Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Виктор Литовкин: Мы никого не собираемся пугать, бряцая оружием, но защитить себя должны и можем

 Фото из личного архива В. Литовкина Фото из личного архива В. Литовкина Вчера в Петербурге прошли торжества, посвященные Дню военно-морского флота. А накануне на Адмиралтейских верфях заложили первые две дизель-электрические подводные лодки - «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». До конца 2021 года страна получит еще шесть подлодок этого типа. Насколько мы сильны, не втягивают ли нас в гонку вооружений? На эти вопросы ответил корреспонденту ОК-информ военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин:

- Оснащение армии должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы отразить любое нападение и защитить наши национальные интересы. Мы не агрессоры и никого не собираемся пугать, бряцая оружием, подавляя его количеством. Но защитить себя мы должны и можем. Понимаем, что гонка вооружений требует колоссальных финансовых затрат, направляемых на военные нужды, с неизбежным ущемлением интересов других областей экономики. Но у нашего правительства есть очень твердый и взвешенный взгляд на то, какие задачи надо решать в первую очередь. Это развитие науки, сельского хозяйства, промышленности, социальной сферы - вот куда надо вкладывать деньги.

«Ракетоносец, подобный "Дмитрию Донскому", способен, выпустив все свои боеголовки, уничтожить территорию целого государства, а то и нескольких»

У нас вполне дееспособная армия, которая может выполнять как стратегические, так и тактические задачи на суше и на море. Если говорить о флоте, то вы знаете, что он всегда был нашей гордостью. Сегодня наша морская флотилия уступает США по численности стоящих на вооружении кораблей. Но нужно понимать, что Соединенные Штаты - страна, расположенная между двумя океанами, расстояние между которыми не столь велико, как у России. Поэтому флот там - гарант безопасности. У нас гораздо более протяженные сухопутные границы, рядом с которыми постоянно разгораются какие-то локальные конфликты. Поэтому роль сухопутных военных сил в России тоже весьма значительна, и она должна быть современной и боеспособной.

У нас на вооружении пока один авианосец. Но по ракетным надводным и подводным крейсерам мы не уступаем. Строятся новые корабли, способные выполнять самые разнообразные задачи. Мы не стоим на месте и в плане количества кораблей, и в плане их технической оснащенности. Пока еще дают себя знать те годы, когда нашу армию пытались развалить, но она с каждым годом становится все сильнее, растет ее оснащенность и боевая выучка.

Строятся новые многоцелевые надводные корабли с ракетами на борту, дизельные подводные лодки 636-го проекта, новые воздухонезависимые лодки 877-го проекта, ракетные корабли, вооруженные крылатыми ракетами большой дальности «Калибр». Они уже успешно действовали и в Средиземном море, и в Каспийском, нанося удары по базам террористов в Сирии. Развиваем мы и морскую авиацию. Так что двигаемся вперед.

Сравнивать мощь армий стоит не только по числу ракет, кораблей, танков и так далее, но и по технологиям, по выучке военнослужащих всех видов и родов войск, по их моральному духу. Именно моральный дух наших солдат и офицеров, их верность Родине, позволяли и позволяют решать самые сложные задачи.

Наш флот также не существует сам по себе, за ним стоят стратегическая авиация и стратегические ракетные войска. Поэтому, если мы возьмем вооруженные силы страны в целом, учитывая их многоплановость и многозадачность, то становится понятно - мы никому в мире не уступим.

«Пока еще дают себя знать те годы, когда нашу армию пытались развалить, но она с каждым годом становится все сильнее, растет ее оснащенность и боевая выучка»

Будут активно внедряться ядерные технологии: атомные двигатели на авианосцах, крейсерах, эсминцах, фрегатах. Будет уделяться большое внимание координации действий флота с берега. Будет совершенствоваться электроника, системы радиоэлектронной борьбы. Флот получит самолеты дальней авиационной разведки. Корабли станут оснащать системами малой заметности. Продолжатся и исследования в области изобретения малошумных двигателей для подлодок. К тому же изменится вооружение кораблей, появятся новые ракеты и торпеды. Все самые передовые технологии, как вы знаете, и раньше были направлены, в первую очередь, на развитие и оснащение армии. Целые институты работали только на это. Но военные технологии много дали и мирным направлениям хозяйства.

Сегодня специалисты говорят о возможном создании бесшумной подводной лодки. Думаю, что абсолютной бесшумности добиться невозможно, но к этому надо стремиться. Любое тело в воде можно обнаружить современными приборами слежения, тем более, когда оно движется. Слышно все, что происходит в океане. Киты и дельфины не имеют двигателей, но современные эхолокаторы их находят, а военные подлодки должны не просто двигаться, но и выполнять свои задачи, значит, всегда приходится искать баланс между незаметностью для систем слежения противника и возможностью вести бой, оснащенностью, скоростью, глубиной погружения и т.д. Всегда приходится совершенствовать и щит, и меч.

Меня часто спрашивают о том, возможна ли ядерная война. Отвечаю: результат ядерной войны очевиден для большинства здравомыслящих политиков. Никто не хочет, чтобы жизнь на Земле исчезла. Как бы ни бряцали некоторые страны оружием, все же и они понимают, что мы все в одной связке. Поэтому сознательно никто не начнет применять ядерное оружие. Представьте, что только один ракетоносец, подобный «Дмитрию Донскому», который недавно входил в Кронштадт, способен, выпустив все свои боеголовки, уничтожить территорию целого государства, а то и нескольких. Если бы все эти ракеты упали на территорию США, к примеру, то между Канадой и Мексикой образовался бы морской пролив - не говоря о цунами, ядерном заражении и многих других последствиях.

Я верю в здравый смысл. Какими бы ни были амбиции держав и государств, именно здравый смысл должен главенствовать при принятии решений. В мире сейчас достаточно угроз. Конечно, мы не сможем всех в одночасье сделать мирными людьми. Придется гасить локальные конфликты, бороться с терроризмом, который опасен для всего мира. Людям есть, для чего объединяться. И я надеюсь, что желание созидать все же победит.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии