Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 97.96
Евро 104.25
Юань 1.35

Валентин Катасонов: Центробанк превращает российские рубли в перекрашенные «зеленые бумажки»

 Фото из личного архива В. Катасонова Фото из личного архива В. Катасонова Восемь крупнейших банков вышли из Ассоциации российских банков (АРБ), объяснив свое решение «неудовлетворительной работой ее руководства», которое «перестало учитывать интересы» входящих в АРБ банков. Практически одновременно Банк России ввел в банке «Югра», входящем в двадцатку крупнейших по объему вкладов, временную администрацию, в связи с чем «Югру» ждет санация или банкротство. Как это отразится на вкладчиках и на российской экономике в целом?

На вопрос «Общественного контроля» ответил Валентин Катасонов:

- Отзыв лицензии у каждого отдельно взятого банка - серьезная трагедия для экономики. Иначе и быть не может, потому что у банков есть корпоративная клиентура, то есть сельскохозяйственные, промышленные или торговые предприятия, дающие населению рабочие места. Банкротство банка, естественно, вызывает цепную реакцию банкротств таких предприятий, а значит, рост безработицы.

Между тем, сейчас уже начали добираться до достаточно крупных банков - таких, как «Югра», входивший по разным рейтингам в большую тридцатку или даже двадцатку российских банков.

История с «Югрой» сегодня у всех на слуху, потому что все понимают: это будет крупнейшее банкротство, и отзыв лицензии у «Югры» ударит по предприятиям реального сектора экономики. Насколько сильно ударит, я сегодня сказать не могу. Ясно одно - это ситуация с юридическими лицами намного серьезней, чем потеря средств на депозитных счетах лицами физическими.

«В 2014 году обвал рубля настолько дестабилизировал российскую экономику, что с этим нельзя сравнить даже совокупное воздействие экономических санкций»

Наши люди за последние годы уже худо-бедно приспособились к неустойчивой российской ситуации, они стараются размещать в отдельно взятом банке не более 1,4 млн рублей, то есть сумму, возврат которой гарантирован Агентством страхования взносов (АСВ). Это достаточно надежная мера, по крайней мере, и ЦБ, и АСВ утверждают, что потери вкладчиков в случае банкротств банков были компенсированы на 70 или даже на 80%.

То есть с физическими лицами все более или менее понятно и устойчиво. Беда в другом. В том, что такая система не распространяется на юридических лиц. Сегодня, насколько мне известно, разрабатывается система страхования средств малого бизнеса. Но в ней, во-первых, совсем невелики гарантированные суммы, а во-вторых, я вообще не очень понимаю, как Агентство страхования взносов, которое фактически само является полубанкротом, будет выполнять свои обязательства. АСВ уже неоднократно брало кредиты ЦБ, и сегодня речь идет о том, что получить новые оно не может.

Что из этого следует? Надо включать «станок». Но если это сделать, начнется инфляция, причем не та, эфемерная, с которой боролась и продолжает бороться Эльвира Набиуллина. Это будет уже настоящая инфляция...

Итак, возникла сложнейшая ситуация. И она еще более усугубляется тем, что в стране существует системное противоречие: с одной стороны - крупные банки, которые занимаются, в первую очередь, выводом капиталов за рубеж, а с другой - те, что кредитуют реальное сельское хозяйство, промышленность и т. д.

Такие банки, безусловно, имеют массу недостатков, это очевидно. Но следует учесть то обстоятельство, что большинство из них хотели бы осуществлять свою деятельность нормально, без каких-либо хитростей, но, к сожалению, они поставлены в такие условия, при которых оказываются просто вынуждены использовать теневые схемы.

Тем временем продолжает действовать каток отзывов лицензий. С середины 2013 года, когда началась эта кампания, их лишились не менее 330 российских банков и, в принципе, отобрать лицензию можно абсолютно у любого банка, вплоть до ВТБ или Сбербанка.

«Надо включать "станок". Но если это сделать, начнется инфляция, причем не та, эфемерная, с которой боролась и продолжает бороться Эльвира Набиуллина. Это будет уже настоящая инфляция»

К слову, многие считают, что Сбербанк принадлежит государству. Ничего подобного! Львиная доля акционерного капитала Сберегательного банка принадлежит нашему осуществляющему надзор финансовому мегарегулятору - ЦБ. И при этом балансовый отчет Сбербанка содержит такие показатели, за которые у какого-либо провинциального коммерческого банка, вынужденного выполнять нормативы по достаточности капитала или по структуре выданных кредитов, давно отобрали бы лицензию. Но - то «что дозволено Юпитеру, не позволено быку»…

Примерно год назад Центробанк определил список системообразующих банков, которые надо поддерживать при любых обстоятельствах, потому что, если они рухнут, в экономике России начнется серьезнейший кризис. Так сложилась десятка «избранных». Именно они и учинили сейчас демарш с выходом из АРБ.

Скандал вокруг Ассоциации российских банков - это симптом того, что в нашей банковской системе имеется очень много узлов, которые необходимо распутать. И роль Центробанка в данной истории вполне понятна.

ЦБ является, по сути, валютным спекулянтом и при этом гордо заявляет, что наращивает валютные резервы. На самом же деле, работая по данной схеме, он, вместо того, чтобы вбрасывать российские рубли в виде кредитов в экономику, превращает национальную денежную единицу в перекрашенные «зеленые бумажки».

К чему это приводит? Достаточно вспомнить 2014 год - обвал рубля, который настолько дестабилизировал российскую экономику, что с этим нельзя сравнить даже совокупное воздействие экономических санкций.

Таким образом, можно говорить о том, что Центральный банк душит нашу экономику. И я не могу привести ни одного примера, чтобы можно было сказать: ЦБ является институтом, реализующим национальные интересы России.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Павел, менеджер по продажам, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии