Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Мир. Труд. Май?

 Фото: автор неизвестен Фото: автор неизвестен Праздники в современной России живут своей, иногда совершенно непредсказуемой жизнью. Их прежний смысл вымывается, а новое прочтение иногда ставит все с ног на голову

1 мая - один из таких своеобразных постсоветских «конструктов», который, с одной стороны, полон противоречий, с другой - радости от наступающей весны. Стоит сначала разобраться, откуда же он у нас появился.

Сама традиция праздновать Первомай пришла к нам из Европы, где борьба рабочих за свои права имела давнюю историю. Собственно, впервые праздновать 1 мая и отмечать его забастовками и стачками стали в Австралии (вернее, они случились впервые в двадцатых числах апреля 1856 года).

Впервые праздновать 1 мая и отмечать его забастовками и стачками стали в Австралии (вернее, они случились впервые в двадцатых числах апреля 1856 года).

Затем произошла волна забастовок и стачек в Чикаго, которая 4 мая 1864 года закончилась трагедией на Хеймаркет-сквер. Вкратце: на мирной демонстрации произошел взрыв бомбы (вероятно, ее бросил полицейский провокатор), после чего силы правопорядка открыли огонь по протестующим. Погибли люди. После в качестве виновников событий были задержаны несколько десятков анархистов, из которых 8 были повешены. Впоследствии все они были оправданы.

События в Чикаго всколыхнули рабочее движение, и 1 мая стало днем борьбы за восьмичасовой рабочий день фактически во всех развитых странах. Парижский конгресс II интернационала объявил его Днем солидарности рабочих всего мира. В Российской империи набиравшее силу рабочее движение быстро подхватило этот праздник. В 1890 году, именно тогда, когда о празднике заявил конгресс Интернационала, состоялась первая майская стачка в Варшаве, в которой приняло участие около 10 тысяч человек.

Нужно отметить, что в царской России, где положение рабочих было исключительно тяжелым, стачки и забастовки с экономическими требованиями, как правило, нужного эффекта не давали. Если просто просить улучшения условий труда, сокращения рабочего дня, то хозяева могут призвать полицию, провести локаут (массовое увольнение) и нанять новых рабочих - желающих устроиться на завод на любых условиях было предостаточно. Но если рабочие включали политические требования, объединялись с другими заводами, то администрация, испугавшись, как правило, шла на уступки в экономическом плане.

Особой формой празднования была маевка - рабочие собирались на митинги небольшими группами за городом. Таким образом участники выходили из зоны внимания полиции.

Увидев свою выгоду, рабочие всех промышленных центров (и, конечно, Петербурга) влились в общее движение и стали так или иначе проявлять солидарность с рабочими всего мира, выходившими на демонстрации 1 мая.

Особой формой празднования была маевка - рабочие собирались на митинги небольшими группами за городом. Таким образом участники выходили из зоны внимания полиции. Со временем празднование перерастало в демонстрации и забастовки.

С началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений рабочее движение пошло на убыль, но по мере ее затягивания ситуация стала накаляться вновь. И вот уже после февраля 1917 года состоялось празднование первого свободного Первомая. Это было одно из самых значимых событий для послереволюционного Петрограда. Город был празднично украшен, а люди выходили на демонстрации и митинги, впервые не опасаясь наказаний и репрессий.

В Советской России праздник меняет свой статус, становясь одним из символов победившего пролетариата. Закладывается достаточно строгая традиция праздновать Первомай демонстрациями, а компонента борьбы за свои права уходит. Это совсем не значит, что права рабочих в «стране победившего пролетариата» не ограничивались, а условия труда не требовали улучшения. Хотя стоит отметить, что в первой половине века Советский Союз действительно обладал одним из самых прогрессивных в плане защиты прав рабочих законодательством.

Праздник включал в себя обязательную подготовку транспарантов и мобильных стендов (которые, как правило, не менялись годами), сбор у предприятий (сотрудники приходили семьями) и проход по главной площади города (в нашем случае - Дворцовой) с бумажными цветами и портретами руководителей партии. После в зависимости от ситуации следовала прогулка по городу, посещение кафе, домашнее застолье или совместные возлияния с коллегами по работе. В мероприятиях участвовали не только рабочие, но и служащие, и представители интеллигенции.

В позднем СССР было, пожалуй, сложно даже понять, с какими целями выходят на демонстрации жители крупных городов.

В позднем СССР было, пожалуй, сложно даже понять, с какими целями выходят на демонстрации жители крупных городов. Праздник совсем потерял свою суть как символический день борьбы за свои права и солидарности с трудящимися других стран. В обществе постепенно происходили значимые изменения. Как и во всем мире, сокращался процент людей, занятых на производстве. Не было борьбы ни в СССР, ни в тех странах, с которыми призывал к солидарности диктор, зачитывающий призывы на площади. Оставалась лишь весна, в Ленинграде обычно дождливая, и возможность покричать «Ура!», проходя по площади.

В годы перестройки как раз в майские праздники в Ленинграде были заметны попытки выйти на демонстрацию с самодеятельными «новыми» лозунгами. А после развала СССР традиция стала затухать.

В современной России «праздник весны и труда» столь же парадоксален, как и многие другие социальные явления. Для сторонников коммунистической партии - это действительно праздник борьбы, борьбы политической, и коммунисты выводят на площади с флагами и транспарантами свой электорат.

Свои демонстрации при поддержке государства проводят профсоюзы. Оставаясь во многом формальными, они выводят на улицу не столько сторонников по борьбе, сколько людей, ностальгирующих по прошлой жизни, но не идентифицирующих себя с коммунистической партией.

Есть еще одна социальная группа, для которой весенний праздник остается чрезвычайно важным, - это садоводы и огородники. Для людей, живших в Советском Союзе, приусадебный участок всегда играл значительную роль - он был подспорьем, пополняя достаточно скудный рацион. И сейчас люди небольшого достатка устремляются на свои участки, чтобы спокойно посадить картошку и морковку. Они, пожалуй, и есть настоящие адресаты этого праздника, отмечающие день весны и труда упорной работой на свежем воздухе.

Остальным же весенние праздники дарят минуты отдыха на природе. Дым от мангалов и запах жидкости для розжига угля стелется над пляжами и парками. И никто не вспоминает о чикагских событиях и маевках в пригородах Петербурга.

В странах, где рабочее движение имеет давние традиции, например в Швеции, 1 мая все так же достаточно широко празднуется, хотя и не является выходным днем.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии