Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Европейский модерн в Петербурге. Часть 2

 Фото: Florstein/wikimedia.org Фото: Florstein/wikimedia.org В прошлой публикации «Общественного контроля» шла речь о Северном модерне в петербургской архитектуре, испытавшем сильное влияние шведского и финского национального романтизма. Теперь же поговорим о веяниях не с севера, а с запада

В Европе того времени задавали стиль ар-нуво (французская интерпретация модерна) и югендштиль (немецкая). Петербург, как самый европейский из русских городов, испытал сильное влияние этой моды. При этом русские архитекторы, перенимая новые веяния, не опускались до слепого подражания. Мало того, основываясь на идеях нового стиля в Петербруге, и шире - в русском искусстве, возникло свое самобытное направление, использовавшее традиции русского народного искусства, фольклора. В этом оно походило на финский национальный романтизм, о котором мы рассказывали в предыдущей статье.

Основанное на идеях нового стиля, в Петербруге, и шире - в русском искусстве, возникло свое самобытное направление, использовавшее традиции русского народного искусства, фольклора.

Влияние европейского модерна было также несомненным. Иногда оно касалось не только одного дома, но целых городских кварталов и даже районов. Прогуливаясь по Петроградской стороне, до сих пор легко себя представить то в Вене, то в Париже. Здесь наиболее ярко проявился европейский модерн - ар-нуво или сецессион (как его называли в Австрии). Разгадка появления таких кварталов проста: на конец XIX века пришлось время коренной перестройки Петроградки, тогда и посносили старую деревянную застройку и понастроили новый модных домов  в «новом стиле».

Одна из первых попыток «большого строительства» - это, конечно магазин братьев Елисеевых, знаменитый «Елисеевский». От нового стиля в нем грандиозное окно-витраж, растительные мотивы в пышном декоре. А тяжеловесные скульптурные группы, несомненно, наследие прошлого. Важным (хотя и далеко неоднозначным) для петербургской архитектуры стало строительство «Дома компании Зингер».

Поговаривали, что там собирались строить небоскреб, как в Нью-Йорке.  И хоть небоскреба не случилось, купол гражданского здания, вознесшийся выше «небесной линии» вопреки устаревшим правилам и традициям, конечно, стал событием. Архитектор Сюзор взял очень многое из европейской и более всего - французской и немецкой традиции модерна. Скульптура, имевшая, кстати, еще и рекламную функцию, играла в этом здании огромную роль. Давайте попробуем представить здание компании Зингер без купола и без скульптуры. Присмотримся к другим элементам:мансардным окнам, баллюстрадам. Да перед нами, по большому счету, обычный петербургский дом. Конечно, с необычно большими окнами, но именно декор, скульптура и купол делают его выдающимся произведением.

Думаете, не критиковали это здание? Еще как критиковали! Модерну в этом смысле вообще не повезло. Долгие годы: и в период своего расцвета, и в период революций, и в послереволюционную эпоху - модерн считался декадансом, упадочническим искусством. И только в 60-е годы прошлого века в общество пришло понимание той важной роли, которую сыграл модерн, привнося искусство, своеобразную эстетику во все, в чем проявлялся.

Еще одно классическое здание эпохи модерна - Витебский вокзал. Запоминающийся силуэт, изгибы линий, компактная и удобная компоновка здания, расположенного на небольшом участке земли (он был ограничен с запада каналом). И при этом невероятное буйство декоративных элементов: и витражи, и лепка, и декоративные панно, и орнаменты, необычная форма окон. И все это объединено единой стилистикой, составляя гармоничную общую картину.

Нужно сказать, что витражи и мозаика позволили размыть грань между архитектурой и живописью, сделав стены и окна пространством для размещения картин в «новом стиле». И хоть сам по себе «Спас на крови» не может, наверное, считаться памятником модерна - слишком уж велико влияние московской храмовой архитектуры, то мозаики его, работы Васнецова, Нестерова и других, несомненно, не выпадают из ведущего стиля эпохи.

Ну и, конечно, рассказывая о петербургском модерне, невозможно обойти особняк Кшесинской на Петроградской стороне. Сложная разновысотная композиция, выход в зимний сад, красный и серый гранит, майоликовая плитка, лепка и ритм окон, согласующийся с ритмом ограды. Очень необычная для центра города постройка, скорее -  напоминающая загородную виллу. Здесь проглядывает уже новый, следующий стиль петербургской архитектуры - неоклассицизм.

Чем же стали дома в стиле модерн для Петербурга? На наш взгляд, те, что не составляли единый ансамбль, квартал, превратились в яркие маяки - с башенками, асимметрией, большими окнами, выделяясь в общей череде относительно массовых и типичных построек второй половине XIX века. По сути каждый из них превратился в отдельную историю, может, даже легенду или сказку. Недаром одним из самых знаменитых домов эпохи модерна стал «Дом-сказка» (дом П.И. Колокольцева, архитектор Александр Бернардацци, Английский пр., 21 не сохранился). Модерн оживил наш город, поселил в нем женщин, держащих земной шар (здание Зингер), почти оживших Науку, Промышленность, Торговлю, Искусство (Елисеевский), Нику, Меркурия и Нептуна (здание Общества взаимного кредита) а также сов и других необычных обитателей. Именно благодаря модерну наш город стал немного сказочным, немного мифическим и таким необычным и интересным.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, начинающий журналист, 22 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии