Мария Мацкевич: Проект правительства о ЗОЖ вызывает лишь недоумение

Фото из архива Марии Мацкевич Фото из архива Марии Мацкевич
Проект «Формирование здорового образа в жизни», получивший от правительства путевку в жизнь, уже вызвал неоднозначную реакцию в соцсетях. Где возьмут деньги на его реализацию? Кто будет в нем участвовать? Насколько реально изменить мышление людей? На эти вопросы «Общественному контролю ответила старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич

- Если верить приведенным в проекте цифрам, то к 2025 году 60% нашего населения проникнется идеей улучшения своего здоровья. Планируется значительно увеличить количество некурящих и непьющих россиян, которые будут активно заниматься спортом и рационально питаться. К 2025 году на реализацию проекта должно быть потрачено 3,5 млрд рублей. Но надо понимать: пропаганда как таковая еще никогда не приносила конкретного результата… 

Интересно, кто пролоббировал, например, такой пункт проекта, как размещение стикеров на продуктах питания с призывами правильно питаться и вести здоровый образ жизни? Мы все знаем: полезны натуральные - без добавок, красителей и консервантов - продукты. И при этом примерно представляем, что едим на самом деле.

В целом речь идет о классическом способе освоения бюджета программы путем не поддающихся контролю методов. Бюджет, безусловно, освоен будет, но вот практическая ценность данного мероприятия для населения весьма сомнительна.

Но экологически чистые продукты стоят не просто дорого, а очень дорого. К тому же в обычных супермаркетах их днем с огнем не найдешь. Между тем зарплаты у нас в последнее время не растут, поэтому потребитель ориентируется прежде всего на цену, причем даже платежеспособный человек готов переплачивать за качество не больше 10%.

Особая категория наших граждан - подавляющее число пенсионеров, которые ищут скидки, распродажи и даже покупают просроченные продукты. Получается, что еда приносит нам не здоровье, а многочисленные болезни, в том числе и ожирение, причем в процентном отношении количество страдающих ожирением людей в России с каждым годом растет!

Пропаганда ЗОЖ - далеко не ноу-хау нашего правительства. Этой проблемой озабочено большинство стран мира. Но если в развитых государствах создаются программы, которые поддерживаются серьезной финансовой базой, то у нас, боюсь, все ограничится очередными лозунгами и призывами…

На Западе часто болеющие люди вынуждены оплачивать дорогостоящую медицинскую страховку, поэтому всем выгоднее не курить, не злоупотреблять алкоголем и вести здоровый образ жизни. К тому же многие компании финансируют профилактические ежегодные обследования своих сотрудников, потому что это дешевле, чем оплачивать больничные листы или терять ценную рабочую единицу из-за болезни.

Мы все знаем: полезны натуральные - без добавок, красителей и консервантов - продукты. И при этом примерно представляем, что едим на самом деле. Но экологически чистые продукты стоят не просто дорого, а очень дорого.

Более того. Создаются условия для занятий спортом. Почти во всех городах Европы имеются специальные велодорожки, и велосипед стал чуть ли не самым популярным видом транспорта.

Все это делается. Однако и там эти меры не приносят стопроцентного результата…

Но что же у нас? 

Вызывает недоумение пункт программы по формированию ЗОЖ, в котором говорится об увеличении к 2025 году до 55% количества людей, контролирующих свое артериальное давление.

Вот уж поистине гениальный ход! Как это можно сделать? Будут проводиться соцопросы в поликлиниках и на улицах?

В целом речь идет о классическом способе освоения бюджета программы путем не поддающихся контролю методов. Бюджет, безусловно, освоен будет, но вот практическая ценность данного мероприятия для населения весьма сомнительна.

Кстати, хотя речь идет о невеликом в масштабах страны бюджете, сумма весьма значительна для освоения ее отдельными гражданами. Можно только порадоваться за тех, кто получит от этого проекта реальную выгоду! Реклама у нас весьма недешева, а стикеры о здоровом питании, о которых идет речь, помогут некоторым рекламным компаниям значительно пополнить свои бюджеты. У потребителей же это в лучшем случае вызовет здоровое недоумение.

Надо думать не только о рождаемости, но и об увеличении продолжительности жизни, и хотелось бы, чтобы это была долгая и здоровая жизнь, а не «дожитие», как определяется в нашей стране пенсионный возраст.

Впрочем, я думаю, возможны и положительные моменты. Какая-то часть денег будет потрачена на строительство новых стадионов, детских спортивных площадок, оснащение школ спортинвентарем и т.д. Но в масштабах страны это, конечно, окажется каплей в море…

Разумеется, улучшение качества и продолжительности жизни сегодня важно, как никогда. Мы подошли к тому моменту, когда репродуктивную функцию будет выполнять поколение, рожденное в девяностые, когда рождаемость была крайне низкой. Соответственно - упадет нынешняя рождаемость.  

Вместе с тем надо думать не только о рождаемости, но и об увеличении продолжительности жизни, и хотелось бы, чтобы это была долгая и здоровая жизнь, а не «дожитие», как определяется в нашей стране пенсионный возраст.

Уверена, решить эту проблему в том масштабе и качестве, которое требуется, при помощи госбюджета в ближайшие годы не удастся. Просто нет средств. Поэтому проект ЗОЖ - отнюдь не путь решения проблемы. Это некая заявка на результат. И, в лучшем случае, желание обозначить свое понимание ситуации.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Как Вы проводите свободное время?
Реклама