Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Две Пальмиры: Северная и Южная

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org В последние месяцы название населенного пункта в Сирийской пустыне - Пальмира - не сходит со страниц газет, экранов телевизоров и новостных лент информационных порталов. Сцены варварского разрушения памятников истории и культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО, потрясли мир. «Общественный контроль» рассказывает, что же это за город и почему Санкт-Петербург давно называют Северной Пальмирой

Вся история сравнения Петербурга с другими городами - Европы ли, Азии - восходит к эпохе после его основания. А зачем вообще сравнивают города? Неужели слава одного города может перейти на какой-нибудь другой только из за внешнего сходства? Но никто же не называет Москву «Северным Сарай-Бату» или Тольятти - «Восточным Детройтом». Почему именно Петербург удостоился весьма лестных сравнений?

Возникнув, как по мановению волшебной палочки, посреди северных болот, Петербург поразил европейцев, а больше того - самих русских.

Возникнув, как по мановению волшебной палочки, посреди северных болот, Петербург поразил европейцев, а больше того - самих русских. Ощущение нереальности, временности его существования, подобно миражу в пустыне, быстро вошло в фольклор, а оттуда переросло в своеобразную городскую мифологию.  Но в годы строительства у молодой российской столицы был вполне реальный прототип - и это не Венеция и не Пальмира, а Амстердам, в котором Петр I побывал во время Великого посольства, и, как мы знаем, действительно постарался перенять многое, что увидел в путешествии. И тот город, что возник в первой четверти XVIII века, если и был похож на какой-нибудь европейский город, то уж больше всего именно на Амстердам. И лишь дальнейшее развитие изменило акценты.

Вторым по времени (и более поверхностным) стало сравнение с Венецией. Петербург замышлялся, но не стал в итоге городом на воде, хотя Нева и другие реки и каналы играют важную роль в планировке исторического центра. Недавняя безуспешная попытка запустить транспортные линии по Неве («аквабусы») в очередной раз показала бесперспективность такой модели. Но, тем не менее, город на воде - значит, Венеция.

Южная же Пальмира стала известна западной цивилизации примерно в те же времена, когда появилась Северная. В 1751 году состоялась первая научная экспедиция английских ученых для исследования найденных в конце XVII века руин торгового города Пальмира. А середина XVIII века для Европы - это во многом возрождение интереса к античности уже в самом практическом плане: начинает зарождаться археология  - как наука, ведутся исследования на территории Помпей и Геркуланума, все античное входит в моду.  Наступает эра классицизма. И сам термин этот по сути своей можно расшифровать как эпоху обращения к истории, культуре, архитектуре Древней Греции и Рима.

Для России, и в первую очередь - для Петербурга, эта мода, этот стиль именно во второй половине XVIII века становится определяющим. Ни один дворец не мог обойтись без античного ордера, ни одна дама - без платья в свободном стиле туники и ни один правитель или правительница - без парадного портрета в виде античного героя или героини.

Что же до Пальмиры южной - то это был один из самых древних городов на месте оазиса, на пересечении караванных маршрутов в пустыне между Евфратом и Средиземным морем. Расцвет его пришелся на период поздней античности, когда Сирия была одной из провинций Римской империи, а в Пальмире правили полунезависимые властители. Славилась Пальмира своей архитектурой - в античном стиле, но с восточным блеском и грандиозностью. Храмы, триумфальные арки и грандиозная колоннада более километра длиной, с бронзовыми статуями на колоннах - раскопки в Пальмире сделали ее очень популярной в Европе Нового времени.

Несомненно, появление Пальмиры из глубины истории, обнаружение ее в XVII веке и последующее неожиданное возникновение города на Неве действительно могли дать пищу для ассоциаций, сравнения. И сходство усиливалось по мере того, как отстраивались в Петербурге грандиозные архитектурные ансамбли в классическом стиле.

Общее в Пальмире Северной и Южной увидено было во многом: в роскоши, богатстве, регулярной правильной застройке, в наличии свободных пространств.

Но была и еще одна важная особенность. Наиболее известна по исторически данным личность одной из правительниц Пальмиры - царицы Зенобии, фигуры очень яркой, сочетавшей в себе просвещенность и исключительные политические амбиции. Несомненно, после появления  на Петербургском политическом Олимпе такой фигуры, как Екатерина II, и формирования вокруг нее своеобразного культа «просвещенной правительницы» ассоциации с Зенобией не могли не возникнуть.

Собственно история сравнения Пальмиры и Петербурга начинается в 1793 году, на закате царствования Екатерины II. Автор одного из описаний Петербурга сравнил себя с древним автором, пишущем о Пальмире, и назвал Петербург «Новой Пальмирой». Сравнение оказалось удачным и пошло в народ. Многие литераторы прибегали к сравнению двух городов, включая даже Г.Р. Державина, но само словосочетание «Северная Пальмира» появилось лишь в письма К.Батюшкова к И.И. Муравьеву-Апостолу в 1816 году. А настоящее шествие по страницам книг и журналов оно начало после многократного повторения в издании Ф. Булгарина «Северная пчела». Поэтому Булгарина долго время считали автором этого термина.

Но вернемся к вопросу о сравнении городов. Общее в Пальмире Северной и Южной увидено было во многом: в роскоши, богатстве, регулярной правильной застройке, в наличии свободных пространств, отсутствии скученности. Наличие выдающихся и просвещенных женщин-правительниц усиливало сходство. Но есть то, что мы сейчас, вероятно, совсем не чувствуем - ощущение города-призрака, нереальность, внезапное появление и внезапное исчезновение (из песков или болот). Надеемся все же, что Петербург не повторит историческую судьбу своего восточного прототипа.

Примечание. Автор знаком с выражением «Москва - Третий Рим», но считает некорректным его приводить в данном контексте, ибо авторы этого философско-религиозного положения вряд ли имели в виду некие внешние признаки трех городов: Москвы, Константинополя и Рима, скорее - некое мистическое единство в ожидании конца света.

Фото: Bernard Gagnon/wikimedia.org

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша, выпускница, 17 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии