Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +5 погода в Петербурге
Доллар 77.73
Евро 85.74
Юань 1.1

Сергей Переслегин: Мы проиграли Третью мировую. Теперь расхлебываем последствия

 Фото из личного архива С. Переслегина Фото из личного архива С. Переслегина На протяжении нескольких веков наша страна являлась мощным генератором духовных ценностей и массово направляла их на Запад. Сегодня, как утверждают эксперты, духовный экспорт из России полностью сошел на нет, и нас захлестнул низкопробный поп-культурный импорт. Почему это произошло, и возможно ли в РФ возрождение былого уровня культуры, «Общественному контролю» рассказал известный российский футуролог и социолог Сергей Переслегин:

- К большому сожалению, мы действительно перестали являться генератором духовных ценностей. Это правда. Очень серьезная правда. Россия сегодня не предлагает миру ничего принципиально нового в области медиа.

«Ситуация зависит от менеджерского управления на киностудиях. Там сидят люди, которые сознательно или бессознательно выполняют чьи-то приказания и работают на развитие чужой, а не нашей культуры»

Сейчас - я об этом уже не раз говорил - основная информация приходит к нам как видеообразы, а не как символьные тексты. Именно поэтому создаются принципиально новые концепции передачи информации через сериалы. И, сколько бы мы ни ругали сериальную культуру, но руководство тех государств, которые находятся на острие прогресса (а это все-таки в первую очередь США), пытается сделать так, чтобы через сериалы - уже даже не через фильмы, не через Голливуд, а через телевизор и интернет - людям передавалась значимая информация.

Так, американцы уже года три назад начали кампанию «Умный - значит, сексуальный». Этот проект направлен на то, чтобы поднимать престиж образования, престиж людей, способных думать. Но эта сериальная революция проходит мимо нас. Мы не пользуемся способом передавать весьма значимую информацию через экран. Почему? Наверное, просто не умеем этого делать. То есть и рады были бы, да не получается. То, что снимают в России, можно назвать полным убожеством, причем я говорю сейчас даже не о форме, а о содержании, которое у нас всегда было сильной стороной. И в этом плане очень неприятен вопрос, почему Штаты идут по пути интеллектуализации сериалов, мы же продолжаем очень узко понимаемую коммерциализацию?

Такова реальная ситуация. И об этом действительно стоило бы подумать, в том числе и Государственной Думе…

Между тем следует все-таки учесть, что с момента создания Российской Федерации прошло не очень много лет, а у нас уже есть свои плюсы. Мы, к примеру, достаточно хорошо продвигаемся в естественно-научной и инженерной областях, очень прилично - в прогнозировании и в философии мышления.

Если же говорить о культуре, надо понимать, что она иногда создается скачками. Бывает, что десятилетиями не появляется абсолютно ничего, а потом возникают сразу несколько произведений, которые становятся колоссальной культурной революцией.

«Мы достаточно хорошо продвигаемся в естественно-научной и инженерной областях, очень прилично - в прогнозировании и в философии мышления»

Вообще культура - конструкция штучная, в отношении нее статистика не работает. Вот, к примеру, проблема засилья у нас низкопробного Голливуда. С моей точки зрения, эта проблема заключается в том, что наши фильмы еще более низкопробны, чем голливудские. Исключения, конечно, есть - и у них снимают приличные фильмы, и у нас худо-бедно сделали «Территорию». Но при этом наши хорошие фильмы примерно соответствуют западным, однако их в 100 раз меньше. А наши низкопробные фильмы хуже их плохих…

Не могу точно сказать, почему так происходит, это не моя область исследований. Но думаю, ситуация зависит от менеджерского управления на киностудиях. Там сидят люди, которые сознательно или бессознательно выполняют чьи-то приказания и работают на развитие чужой, а не нашей культуры. Но это мое мнение…

К слову, о чужом влиянии. Сегодня много говорят о вредоносных сайтах, на которые заходят наши дети. Возьмем, к примеру, так называемые «письма из ИГИЛ». Сами по себе подобные сайты не страшны, поскольку не интересны ни одному человеку, имеющему хотя бы зачатки образования. Вопрос в другом. Они предлагают некую картину мира, то есть делают именно то, чем не занимаются ни наше образование, ни наша культура, следовательно, речь идет о проблеме и системы образования, и культуры - как единого целого.

Доживем ли мы до лучших времен? Я вообще-то отношусь к тому, что происходит, достаточно позитивно. Мы проиграли Третью мировую, так называемую холодную войну. Теперь расхлебываем последствия. Правда, сейчас уже начинаем движение вперед. Сегодня ситуация лучше, чем была, например, 3 года назад. А значит - да, доживем…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Комментарии
Яндекс.Метрика