Космические тайны Петропавловской крепости
Чего только не было в Петропавловской крепости после революции! Нет, конечно, в первую очередь это была (по сложившейся ранее традиции) тюрьма. Туда были помещены представители сначала царствующей династии, а потом - и Временного правительства. Некоторое время в крепости существовали застенки ЧК, осуществлялись казни. Недавно закончилось очень важное археологическое исследование, начало которому положила случайная находка человеческих останков во время строительства стоянки автобусов. Долгое время крепость находилась в ведении ЛенВО. А потом в Петропавловской крепости даже квартиры раздавали. Только несколько лет назад расселили последний дом в Алексеевском равелине.
Но вернемся в послереволюционные годы. Во время дискуссий после публикаций на сайте ОК-информ автору неоднократно доказывали, что, мол, время было тяжелое, ужасное, темное, и с городом не происходило ничего хорошего. Конечно, в этом была доля правды.
Но 20-е - начало 30-х - это и время какого-то необычного подъема, полета духа, который принесла с собой революция. И одно из проявлений такого подъема - интерес к новым технологиям, к авиации, к ракетостроению, мечты о космических полетах. Причем если сравнивать с интересом, который возникал в обществе к самолетам и к летчикам в дореволюционный период, тут не было пошлости, специфического мещанского взгляда - чистый идеализм. И одним из центров технических и военных экспериментов стал Иоанновский равелин Петропавловской крепости, где разместилась газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Люди, занимавшиеся исследованиями, полетами были, как правило, бессребрениками, не ждавшими поддержки, работавшими на собственном энтузиазме. История не прямо про работников ГДЛ, а про их коллег из Москвы: название их Группы изучения реактивного движения (ГИРД) расшифровывали как «Группа инженеров, работающих даром».
Основателем Газодинамической лаборатории (далее - ГДЛ) стал Николай Иванович Тихомиров. Он заинтересовался проблемой реактивных двигателей для ракет еще задолго до революции.
Нужно отметить, что опыты по использованию реактивных двигателей в военной сфере проводились уже достаточно давно. Их, например, проводил в середине XIX века Карл Шильдер на полигоне в Красном Селе. А Тихомиров заинтересовался проблемой «самодвижущихся мин реактивного действия» еще в 90-х годах XIX века.
Основателем Газодинамической лаборатории (далее - ГДЛ) стал Николай Иванович Тихомиров. Он заинтересовался проблемой реактивных двигателей для ракет еще задолго до революции.
«3 мая 1919 г. Н.И. Тихомиров в письме на имя управляющего делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевича обратился к В.И. Ленину - Председателю Совета Народных Комиссаров с просьбой предоставить возможность осуществить это изобретение для укрепления и процветания молодой рабоче-крестьянской республики. К письму Н.И. Тихомиров приложил описание изобретения, охранительное свидетельство № 309 на изобретение, полученное им в 1915 г., и положительное заключение председателя отдела изобретений Московского военно-промышленного комитета профессора Н. Е. Жуковского, выданное еще в 1916 г.» (цитата из книги В.П. Глушко «Реактивные двигатели ГДЛ-ОКБ»).
В 1921 году по решению С.С. Каменева в Москве была создана «Лаборатория для разработки изобретений Н.И. Тихомирова», которая позже была названа Газодинамической лабораторией.
Поскольку подобные исследования, особенно в их практической части, велись и в Ленинграде, в 1925 году лаборатория переехала в наш город. Впоследствии для нее были выделены двенадцать комнат в Адмиралтействе и помещения в Иоанновском равелине Петропавловской крепости. А основные испытания проходили на Ржевском полигоне и Комендантском аэродроме.
Вскоре к коллективу лаборатории присоединился Валентин Петрович Глушко. Он не смог окончить курс Ленинградского государственного университета, но уже имел на руках проекты электрических ракетных двигателей. Вскоре он возглавил направление электрических и жидкостных ракетных двигателей в ГДЛ.
Также в ГДЛ стал работать и Георгий Лангемак, человек с уникальной даже для тех времен биографией. Швейцарец по родителям (хоть и русским подданным), филолог, участник Первой мировой (служил во флоте), коммунист и преподаватель школы ликбеза на форте «Риф», арестованный кронштадтскими восставшими в 1921 году и приговоренный к расстрелу. Кстати, вскоре он был исключен из рядов ВКП(б) за церковный брак. А затем поступил в военно-техническую академию РККА и оказался в рядах сотрудников ГДЛ.
Чем же занимались и чего достигли работники ГДЛ за первые годы? Они разрабатывали двигатели для реактивных снарядов и главным итогом было создание прототипов ракет для авиации, а также знаменитых БМ-13 («Катюша») и всех их разновидностей. Также разрабатывались и пороховые ускорители для самолетов, позволявшие увеличить скорость взлета и сократить длину взлетной полосы.
Они разрабатывали двигатели для реактивных снарядов и главным итогом было создание прототипов ракет для авиации, а также знаменитых БМ-13 («Катюша») и всех их разновидностей.
В музее представлены и модели прототипов ракет, личные вещи и рабочие места сотрудников лаборатории, испытательные стенды и даже верстаки, на которых изготовлялись детали. И очень важно, что история ГДЛ показана как часть единой истории создания не только оружия, но и космических ракет, освоения космоса.
Об отношении руководства Красной армии к этим перспективным разработкам можно судить по небольшой цитате из книги В.П. Глушко: «В начале 1933 г. начальник вооружений Красной Армии М.Н. Тухачевский, которому была подчинена Газодинамическая лаборатория, присутствовал при стендовом испытании жидкостного ракетного двигателя и высоко оценил достижения ГДЛ. Еще в 1932 г. в письме начальнику Военно-технической академии РККА он сообщал: “Ленинградская Газодинамическая лаборатория Техштаба, работающая над вопросами реактивного двигателя и его применения в различных областях военной техники, достигла в настоящее время существенных и ценных результатов. Эти результаты имеются в области научно-исследовательской и теоретической работы ГДЛ, и в деле проведения практических испытаний и опытов с различного рода реактивными снарядами и приборами, и в деле подбора ценных кадров работников реактивистов. Особо важные перспективы связываются с опытами ГДЛ над жидкостным реактивным мотором, который в последнее время удалось сконструировать в лаборатории. Применение этого мотора в артиллерии и химии открывает неограниченные возможности стрельбы снарядами любых мощностей и на любые расстояния. Использование реактивного мотора в авиации приведет в конечном итоге к разрешению задачи полетов в стратосфере с огромными скоростями».
Вскоре и Тухачевского и многих работников ГДЛ (реорганизованной в РНИИ и переведенной обратно в Москву) ждали репрессии. Для Лангемака все закончилось расстрелом, а для Глушко - шарашкой (как и для С.П. Королева). Их наработки лишь отчасти получили практическое воплощение, и СССР в 1940-е - 1950-е годы в сфере реактивного самолетостроения находился в положении догоняющего. Но труд пионеров ракетостроения в Иоанновском равелине Петропавловки оказался востребованным и положил начало эпохе освоения космоса, о которой рассказывает вторая часть музейной экспозиции.
Не упустите возможность, загляните в Петропавловскую крепость. Сразу после входа в равелин - направо, в мир покорителей космического пространства.