Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Подземелья Царского Села: легенды и реальность

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский Мы продолжаем рассказ о подземельях Петербурга и окрестностей и в этот раз хотели бы рассказать о двух объектах - мифическом и вполне реальном, которые находятся в ближайшем и одном из самых известных петербургских пригородов - Царском Селе

Одна из самых ярких и растиражированных легенд о подземельях в Петербурге и окрестностях - предание о Царскосельском метро. Якобы в конце XIX - начале ХХ веков была построена ни много ни мало абсолютно секретная его ветка от Царского Села прямо до Зимнего дворца.  

То ли в 60-х годах XIX века, то ли в 1905 году якобы решено было строить ветку метро от Царского до Зимнего и далее вдоль берега Невы, чтобы соединить не только царский, но и великокняжеские дворцы единой подземной галереей.

Вариантов этой легенды много, но основная канва выглядит следующим образом: якобы во избежание покушения то ли в 60-х годах XIX века, то ли в 1905 году решено было строить ветку от Царского до Зимнего и далее вдоль берега Невы, чтобы соединить не только царский, но и великокняжеские дворцы единой подземной галереей. Упоминаются и объекты, связанные с «метро»: электроподстанция, снабжавшая Александровский дворец электричеством, гараж и (о ужас!) гора Парнас, где, как предполагается в легенде, находился вход в Царскосельское метро. То, что гора появилась в XVIII веке, во время углубления прудов, и с тех пор сильно не перестраивалась, носителей мифологического сознания не смущает.

Какие же события могли действительно стать толчком для создания такой легенды? После покушений на Александра II (напомним, что основной план революционеров на 2 марта 1881 года - взорвать царскую карету при помощи подкопа, и он был вырыт, а мина заложена) предпринимались значительные меры, чтобы предотвратить подобные действия в будущем. Окапывались дворцы, в том числе и Зимний. Появились специальные группы военных (морских минеров), задачей которых было предотвращение подкопов и подрывов.

В письме К.П. Победоносцева про окапывание говорится так: «Перед Зимним дворцом, против Салтыкова выезда, роют по распоряжению Баранова канаву, при этом успели перерезать 17 проволок от мины!». То есть излагается версия, что такие мины уже были заложены. Об окапывании писала в дневнике 20 марта 1881 года и А.Ф. Тютчева: «Дворцы Зимний и Аничков окружены канавами, около которых расхаживают патрули. Это производятся раскопки в поисках мин, которые, как предполагают, проложены около дворцов, хотя о реальности этих мин ходят только смутные и противоречивые слухи» (И.В. Зимин «Городская мифология»).

История о Царскосельском метро выглядит фантастической в первую очередь в силу своей масштабности и неосуществимости в техническом плане в начале XX, а тем более - в 60-х годах XIX века.

Ну, а Царское Село как исходная точка ветки «метро» явно появилось после переезда Николая II, который с 1905 года стал проводить там много времени с семьей. По нашим сведениям, это случилось после того, как царская семья во время стачек и забастовок первой русской революции надолго оказалась отрезана от Петербурга на Нижней даче в Александрии, в Петергофе.

И тем не менее история о Царскосельском метро выглядит фантастической в первую очередь в силу своей масштабности и неосуществимости в техническом плане в начале XX, а тем более - в 60-х годах XIX века. Да, о метро в Петербурге подумывали, о чем мы писали в отдельной статье. Но денег на такую затею не хватило. А когда в середине ХХ века стали строить - столкнулись с такими проблемами, решать которые трудно и дорого даже сейчас, в наши дни. Поэтому в Петербурге так мало метро.

Нет никаких документов (ни в Царском, ни в архивах), по пути гипотетической ветки не видно отвалов. Автору приходилось сталкиваться с множеством документов по военно-морскому строительству (несмотря на секретность военных объектов): сооружение даже не фортов, а подводных преград рождало сотни и тысячи бумаг. Пока ни одного документа о Царскосельском метро не найдено.

Энтузиастам удалось проследить рождение этого мифа. Он появился в одной из местных газет в середине 80-х годов XX века и с тех пор гуляет по страницам периодической печати и по страничкам всемирной Сети.

Тем временем в Царском Селе действительное есть уникальный подземный объект - и даже не XIX, а XVIII века! Это Таицкий, или Бауэровский, водовод. Он частично сохранился и доступен для осмотра. Сразу заметим, что это - гидротехническое сооружение, то есть невыполнимых требований по гидроизоляции при его сооружении не предъявлялось. 

Если присмотреться к карте Царского Села и окрестностей - мы увидим, что никаких рек для того, чтобы питать пруды, нет. Как же они наполняются водой? В период строительства первого дворца в Саарской мызе - еще в петровское время - проблему снабжения резиденции водой собирались решить при помощи проведения канала от Невы. Тогда, кстати, можно было бы приезжать в мызу «водой» - на небольшом корабле прямо из Невы. Но проект оказался слишком дорогим и не был осуществлен.

Расцвет Царского Села приходится на середину - вторую половину XVIII века.  Строительство дворцов, разбивка парков, появление множества павильонов и парковых построек предполагали и пруды, и водные потехи. Да и само Царское Село развивалось и требовало воды. А ее не хватало. 

Сначала были подобраны для снабжения водой Царского Села Виттоловские ключи, но их разросшемуся поселению стало не хватать. Тогда строители Царского Села обратили внимание на располагающиеся в 15 километрах от Царского ключи в Тайцах.

Авторство проекта принадлежит инженеру-гидротехнику Бауэру. На пути у строителей находилась значительная возвышенность, которую пришлось «проходить» при помощи тоннеля. Была прорыта так называемая «минная галерея». Минами в то время называли любой подземный ход. На протяжении нескольких километров водовод проходит глубоко под землей. В некоторых местах глубина галереи достигала 16 сажен, что вполне можно сравнить с глубинами, на которых строится метро.

Строить единым тоннелем в то время было невозможно, поэтому в породе (известняках) пробивались вертикальные штольни, от которых шли горизонтальные галереи, и через них на поверхность поднималась добытая порода. Там, где галерея прокладывалась не через известняк, а через глины, стенки укреплялись деревянными рамами. Высота галереи - около 2 метров, ширина полтора. Глубина протекающей воды была около 50 сантиметров. Примерно 100 кубометров воды доставлялось в Царское Село за каждый час в полноводные годы.

Строительство водовода обошлось казне в 35 тысяч рублей. Помимо этого, к сооружению были приписаны инвалиды (отставные солдаты), которые обязаны были следить за его сохранностью. В 1795 году часть деревянных конструкций была заменена кирпичными. Таким образом, помимо подземной галереи появилась еще крытая наземная - забранный в кирпичную трубу канал протяженностью около 5 километров. Появились и обложенные кирпичом колодцы, сверху отделанные гранитом. На работы по возобновлению Таицкого водовода было потрачено еще 68 тысяч рублей. Значительные суммы расходовались и на поддержание его в рабочем состоянии.

Со строительством водовода связана и постройка Баболовского дворца. В нем была расположена знаменитая грандиозная ванна, выполненная из единого куска гранита. Диаметр ванны - 5 м, высота - 2 м, глубина – 1,5 м, вес 48 тонн. В эту ванну подавалась вода из Таицких ключей.

В 80-х годах ХХ века по инициативе общественности была предпринята смелая попытка возродить Таицкий водовод. Часть шахт была расчищена. Однако работы не были закончены.

В конце XIX - начале ХХ века водовод стал приходить в упадок. Мощности его стало не хватать для снабжения города. Было подобрано новое место - Орловские ключи. А Таицкий водовод продолжал снабжать водой только пруды. В 1904 году по всей трассе водовода прошел последний человек - это был студент Нертовский, который составил последний отчет о состоянии водовода. Он прополз по минной галерее, которая к тому времени местами обрушилась, и зафиксировал состояние шахт и колодцев.

Даже тогда, когда вода перестала проходить по всей длине водовода, он продолжал собирать грунтовые воды и осадки и доносить их до Царскосельских прудов. Сейчас ни одна из частей водовода свою функцию уже не выполняет.

В 80-х годах ХХ века по инициативе общественности была предпринята смелая попытка возродить Таицкий водовод. Часть шахт была расчищена. Однако работы не были закончены. К тому же Таицкие ключи давно уже не дают достаточного количества воды для снабжения водовода.

И теперь самое главное: до сих пор некоторые участки - как наземные, так и уходящие под землю - остаются доступными для осмотра. В Екатерининском и Баболовском парке - это Бауэровский канал. На западной окраине Баболовского парка сохранились развалины грота «Монах». Раньше в нем стояла мраморная статуя пустынника, читающего за столом Священное писание, а на стене была доска с надписью: «В счастливое царствование Екатерины II проведена в Царское Село свежая вода, которой оно не имело, рачением генер. поруч. Фон-Бавера. 1774». Мало кто из посетителей парка, видящих привычные каналы и пруды, догадывается, что они являются частью сложной системы с подземными инженерными сооружениями.

Центральную (в том числе и подземную) часть водовода можно осмотреть в районе Кондакопшино, а начало - в усадьбе Демидовых Тайцы. До Кондакопшино и Тайц легко доехать на электричке от Лигова. В завершение мы должны предостеречь читателей: если вы решите осмотреть водовод, воздержитесь от проникновения в шахты и подземные галереи. Состояние их очень плохое, и находиться внутри - опасно для жизни.

Фото Всеволода Пежемского.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, студент курса программирования компьютерных систем, 16 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии