Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Андрей Кураев: У тех, кто ратует за передачу Исаакия епархии, нет понимания, что делать с собором дальше

 Фото: Фейсбук А. Кураева Фото: Фейсбук А. Кураева Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что отказ от передачи Исаакиевского собора Церкви противоречил бы Конституции РФ. Между тем петицию против передачи Исаакия подписали уже около 200 тысяч человек. О том, почему вокруг данного проекта разгораются столь бурные страсти, рассказал ОК-информ диакон, богослов, философ, проповедник и миссионер Андрей Кураев:

- По своему положению я, конечно, должен поддерживать позицию Санкт-Петербургской епархии и радоваться перспективе возвращения Церкви Исаакиевского собора. Но, увы, не чувствую по этому поводу энтузиазма. Причина проста: не могу понять, с какой целью надо нарушать имеющийся статус-кво…

Вообще о сложившейся сегодня ситуации российские спикеры говорят вразнобой. Дискуссия длится уже год, но к единому мнению прийти так и не удалось. Почему? Ответ один: проект недостаточно продуман.

«По существу, этот храм - уникальная миссионерская площадка. Поэтому чем больше времени в нем будут занимать богослужения, тем хуже для православия как такового».

По-хорошему, сначала надо было бы устроить некий мозговой штурм, составить внятную программу «дорожной карты». Но, к сожалению, ничего подобного сделано не было. Никто, к примеру, не озадачился вопросом - а что получат жители Петербурга от смены статуса храма? Но разве это не странно? Когда, скажем, международные спортивные комитеты определяют место проведения Олимпиады или чемпионата мира по футболу, изучая заявку государства-претендента, они в первую очередь обращают внимание на то, что получат от проведения данной спортивной акции люди - не спортсмены, а простые жители страны. И это, безусловно, правильный подход.

В случае же с Исаакиевским собором ничего похожего сделать не удосужились. Просто нарисовали некую итоговую картинку. И поэтому петербуржцы восприняли историю с собором как спор за собственность, некий дележ доходов.

И что теперь? Каким может быть выход из сложившейся очень непростой ситуации? Скажу одно: выход надо было обозначить прежде, чем в нее вошли. Теперь же, размышляя о происходящем, начинаешь задавать вопросы, и ни на один из них нет ясного ответа.

Вот пример. Зайдя на сайт Санкт-Петербургской епархии, я увидел два заявления. В одном из них сообщалось, что доходы от продажи билетов в этот храм будет получать епархия - и они пойдут на реставрацию нескольких церквей. В другом сказано: доступ в собор будет свободным, входные билеты не предусматриваются вообще.

Заявления можно считать взаимоисключающими. Поэтому хотелось бы понять, какие вообще в данном проекте предполагаются источники финансирования, а также куда будут уходить деньги, которые будут так или иначе собираться с экскурсий.

В настоящее время, продавая билеты, собор приносит в петербургский бюджет прибыль более полумиллиарда рублей в год. Допустим, билеты отменяются. Даст ли такую сумму треба? И за счет чего будет существовать собор, если этого не случится? Впрочем, ладно. Деньги для меня - человека, имеющего миссионерский интерес, - дело десятое. Поговорим о другом.

«Каким может быть выход из сложившейся очень непростой ситуации? Скажу одно: выход надо было обозначить прежде, чем в нее вошли».

Исаакий притягивает туристов со всего мира. Миллионы людей приезжают сюда и платят, чтобы им рассказали о православной культуре, об истории. Но кто может гарантировать, что и под церковным покровом экскурсии будут носить объективный характер, что они не превратятся в проповеднические площадки? Думаю, такой гарантии не может дать никто. Во всяком случае, я уже не раз слышал, что в Соловецком монастыре всячески уклоняются от рассказа о лагерных временах…

Но и это еще далеко не все. В Исаакиевском соборе ежегодно бывает более 3 млн посетителей. При этом, поскольку у нормального экскурсовода содержание экскурсии согласовано с церковью - что, по-моему, вполне логично, - Исаакий фактически является местом, где возможно рассказывать о православии тем людям, которые в иной ситуации его не воспримут. По существу, этот храм - уникальная миссионерская площадка. Поэтому чем больше времени в нем будут занимать богослужения, тем хуже для православия как такового.

Теперь представим себе, что в храме, который останется по-прежнему музеем, начнут совершаться постоянные требы. Люди будут крестить детей или отпевать родителей на глазах тысячной толпы китайских, финских, шведских и т.д. туристов? Или на время треб экскурсантов будут изгонять?

Как Санкт-Петербургская епархия будет всем этим управлять, до сих пор никто внятно не объяснил. А значит, можно сделать вывод: то, что предлагается сейчас, равноценно тому, что не предлагается ничего.

Нет, я не выступаю против Церкви - и уж тем более против ее евангельской веры! Просто, судя по всему, у тех, кто ратует за передачу Исаакия епархии, нет не только стратегии, но и понимания, что делать с собором дальше. Иначе они давно рассказали бы о своих планах и ответили на все вопросы.

И все-таки, я считаю, вариант, который устроил бы и общественность, и Церковь, можно найти. Но он как-то пока не озвучен…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, инженер, 30 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии