«Лахта-центр» может стать «убийцей перелетных птиц»
Главные аргументы орнитологов в пользу того, что небоскреб будет «убийцей птиц», звучат весомо. Дело в том, что район Лахты, где строится «газоскреб», пересекает Беломоро-Балтийский миграционный путь. Над Петербургом проходит магистральный «воздушный эшелон» сотен видов перелетных птиц: за год над нами пролетает более 300 пород пернатых. Среди них - водоплавающие птицы (гагары, утки, гуси и лебеди), хищники (соколы и ястребы), ржанкообразные (чайки и кулики), голубиные и воробьиные (ласточки, жаворонки, скворцы, дрозды) и десятки других.
Осенью они следуют с севера Европейской части России, долетают до Ладоги, а затем часть птиц облетает озеро вдоль западного или восточного берега и направляется в дельту Невы. Оттуда большая часть пернатых летит на юго-запад, в сторону Эстонии, Латвии и дальше в Европу. Весной «птичье движение» разворачивается в обратную сторону.
- Разные виды птиц летят на высотах от 20 до 500 метров, то есть как раз на высоте небоскреба! - тревожится орнитолог Владимир Храбрый. - На основании простых расчетов мы вывели цифры возможных столкновений птиц с «Лахта-центром». Через строительную площадку небоскреба за год пролетает 15-20 тысяч птиц. Столкновение большинства из них со зданием - с летальным исходом - представляется неизбежным.
Как правило, при сезонной миграции птицы летят широким фронтом и на огромных скоростях. «Крейсерская скорость» уток и гусей превышает 70 километров в час. Маленькие птицы, вроде дроздов, летят со скоростью 30-40 километров в час. Если на такой скорости птица врезается в стекло, она неизбежно гибнет. Расчеты ученых говорят, что если ничего не предпринять, то как минимум 10-12 тысяч птиц будут разбиваться о зеркальные стекла «Лахта-центра» и камнем падать вниз. В перспективе это обернется прямым негативным влиянием на мировую популяцию пернатых.
Расчеты ученых говорят, что если ничего не предпринять, то как минимум 10-12 тысяч птиц будут разбиваться о зеркальные стекла «Лахта-центра» и камнем падать вниз.
Для большинства из них стекло почти неотличимо от воздуха. В итоге птицы разбиваются о высотные здания по всему миру, а по ночам мертвых птиц убирают с асфальта мусорщики и волонтеры. От столкновений с высотками по всей планете в год гибнет около миллиона (!) птиц. Орнитологи во всех странах бьют тревогу - и строители небоскребов начинают оборудовать их специальными защитными механизмами.
Эксперты говорят, что у большинства птиц хорошее зрение, но погодные условия могут помешать им увидеть опасность. В Петербурге же - постоянные туманы, облачность, дуют сильные ветра. Главная опасность для птиц во время ночной миграции - дезориентирующий свет, исходящий от башни. Но, как выяснили норвежские орнитологи, если высотная постройка подсвечена зеленым светом, то птицы ее легко замечают и, как правило, сворачивают в сторону. Так что крайне важно предусмотреть, чтобы подсветка «Лахта-центра» не была белой.
Свои аргументы есть и у сторонников возведения небоскреба. Так, глава орнитологической станции Зоологического института РАН Казимир Большаков уверен - влияние строительства небоскреба на перелеты мигрирующих птиц можно снизить до минимума.
- Эта проблема вполне разрешима. Тысячи птиц мигрируют по ночам. То, что они разбиваются о высотные сооружения, давно заметили на маяках в Северном море, потом на небоскребах в Америке. Главное - четко представлять, где именно проходят их перелетные потоки, оценить их численность и возможную смертность. Ведущие специалисты разработали целый ряд методов для снижения смертности среди перелетных птиц. В том числе - за счет конфигурации здания или способа его остекления. Так что излишне драматизировать ситуацию не стоит. Если строители при возведении здания учтут все его «орнитологические» особенности, то массовой гибели птиц не будет, - уверен эксперт.
Ученые подчеркивают, что основа решения любой экологической проблемы - глубокое комплексное исследование, угроза перелетным птицам при строительстве небоскреба не исключение.
- Этот проект, когда он войдет в стадию готовности, нужно подвергнуть серьезной экологической экспертизе. Проблема с птицами, конечно, есть. Но есть и пути снижения ущерба, - говорит Большаков.