Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

В окружении Дрозденко засветились радиоактивные источники

 Фото: Александр Лобановский Фото: Александр Лобановский Накануне Дня памяти и скорби «Общественный контроль» посетил несколько памятников военной истории Ленинградской области. Речь идет о дотах бывшего Карельского укрепрайона, в которых полгода назад были обнаружены источники радиации. За все это время областные власти так и не придумали, как решить проблему. Тем временем доты фонят не только в местах жизни и отдыха граждан, но даже по соседству с губернатором

В годы Великой Отечественной войны КаУР оказался единственным укрепрайоном Советского Союза, который не был взят врагом. Вся так называемая «Линия Сталина» от Севастополя до Мурманска была смята наступавшими фашистами и союзниками. И только к северу от Ленинграда финская армия остановилась перед полосой советских укреплений.

Почти все доты КаУР пережили войну и продолжили служить делу обороны страны. А заодно - стали площадкой для различных военных экспериментов.

В результате почти все доты КаУР пережили войну и продолжили служить делу обороны страны. А заодно - стали площадкой для различных военных экспериментов. Ленинград был одним из ведущих научно-технических центров СССР, поэтому многое испытывалось в его окрестностях. Например, на островах Ладожского озера экспериментировали с созданием боевых радиоактивных веществ.

Новое оснащение КаУР, установленное в 1950-е годы, не было чем-то поражающим воображение современников. Различные составы, содержащие радий, использовались во многих странах еще с 1930-х годов. Из них, например, делалась косметика, ими покрывали елочные игрушки. Военным приглянулась возможность ставить над пулеметами прицельные планки, светящиеся в темноте без электричества. На них наносили метки, по которым пулеметчик ориентировался, куда стрелять. Об опасности облучения тогда просто не знали.

В 1970-е отношение к радиевым светосоставам наконец изменилось - и покрытые ими вещи стали изымать и утилизировать. Про КаУР, потерявший к тому времени свое стратегическое значение, то ли забыли, то ли до него просто не дошли руки. В 1980-х доты законсервировали, а в 1990-е списали. Вскоре туда хлынули охотники за металлом. Детали дотов спиливались, а опасная краска осыпалась на пол. Иногда ее россыпи видны на полу. Иногда о них может сообщить только дозиметр.

В лес с дозиметром

Линия КаУР тянется через весь Карельский перешеек. «Общественный контроль» решил отправиться в окрестности Медного озера. От города сюда можно доехать минут за 20. Здесь, среди живописных лесов и озер расположилось множество элитных коттеджных поселков. Считается, что в одном из них находится и загородный дом губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко.

Вокруг - не менее десятка дотов. От дота «Алмаз» до ближайших домов - несколько сотен метров по прямой. Сам дот расположен на вершине холма рядом с карьером и хорошо заметен издалека. Замеряем радиацию на полу. В нескольких местах дозиметр издает бешеный треск, указывая на величину радиации до 6 тысяч микрорентген в час. Безопасным считается уровень до 50 микрорентген. Прибор также указывает на альфа-излучение, достигающее 27 тысяч распадов в минуту на кв. см (безопасный уровень - 100-150).

Еще два дота расположены неподалеку. Они «воюют» до сих пор, правда - теперь понарошку. Здесь играют в страйкбол. На это указывают разного рода «укрепления» из поваленных деревьев и лесной лагерь со следами недавнего пребывания. К счастью, здесь игрокам ничего не угрожает. Замеры «Общественного контроля» показывают радиационный фон в пределах нормы.

Большой артиллерийский полукапонир ощетинился спиленными стволами на другом краю этого же карьера. Он тоже безопасен, следует из показаний дозиметра.

Очередной дот расположен внутри одного из коттеджных поселков, прямо на чьем-то участке. В сопровождении охранников проводим замеры. Поначалу дозиметр не показывает ничего «криминального», но под одной из бойниц вдруг начинает «кричать». Видимо, сюда сыпался светосостав, когда спиливали прицельное приспособление. Итоги замеров: 11 тысяч распадов по альфа-излучению, 2,5 тысяч микрорентген в час по бета и почти 45 микрозивертов в час гамма-излучения (безопасно до 0,5 микрозивертов в час).

Переходим на другую сторону шоссе вблизи жилых построек. К доту № 49 «Стрелок» нас уверенно ведет тропинка. Внутри дозиметр опять показывает превышение: 2 000 распадов, 9-10 микрозивертов, 335 микрорентген в час. Дозиметр механическим голосом произносит «Опасно».

Напоследок останавливаемся на въезде в деревню Керро. Полгода назад здесь проводил замеры областной Роспотребнадзор. Правда, вместо того чтобы мерить радиацию внутри дота, специалисты ведомства провели замеры снаружи, а также на автобусной остановке и у забора воинской части. Нас интересует, представляет ли опасность дот, расположенный в 10 метрах от шоссе и почти вплотную к ближайшему огороду. Ответ, увы, положительный. Внутри фиксируем 4 900 микрорентген в час и 23 тысячи распадов.

Никто не знает?

В ходе своего выезда «Общественный контроль» пообщался с одним из тех, кто часто бывает в окрестностях Медного озера. Мужчина представился Владимиром и сказал, что он друг хозяина одного из участков. Владимир слышал про очаги радиации в Ленинградской области, но не знал, что с излучением можно столкнуться в дотах. Не знают об этом, по его словам, и местные жители. «Я думаю, что на все эти объекты, которые имеют повышенный радиационный фон, должны быть составлены паспорта - и они должны быть под учетом и контролем, - заявляет Владимир. - Если это действительно вредно для здоровья, то нужно ограничить туда доступ».

В конце разговора Владимир обещает донести полученную от нас информацию до людей, которых он знает. Учитывая, что участки здесь стоят по несколько миллионов рублей и столько же - приезжающие сюда машины, у «Общественного контроля» появилась надежда, что информация наконец дойдет до влиятельных персон. Может быть, даже до того, кто, как уверены местные жители, живет по соседству от них в одном из самых элитных поселков. В котором также есть военный объект - дот КаУРа. Ведь, как писал не так давно «Общественный контроль», все его подчиненные, а также представители федеральных ведомств дружно самоустранились от решения проблемы, указав друг на друга.

Подчеркнем еще раз: все обследованные «Общественным контролем» доты были открыты и легкодоступны для посещения. Источники радиации расположены в основном на полу. То есть радиоактивные частицы могут быть легко вынесены на подошвах обуви и принесены в жилые дома. Особенно опасно то, что речь идет об источниках альфа-излучения. Оказавшись внутри организма (например, человек вдохнет их вместе с пылью или возьмет немытыми руками пищу), они оказывают крайне разрушительное воздействие. Достаточно вспомнить, как погиб Александр Литвиненко.

Полученная в ходе замеров «Общественного контроля» информация передана в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области. Реакции от ведомства пока не поступало.

Скорбная дата

Пять лет назад 22 июня губернатор Ленинградской области принимал участие в открытии участка Ново-Приозерского шоссе от деревни Керро до Васкеловской развязки. В ходе мероприятия чиновники возложили цветы к одному из дотов КаУР. Несколько таких объектов, оказавшихся в зоне строительства дороги, изначально хотели просто снести. Но историки и поисковики начали кампанию по их сохранению - и в итоге дорожники отреставрировали доты. Теперь они выглядят как настоящие памятники, на них указывает специальная табличка.

Наверняка цветы к ним возложат и сегодня. Может быть, сюда даже придет кто-нибудь из высокопоставленных чиновников. Но, отдавая долг памяти павшим в Великую Отечественную, вспомнит ли кто-то из них о необходимости защищать жизнь и здоровье граждан сегодня?

Фото Александра Лобановского.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии