Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Лошадиный пенсион

 Фото: Andryxevich/fotki.yandex.ru Фото: Andryxevich/fotki.yandex.ru Если по старой питерской традиции отправиться пошуршать остатками осенних листьев в Пушкин и при этом не ограничиться в своей прогулке Екатерининским парком, а уйти вглубь, то в дальнем уголке Александровского парка можно натолкнуться на удивительное готическое здание с башенкой и кладбище рядом

Казалось бы, кладбище - дело обычное, но нет - это уникальное кладбище императорских лошадей, а само здание носит название Пансионерских конюшен (названия «пансионерские» и «пенсионерские» применялись равноправно).

Традиционно в похоронах императорских особ участвовали их лошади. Прежде всего это касалось тех лошадей, что были под седлом именно у царских особ. И вот в январе 1826 года, в дни похорон императора Александра I, в церемонии приняли участие две лошади - мерин Толстой Орловской и кобыла Атланта. Обе лошади имели массу заслуг, в частности - вместе со своим хозяином побывали в Париже в годы Наполеоновских войн.

Нужно отметить, что старевшие лошади «собственного седла» отправлялись «на пансион», доживая свой век в императорских конюшнях. Толстой и Атланта, как и ряд других, уже были «отставлены», но продолжали жить «на пенсии». А после похорон императора его преемнику Николаю I пришла в голову мысль о создании отдельного пансиона для лошадей, бывших ранее под седлом царствующих особ.

Старевшие лошади «собственного седла» отправлялись «на пансион», доживая свой век в императорских конюшнях.

Разработку проекта поручили архитектору Менеласу. Шотландец Адам Менелас много строил для семьи Николая I - и в Петергофе (Коттедж в Александрии, Фермерский дворец), и в Царском Селе (Египетские ворота, Арсенал, Белая башня). Стиль его тяготел к английской готике, столь близкой и самому императору Николаю.

Был построен двухэтажный кирпичный павильон с башней-бельведером и одноэтажной пристройкой. На первом этаже располагались восемь стойл (предполагалась возможность посещения почтенных лошадей - прежде всего членами императорской фамилии). На втором - квартиры для смотрителя и конюхов. Рядом разбили клеверное поле для выпаса лошадей.

Почему стойл было восемь? Предполагалось поселить туда восемь «Александровских пансионеров»: мерина бурого Тормазовского, мерина гнедого Регента, мерина гнедого Дюпор Робин, мерина гнедого Троялиста, мерина темно-гнедого Баварского, кобылу Рыжую Бьюти, кобыла гнедую Аталанту, мерина темно-серого Толстого Орловского. Стройка затянулась до 1829 года, а когда закончилась, выяснилось, что о лошадях забыли, и пять из них умерли от старости на конюшнях, а три пристрелены вследствие неизлечимых болезней. Разразился скандал. Нашли, правда, еще двух лошадей, что бывали «под седлом» Александра Павловича, и уже дальше за жизнью и смертью пансионеров осуществлялся строгий высочайший контроль.

С того же года специальным указом на пенсию отправлялись и лошади императора и императрицы, достигшие преклонных лет, «буде они смогут дойти до Царского Села». В конюшни передавались и  седла, уздечки, приборы, попоны, составлявшие как бы мемориальный музей. В первую очередь это были предметы, связанные с Наполеоновскими войнами. Так и называли специальную комнату с предметами: «музеум».

Специальным указом на пенсию отправлялись и лошади императора и императрицы, достигшие преклонных лет, «буде они смогут дойти до Царского Села».

Согласно описи там хранились «два седла, желтой кожи и гусарское черной замши, с прилагающимися к ним вальтрапами, л.-гв. Семеновского полка из черной медвежьей кожи, оголовьями; двумя суконными наметами, семеновским и Преображенским, а также две пары седельных пистолетов, английских в серебряной оправе и деревянных фальшивых с медными головками; железные удила». И далее вместе с другими «пенсионерами» стали поступать памятные вещи, все более и более превращая конюшню в музей.

Другой частью мемориала стали могилы лошадей. Первой из числа пансионеров пала 26-летняя Бьюти. Последовало указание: «Высочайше повелено упалую лошадь зарыть близ сего дома в лесу и зделать на камне надпись Лошадь Ея Императорского Величества Бьюти служила Государю Императору 24 года». Так начало формироваться уникальное лошадиное кладбище. Могилы лошадей обозначали плитами из пудостского известняка с врезанными в них мраморными белыми пластинами, на которых вырезали надписи типа: «Мерин рыжий Эмир служил под седлом Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича с 1892 по 1901 г. Родился в 1884 году. Пал в 1914 году».

Нужно отметить, что лошадей при дворе старело много, и к середине XIX века даже образовалась очередь из «пенсионеров» - ждали перевода в конюшни, когда освободится место.

С «пенсионерами» стали поступать памятные вещи, все более и более превращая конюшню в музей.

Одной из самой известных лошадей, похороненных на этом кладбище, был Лорд, принадлежавший Александру III.  Именно его лепил Паоло Трубецкой, усадив сверху фельдфебеля Пустова, похожего на умершего императора. Памятник был установлен на Знаменской площади, а теперь выставлен во дворе Мраморного дворца. Всего на кладбище было похоронено 122 лошади.

Удивительно, но здание не пострадало ни в годы революций, ни даже во время немецкой оккупации. Однако кладбище было сильно разрушено, плиты сдвинуты и разбиты. И лишь в 90-х годах ХХ века встал вопрос о воссоздании уникального памятника. В 1998 - 2000 годах начались раскопки кладбища у Пенсионерских конюшен. Опубликован отчет В.А. Трифонова о работах в течение трех полевых сезонов. Раскопки позволили уточнить места расположения могил, а также особенности их оформления в ранний (до середины XIX в.) и более поздний (конец XIX - начало ХХ в.) периоды существования кладбища. Были уточнены имена захороненных лошадей, исправлена путаница в расположении их могильных плит.

На данный момент работы по реставрации кладбища и здания приостановлены, у посетителей парка нет возможности его посетить. Существование забора вокруг павильона выглядит совершенно неуместным. Благодаря возможностям аэросъемки у читателей «ОК-информ» есть возможность заглянуть в это недоступное для посещения место.

При подготовке материала использовались материалы отчета о раскопках: Трифонов В.А. Археологические исследования лошадиного кладбища в Царском Селе. (1998 - 2000 гг.) //Археологическое наследие Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - Вып. 1. - С. 160-176.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии