Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.37
Евро 99.53
Юань 1.27

ОК-информ добился обследования всех радиоактивных дотов в городе

 После серии публикаций «Общественного контроля» комитет по природопользованию Петербурга составил список заброшенных военных объектов, которые могут являться источниками радиации, и намерен обследовать их в этом году. Военные в розысках своего бывшего имущества помочь не смогли

В Санкт-Петербурге наконец сделан шаг, о необходимости которого не раз писал «Общественный контроль». Заброшенные военные объекты, многие из которых оказались источниками радиации, будут обследованы комплексно.

«В качестве превентивной меры комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности запланировано во втором квартале 2017 года выполнить радиационное обследование фортификационных и оборонительных сооружений на территории Санкт-Петербурга в соответствии с разработанным адресным перечнем, в который вошли 132 объекта», - сообщил «Общественному контролю» временно исполняющий обязанности заместителя председателя комитета Михаил Страхов.

Напомним, что источники радиации в заброшенных дотах на территории Санкт-Петербурга впервые обнаружил «Общественный контроль». Комитет по природопользованию оперативно реагировал на наши публикации, высылая подведомственный ГУП «Экострой» в обнаруженные нами радиоактивные доты. Входы в опасные объекты заваривали, около них устанавливались знаки радиационной опасности. Но эта работа носила точечный характер, и рядом с закрытым дотом всегда мог находиться еще не один не менее опасный объект, доступ в который открыт всем желающим.

132 объекта включают в себя доты Карельского укрепрайона, а также рубежа "Ижора", пояснили в комитете по природопользованию. Первый прикрывал Ленинград с севера, пересекая Карельский перешеек, второй - на юге города, от побережья Финского залива до Невы. Объекты выбраны даже с запасом, считает председатель Клуба истории и фортификации Алексей Шварев. Его организация насчитала всего около 100 дотов на территории Санкт-Петербурга. Впрочем, по его словам, источники радиации могут находиться не только в дотах, но и на других заброшенных военных объектах, разбросанных по территории города. «В парке Лесотехнической академии есть объект военного времени - подземный КП “Нева”. Это комплекс сооружений, в основном затопленный», - приводит пример Алексей Шварев. Теоретически источники радиации могут находиться и там.

Министерство в обороне

По идее, список своих бывших объектов экологам должны были передать военные вместе с информацией об их модернизации. Ведь источники радиации появились в дотах в 1950-х годах, когда там стали размещать так называемые планки слепой наводки, покрытые светосоставом постоянного действия, содержащим радий. Но, как говорят в комитете по природопользованию, Западный военный округ (ЗВО), в который обратились чиновники, таких данных предоставить не смог. «Они сами обращались к нам с парадоксальными вопросами, например, почему один из дотов называется “1 мая”», - удивляются в комитете.

Алексей Шварев говорит, что удалось найти в архивах исчерпывающий список дотов Карельского укрепрайона довоенного времени. Но доты строились и после войны, однако об этом периоде есть только данные полевых исследований, а полной информации нет. «Это где-то лежит, но никто не знает где», - сетует Алексей Шварев. «Общественный контроль» направил в ЗВО официальный запрос с просьбой предоставить данные о потенциально опасных объектах, списанных военными.

К слову, ранее, когда появилась первая информация о радиоактивных дотах Ленобласти, ЗВО направляло команду на их обследование. Обследование было проведено, но безрезультатно - военные радиацию не нашли.

Кто же его обезвредит - он же памятник

Еще одна трудность, которая ожидает государственный орган, который взял на себя смелость выполнить эту грязную работу, заключается в том, что большинство дотов на территории Санкт-Петербурга признаны объектами культурного наследия регионального значения. Это накладывает целый ряд ограничений на работу с ними. То есть все работы необходимо согласовывать с комитетом по охране памятников (КГИОП), а проводить их имеют право только организации, имеющие лицензию Минкультуры.

В этой связи комитет по природопользованию с самого начала вступил в контакт с КГИОП. «В дальнейшем, по результатам детального радиационного обследования всех объектов, будет принято решение о проведении плановых работ по дезактивации указанных объектов. По каждому выявленному УРЗ (участку радиоактивного загрязнения. - Ред.) будет приниматься отдельное решение по способу дезактивации с согласованием в КГИОП», - говорит Михаил Страхов.

Сотрудники комитета по природопользованию поясняют, что, по мнению КГИОП, не все конструктивные элементы дотов имеют историческую ценность. Например, решетки на входе - это позднейшие «пристройки», и их можно смело заваривать. А вот что касается прицельных планок, являющихся источниками радиации, то, как поступать с ними, пока непонятно. Сотрудники двух комитетов будут решать этот вопрос совместно.

Ну и наконец - важнейший вопрос: где взять деньги на дезактивацию. Ответа на него в условиях дефицита городского бюджета пока нет. В комитете по природопользованию предположили, что необходимые мероприятия могли бы профинансировать военные. Но им, как показала практика, проще не замечать проблемы.

P.S. На территории Ленинградской области, где расположено намного больше потенциально опасных объектов, чем в городе, ситуация гораздо сложнее. Многочисленные ведомства, отвечающие за безопасность граждан, не могут решить, кто должен взять на себя ответственность за ликвидацию радиоактивного загрязнения. Этому будет посвящен ближайший материал «Общественного контроля».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Игорь, музыкант, 24 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии