрешения. Из 51 справочника НДТ, которые необходимо подготовить до конца этого года, готовы только 23. В Евросоюзе, который во многом был взят за образец такого рода реформы, справочники разрабатывали по 10 лет и более, отметил Александр Митрейкин. Выходило, что у нас все решили провести в ускоренном режиме.

Из этого следует еще один вывод: российская промышленность не успеет изготовить новое оборудование для НДТ, уверен председатель Совета по надежности НП «Совет производителей энергии» Денис Башук. «Те темпы, которые предложены в законе на сегодня, говорят о том, что нам придется, видимо, обратиться за нужным оборудованием к зарубежным производителям», - заявил он. То есть никакого импортозамещения отрасли не светит.

«У нас после перехода на НДТ сохранится фактически двойное регулирование, - обратил внимание еще на одну проблему генеральный директор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов. - Мы будем по старому законодательству регулироваться и должны будем соблюдать новые нормы, которые содержатся в новом законодательстве». - «Не должны», - уклончиво ответил Дмитрий Скобелев.

Российская промышленность не успеет изготовить новое оборудование для НДТ, уверен председатель Совета по надежности НП «Совет производителей энергии» Денис Башук.

Михаил Кузнецов между тем стал приводить расчеты для одного отдельно взятого объекта - Красноярской ТЭЦ-1 1942 года постройки, обеспечивающей теплом 300 тысяч человек. На рынке тепла станция убыточная, на рынке электроэнергии прибыль не очень большая. «Рентабельность полощется около нуля, - охарактеризовал положение дел гендиректор энергохолдинга. - Внутренние источники инвестиций у станции отсутствуют», - сделал он вывод. На внедрение на станции электрофильтров, которые будут задерживать золу, потребуется примерно 3 млрд рублей. «Чтобы вернуть вложения в течение 10 лет, необходимо повысить тариф на треть. Маловероятно, что население встретит такое повышение тарифа с пониманием», - констатировал Михаил Кузнецов. Но это еще не все. Чтобы снизить выбросы оксида азота, необходима реконструкция котлов ТЭЦ, которая обойдется еще в 8 млрд рублей. Для этого придется повысить тариф еще на 75%, подсчитал топ-менеджер.

Если повышение тарифов согласовано не будет, собственнику придется просто отказаться от актива, продолжил Михаил Кузнецов. В этом случае станция может перейти в муниципальную собственность. «Будучи лишена статуса бизнеса, какая-либо деятельность начинает деградировать не только технически, но и по всем параметрам, в том числе и по выбросам в атмосферный воздух», - сделал вывод гендиректор.

«Я очень хочу, чтобы я ошибся, но никакой конкурентоспособности здесь добавиться не может в принципе, это дополнительные мероприятия, на которые нужно просто потратить деньги. Никакой окупаемости здесь не может быть», - поддержал коллегу генеральный директор ПАО “Иркутскэнерго” Олег Причко.  - Льготы и затраты на эту работу различаются на несколько порядков, - заявил он. - Это совершенно несопоставимые вещи в принципе». Кроме чисто финансовых вопросов он указал на технические: на некоторых объектах новое оборудование просто негде разместить.

«За все человечество платит - и за возможность пользоваться всякими благами тоже, - философски ответил Павел Завальный и тут же сделал прямо противоположный вывод: - Задача - чтобы это не привело к росту тарифов». Конкретных предложений о том, где взять деньги на модернизацию предприятий, от представителей власти в итоге так и не прозвучало. Депутат предложил летом провести в Госдуме круглый стол на эту тему «и, может быть, сроки поправить».

«Сроки можно и нужно обсуждать», - поддержал Дмитрий Скобелев, однако отметил, что целый ряд предприятий, напротив, просит провести реформу как можно скорее. По его словам, это целлюлозно-бумажная промышленность, производство алюминия и меди. «“Норильский никель” стал сторонником такого движения», - привел пример Дмитрий Скобелев.

«Все равно все двигается, и даже вы периодически вынуждены обновлять основные фонды, - обратился он к представителям бизнеса в завершение разговора. - По 100 лет ваши котлы не работают».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии