Победит ли музеи коммерция?
Вопрос их коммерческой успешности - важный, сложный и, пожалуй, требует отдельного рассмотрения. Но есть здесь несколько неожиданный поворот. Не так давно в городской жизни появилась тенденция, которую можно назвать музейной мимикрией. В последние пять-десять лет совершенно коммерческие предприятия и инициативы стали называть себя музеями. Хотя внешне они подходят под определение «лавка», или «кафе», или «магазин» (даже «сетевой магазин»).
В последние пять-десять лет совершенно коммерческие предприятия и инициативы стали называть себя музеями. Хотя внешне они подходят под определение «лавка», или «кафе», или «магазин» (даже «сетевой магазин»).
Наиболее известный сетевой проект - «Музей шоколада», который в чистом виде представляет собой именно коммерческое и более того - торговое заведение (на сайте так и написано: «сеть бутиков»). Или «Музей русской водки»: вряд ли в его экспозиции есть большой раздел о том, какой катастрофой стало пьянство в России начиная с XVI века и вплоть до века XXI. Вряд ли там рассказывается об опасности химической зависимости от алкоголя. Зато там можно заказать банкет. Есть еще музей кофе, музей специй и прочие подобные заведения.
С одной стороны - идет подмена понятия. В любом музее функция просветительская преобладает над коммерческой. По крайней мере - в любом петербургском музее. Здесь же в основе прибыль. И это само по себе неплохо. Просто стоит ли называть такое дело «музеем»? С другой стороны - происходит размытие представления о музее. Люди, его посещающие, ведут себя не как стремящиеся к знаниям, а как потребители - иногда, как в случае с шоколадом, в прямом смысле слова.
А может быть, автор неправ в своем скептицизме по отношению к новому веянию? Может быть, это новая жизнь? Та, в которой отдыхать и просвещаться ходят в торговые комплексы, а не в театры с музеями, та, в которой культура заменяется потреблением... Очень бы не хотелось, чтобы такая жизнь проникла в музейные чертоги. В свое время Г.С. Лебедев (известный археолог и общественный деятель) предлагал превратить один из областных музеев в храм, в «музейон». А мы превращаем музей в лавку. Хорошо ли это?
Происходит размытие представления о музее. Люди, его посещающие, ведут себя не как стремящиеся к знаниям, а как потребители - иногда, как в случае с шоколадом, в прямом смысле слова.
Нет, конечно, в этом движении к коммерции есть и светлые пятна. Например, при Музее кофе работает не только кафе, но и школа барриста. И он сделал очень много для того, чтобы воссоздать в Петербурге кофейную культуру. Но это обучение коммерческое, стоит немалые деньги. И опять же - в этом нет ничего плохого, просто это не музей.
В системе образования часто возникают небольшие музеи, музейные комнаты, экспозиции. Так вот им, чтобы получить право именоваться музеем, необходимо пройти очень жесткую сертификацию, провести значительную подготовку. Нужно соответствовать точным и строгим стандартам. В частной же практике - любое заведение, при этом просто торгующее каким-либо товаром, не имеющее ни методической музейной подготовки, ни специалистов в этой сфере, ни каталогов, ни даже просто систематической экспозиции, все равно может называться музеем.
…Новые коммерческие музеи прекрасно вписываются в концепцию нового Петербурга - с шаблонными и неинтересными памятниками, новодельными «старыми» дворцами и домами и, конечно, с новыми центрами культуры - торговыми галереями на главных площадях и под ними. Только есть ли место петербургской культуре в этом новом мире?