Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Советские дачи. Часть 6

 Фото: IzoeKriv/wikimedia.org Фото: IzoeKriv/wikimedia.org «ОК-информ» продолжает рассказ про традиции загородного отдыха и переходит к периоду, в корне изменившему все представления о нем горожан

В годы революций загородные поселки опустели. Так, например, в «русской Финляндии» - на берегу Финского залива за рекой Сестрой - дачи оказались вообще отрезаны от Петрограда (потом - Ленинграда). Те, кто жил в Ленинграде, не могли выехать к бывшей собственности, те, кто остался на территории Финляндии, как правило потеряли источники существования и уезжали. Дома выкупались за бесценок и вывозились в центральную Финляндию. Некоторые, по слухам, стоят и по сей день там. Дачи на взморье на советской территории конфисковывались или уплотнялись - в них селились на постоянной основе новые жители.

Дачи на взморье на советской территории конфисковывались или уплотнялись - в них селились на постоянной основе новые жители.

В то же время в 30-е годы уже появились первые садоводческие товарищества, правда, широкого распространения они не получили. Вместе с этим стала формироваться дачная традиция для элиты - партийной и творческой.

Люди у власти и люди, обласканные властью получали (как правило во временное или коллективное пользование) дачи в лучших местах в пригородах Москвы и Ленинграда. В большей степени это, конечно, касалось Москвы, где сосредоточилась вся верхушка аппарата управления. В Ленинграде традиционно такие дачи связывали с парком «Загородное» во Всеволожском районе.

Великая Отечественная война и блокада страшным катком прошлись по Ленинградской области, уничтожив многие деревянные поселки, уникальные памятники дачной архитектуры прошлого и начала ХХ века. В распоряжении автора есть воспоминания одного из жителей Горелово - ближайшего Ленинградского пригорода, который, вернувшись из эвакуации в 1947 году, не обнаружил не просто своего дома - а вообще поселка: весь он был разобран на дрова или сожжен во время боев.

Загородные участки, садовые товарищества стали реальной возможностью для горожанина снабдить свою семью продуктами.

Дачная жизнь в послевоенные годы поменяла свою окраску, изменила в корне смысл загородных участков горожан. С питанием все было тогда очень и очень плохо, и оставалось такое положение долгие годы. В 1947 году так вообще было состояние, которое проще всего описать словом «голод». И загородные участки, садовые товарищества стали реальной возможностью для горожанина снабдить свою семью продуктами. В это же время действовало еще довоенное постановление, ограничивающее для партийных работников дачи пятью комнатами (для несемейных) и восемью (для семейных).

В 1949 году было принято постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Оно и послужило началом широкого распространения дачных товариществ в стране. Уже в хрущевское время были проведены расчеты необходимой земли для садоводства или огородничества. Важно было найти грань между использованием земли в личных целях выращивания фруктов, овощей, ягод и сельскохозяйственным производством «на продажу», что категорически не приветствовалось (вспомним, продажа частными лицами фруктов, ягод, картошки рассматривалась именно в контексте сбыта излишков и никогда - товарного производства). Так и выведена была цифра в 6 соток - клочок земли на котором (не во всех случаях) можно было возвести дачный домик и разбить огород, но никак не зарабатывать своим трудом себе на жизнь (с последующей продажей результатов труда).

Кстати, некоторые исследователи указывают, что появление садоводств совпало по времени с отменой шестидневки и переходом к пятидневке - когда граждане получили время для обработки своего участка. В любом случае такая норма выглядит совершенно несправедливой и не учитывает абсолютно разные климатические условия нашей необъятной Родины (которые ранее учитывало даже положение об освобождении крестьян от крепостной зависимости). Правило 6 соток часто распространялось и на обычные крестьянские приусадебные хозяйства (с которыми в хрущевское время активно боролись). Была практика и выдачи трех соток, раздела уже выданных шести на два участка.

Появление садоводств совпало по времени с отменой шестидневки и переходом к пятидневке - когда граждане получили время для обработки своего участка.

С тех пор более чем скромные 6 соток стали (а для многих остаются и по сей день) источником качественных продуктов питания - особенно фруктов, ягод и овощей, с выращиванием которых советское сельское хозяйство справлялось хуже всего. Не говоря уже о картошке, которая иногда становилась просто основой питания семьи. Относительно недавно были проведены приблизительные подсчеты урожайности дачных участков. Так вот, простым инженерам, учителям, библиотекарям, пенсионерам удалось достичь такого уровня на своих шести сотках, которого советское сельское хозяйство не могло добиться в лучшие свои времена.

Садоводства вокруг Ленинграда росли в отнюдь не самых уютных и удобных для дачной жизни местах. Южные, восточные районы, иногда бывшие торфоразработки - все передавалось под садоводства.

Совсем другой выглядела политика дачного строительства для партийной и творческой элиты. Им доставались лучшие участки на Финском взморье. Для позднего советского периода характерна ситуация, когда партийный или военный чин, директор завода или фабрики имел государственную дачу, на которой отдыхал в годы тяжкой работы на благо советского народа - и одновременно в поселке или особом садоводстве строил себе уже частную дачку, поражавшую соседей невиданными для остальных кирпичными стенами или вторым этажом. Сейчас на фоне современного размаха загородного строительства эти домики кажутся маленькими, но тогда, в годы общей скромной (если не сказать: бедной) жизни, они поражали своими размерами и качеством, необъяснимостью происхождения средств на их строительство (на грани интереса ОБХСС).

Родные шесть соток стали для советских граждан первым и важным опытом частной собственности, пусть и скрывавшихся под маской собственности личной, из которой, по закону, нельзя было извлекать доход.

Заметим, что помимо дефицита продуктов питания в СССР существовал чудовищный дефицит строительных материалов. Дачники справлялись как могли. Автор, как загородный житель, вынужден признаться, что он живет в доме, бревна для которого были выпилены из старой списанной казармы, а облицован дом был стенками ящиков из-под индийского табака.

И тем не менее родные шесть соток стали для советских граждан первым и важным опытом частной собственности, пусть и скрывавшихся под маской собственности личной, из которой, по закону, нельзя было извлекать доход.

Строительство своей дачи, своего дома, устройство своего огорода - важнейший момент во взрослении общества, которое, может быть, именно через это овладение и через эту ответственность и происходило. Сейчас постепенно все возвращается на круги своя. Все меньше вокруг города участков, засеянных картошкой. Все больше и красивее дома. Дачи становятся опять местом загородного отдыха и дешевой альтернативой зарубежным курортам. Бум дачных и коттеджных поселков показывает, насколько интересным для горожан остается лето вне города. А многие переезжают за город и остаются там круглый год. Постепенно формируются новые зажиточные ближние пригороды. Жизнь возвращается в нормальное русло.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии