Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Старинные подземелья Петербурга

 Фото: Лев Романов/«Интерпресс» Фото: Лев Романов/«Интерпресс» Мы продолжаем цикл рассказов о подземельях и переходим к самым интересным - подземельям Петербурга от основания города до начала XX века. Как обычно, начнем с мифов

Фактически любая крупная стройка, проходящая в центре города, не обходится без рождения мифа об обнаружении некоего подземного хода. Структура такого мифологического рассказа такова: строители внезапно находят подземный ход, пытаются его исследовать (сами, почему-то не вызывая археологов), а потом бросают это дело, заливают бетоном (или заваливают) и продолжают стройку. В зависимости от воображения рассказчика миф может украшаться скелетами, сокровищами и прочими яркими деталями. Не устоял от искушения поиграть с темой сокровищ и подземелий даже Музей воды, в котором существует раздел «Подземное пространство Петербурга», который начинается мрачной камерой с муляжом черепа и бижутерией.

Мифами обросли либо необычные известные постройки, либо объекты, связанные с деятельностью исторических личностей. Наличие подземелий приписывается Михайловскому замку, связанному с таинственной фигурой Павла I.

Кроме того, мифами обросли либо необычные известные постройки, либо объекты, связанные с деятельностью исторических личностей. Наличие подземелий приписывается в первую очередь Михайловскому замку, связанному с таинственной фигурой Павла I. Есть легенды о подземных ходах, идущих по центру города от Летнего сада. С усадьбой Кушелева-Безбородко связывают еще один подземный ход. Также легенды окутывают и немецкое посольство на Исаакиевской площади. Дескать, когда разъяренная толпа в 1914 году ворвалась в посольство и стала его громить, ни одного человека там не было - все сбежали через подземный ход. Явно по аналогии с московскими легендами существуют истории про воровские «малины» под землей на Лиговке. Особая череда легенд окутывает Шуваловский парк, якобы пронизанный подземельями еще с середины XVIII века.

Все эти рассказы не получили ни одного ясного и неоспоримого доказательства, однако можно предположить, что некие изначальные поводы для появления этих легенд все же есть. Строители действительно натыкались на существовавшие дренажные канавы и подземные каналы, без которых освоение топких невских берегов было бы невозможно. Автор в 90-х годах XX века участвовал в ряде археологических исследований в центре Петербурга: во дворах Эрмитажа, дворах Капеллы и у здания Двенадцати коллегий. Наиболее показательными были раскопки двора дома кухмистера Фельтена, соратника Петра I и героя множества городских легенд и исторических анекдотов.

Он располагался на месте одного из нынешних дворов капеллы, на берегу Мойки. Уровень грунтовых вод (несколько повысившийся за последние три столетия) был даже выше, чем уровень дневной поверхности (сейчас это глубина около 2 метров) - той земли, на которой была построена усадьба.  Но и во времена Фельтена, чтобы передвигаться по двору, жители усадьбы вынуждены были сначала засыпать его глиной, а потом застелить досками. Так что фраза: «Петербург построен на болоте» - для первых строителей города была отнюдь не образным выражением. Строить в этой трясине подземные ходы не было ни возможности, ни надобности. К тому же на строителей легло бы бремя поддержания гидроизоляции в порядке и постоянной откачки воды из подземелий.

Строить в этой трясине подземные ходы не было ни возможности, ни надобности. К тому же на строителей легло бы бремя поддержания гидроизоляции в порядке и постоянной откачки воды из подземелий.

Но даже и на сухих местах - на Песках, например (в районе Смольного), - строительство в давние времена подземных ходов было бы крайне трудно объяснимо. Правда, есть еще один способ образования городских подземелий. По мере формирования культурного слоя вглубь земли могут уходить подвалы разрушающихся зданий, на месте которых возводятся новые. Такая ситуация характерна для Москвы, которую строили минимум 870 лет. А наш молодой город, не имевший никогда внешней городской стены и спокойно разраставшийся вширь, подобных катакомб не образовывал.

И здесь нужно перейти от мифов к реальности: абсолютное большинство действительно существующих подземелий на территории Петербурга из числа построенных до начала XX века - гидротехнические сооружения. Вот в них строящаяся северная столица отчаянно нуждалась. Болото на месте Царицына луга, сырые места в Летнем саду и многие другие площадки требовали осушения и подсыпки. Для этого сооружалась масса каналов и канав.

Кроме того, идея, заложенная основателем города, была проста - главной транспортной артерией становилась Нева, а сеть каналов должна была пронизать остальную застройку. Так, собственно, и получилось. Разве что на Васильевском острове планы строительства сети каналов не осуществились, подарив нам лишь необычную нумерацию линий. Впоследствии часть каналов и канав была засыпана, а часть - заключена в кирпич и перекрыта сводами. Это и есть настоящие подземелья Петербурга.

Абсолютное большинство действительно существующих подземелий на территории Петербурга из числа построенных до начала XX века - гидротехнические сооружения.

Они не требовали мощной гидроизоляции и, продолжая свое существование, собирали определенное количество воды и отводили ее, осушая пространство вокруг себя. Кроме того, туда можно было отвести и канализационные воды, не привлекая лишнего внимания. Классическим примером такого подземелья является часть Адмиралтейского канала в районе площади Труда. Он был перекрыт сводом и закопан в 40-х годах XIX века. В 1912-м там случился провал, что послужило поводом к частичной засыпке. Участок канала был зачищен и открыт для осмотра при устройстве подземного перехода на площади в 90-х годах XX века.

Частично был засыпан, а частично - закрыт в трубу Лиговский канал. Причем, согласно некоторым атласам, перекрытые участки сохранились как на окраинах (с отведением в речку Красненькую), так и в центре. Необычным гидротехническим сооружением был Ново-Каменный мост. По сути своей - это был акведук. При строительстве Обводного канала его трасса пересеклась с Лиговским. И строители пустили Лиговский канал по мосту над Обводным. Это было впервые в истории города. Но сам акведук просуществовал недолго, вскоре Лиговский канал засыпали.

В последние годы несколько энтузиастов проникли в сохранившуюся часть бывшего Адмиралтейского канала и сделали фото неплохо сохранившихся кирпичных сводов с выходами канализационных стоков.

Подводя итог, можно сказать, что Петербург и местом своего расположения, и молодостью совсем не располагал к строительству подземелий и подземных ходов. Конечно, нельзя совсем исключать их существования и, может быть, даже новых находок при строительных работах, но вряд ли их наберется много. Скорее всего - их будут единицы. Никакого развитого подземного пространства, характерного для старых европейских или азиатских городов, в Петербурге нет и, вероятно, не будет.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии