Гатчинские антресоли
Комнаты сыновей - Александра и Константина появились во дворце еще в годы жизни Павла. Они, несмотря на планы бабушки, были все-таки настоящими сыновьями, настоящими Павловичами. Временами они отдалялись от роскошного екатерининского двора, переоблачались в военные мундиры и участвовали в парадах и показных стрельбах в Гатчине.
Николай I Павлович после воцарения также много времени уделял Гатчине. При нем производились очень характерные перестройки дворца: согласно концепции «умного выбора» появились неоготическая галерея и необарочный салон Александры Федоровны (супруги Николая I). Личный кабинет с походной койкой символизировал скромность императора в быту. Но вот один, казалось бы, незначительный факт: в Арсенальном зале стали накапливаться разнообразные предметы быта и произведения искусства. Это были заводные органы, двуглавое чучело орла, юбилейные щиты гвардейских полков, качели, статуи, трофеи от охот в гатчинских лесах. Охота стало важнейшим занятием во время пребывания в Гатчине и Александра II. Недаром егерская служба разрасталась, и для егерей была построена неподалеку специальная слобода. Иногда зверей травили даже на поле перед дворцом. В комнатах Александра II собиралась коллекция вещей и картин, связанных с охотой.
Но наибольшее внимание уделяется Гатчине при Александре III. Все 13 лет его царствования Гатчина оставалась любимой резиденцией императора. Там создается целый ряд комнат, которые формируют свой «интимный» мирок, в противопоставление большим парадным комнатам дворца. Александр III делает такую запись в своей памятной книжке 1881 года: «27 апреля. Переехали с Минни и детьми на жительство в Гатчину» Великий Князь Александр Михайлович так объяснил причину переезда: «Сформировав Совет министров и выработав новую политическую программу, Александр III обратился к важному вопросу обеспечения безопасности Царской семьи. Он разрешил его единственным логическим способом - именно переехав на постоянное жительство в Гатчинский дворец... Что же касается его государственной работы, то она только выиграла от расстояния, отделявшего Гатчину от С.-Петербурга. Это расстояние дало Александру III предлог для того, чтобы сократить, елико возможно, обязанности по представительству, а также уменьшить количество визитов родственников».
Впервые комнаты, занятые царской семьей называет «Гатчинскими антресолями» императрица Мария Федоровна в одном из писем после переезда: «Сейчас, когда мы устроились довольно красиво и уютно в маленькой скромной entre sol [антресоли] в большом дворце, я начинаю находить это лучше, чем я могла ожидать, потому что здесь спокойно, и я не должна принимать так много людей...». Еще через полгода она пишет матери: «Сейчас мы снова устроились в красивой Гатчине в наших маленьких, но очень удобных комнатах, которые стали даже более красивыми, потому что я взяла только старую красивую мебель, находящуюся здесь, всю в стиле jakob, который смотрится так красиво».
При Александре III перестраиваются и приобретают достаточно скромный облик целый ряд комнат: адъютантские, приемный кабинет, личные комнаты Александра III (столовая, гостиная, спальня). Все они были неброско отделаны и заполнены множеством предметов мебели, памятных предметов, картин, фотографий.
Детство проводит в Гатчине и будущий Николай II. Он пишет родителям в одном из писем: «Погода у нас прелестная; жить в Гатчине блаженство; жаль только, что вас нет». Став императором, Николай II переехал с семьей в Царское Село, но вдовствующая императрица с младшими детьми осталась жить в Гатчинском дворце.
Возможно, именно после детства, проведенного в Гатчинском дворце, Николай полюбил уютные, небольшие помещения. В Петергофе, в Александрии архитектор Косяков построит для Николая и его семьи небольшую «Нижнюю дачу», которая внутренним убранством будет сильно напоминать комнаты Александра III в Гатчине.
Антресоли - это место, куда складывают старые, не очень нужные вещи. Но по прошествии времени такой «склад» может стать бесценным и рассказать многое о своих владельцах. Так и остался дворец своеобразными антресолями. В нем собраны были и памятные вещи, и мебель, и гардероб царствующих особ начиная с Павла I. До нас дошли фотографии дворцовых интерьеров, сделанные накануне Великой Отечественной войны. Такое ощущение, что прежние владельцы недавно вышли из комнат. С 1917 года здесь формируется музей, и - о повороты судьбы! - руководит им Николай Платонович Зубов, внук Платона Зубова (участника заговора против Павла), правнук Суворова. Он одновременно напишет книгу про Павла I.
Великая Отечественная война и послевоенные события в корне меняют ситуацию вокруг дворца, но об этом мы, наверное, расскажем в одной из будущих статей на портале ОК-информ.
В статье использованы материалы книги А.В. Помарнацкого.
Фото: М.А.Величко, 1940, ГМЗ Гатчина.
- Общественным инициативам прописали долгий путь
- Эрмитаж вошёл в топ-10 самых посещаемых музеев
- Медики: Более 40% случаев заболевания рака связано с вредными привычками и низкой физической активностью
- «Пятница минера» в Петербурге: 30 тысяч эвакуированных и кортеж Путина
- Владимир Путин открыл памятник императору-миротворцу Александру III в Крыму