Современные подземелья Петербурга
Прежде всего по сложившейся традиции отметим, что есть немало мифов и легенд о современных подземельях (хотя и ощутимо меньше, чем о старых).
В основном они группируются вокруг метро. Это и дополнительные ветки, и секретные объекты, и истории о трагедиях при строительстве. С одной стороны - почва есть. Действительно несколько крупных аварий наша подземка пережила, и они широко освещались в прессе. Но, насколько известно автору, все они проходили без жертв (если не считать давки и обвала козырька на Сенной), а по прошествии времени было опубликовано достаточно документов, фото и даже книг по истории метро, подробно рассказывающих об этих событиях.
Строительство метро в Петербурге настолько дорогой, трудный, мучительный процесс, оставляющий такие грандиозные следы на теле города, что сделать тайком линию для ленинградских начальников было абсолютно нереально.
Что же до правительственных линий, то ответ на этот вопрос отрицательный. Строительство метро в Петербурге настолько дорогой, трудный, мучительный процесс, оставляющий такие грандиозные следы на теле города, что сделать тайком линию для ленинградских начальников было абсолютно нереально. Да и не настолько руководство страны их любило и ценило чтобы выделять что-нибудь большее, чем служебные дачи. Вот в Москве другое дело - там легенды о метро-2 имеют некоторые основания. Скорее всего, именно они и породили в нашем городи слухи о подобной системе в Ленинграде, а потом и Петербурге. Единственная реальная современная подземная галерея - тоннель в районе метро «Электросила» между двумя бывшими цехами завода.
Как и любой другой крупный современный город, Петербург имеет свою подземную жизнь. Просто у нее есть «болотная» специфика. Она сосредоточена вокруг чисто технических сооружений. Это, конечно, и прокладка различных кабелей (в сети проскакивали фото служебного тоннеля под Невой), и, разумеется, канализация. Именно она наряду с метро пронизывает весь город. Ей посвящен значительный раздел Музея воды, о котором была статья на ОК-информ. Да, это настоящие современные подземелья Петербурга. Но проникать в них запрещено, опасно и некомфортно.
А еще, несмотря на наличие специальных насосных станций, канализация постепенно углубляется, и чем дальше проведен отводной канал, тем глубже он уходит. Автору удалось побывать на экскурсии на недавно построенных Юго-западных очистных сооружениях. Там для сохранения стока глубина расположения насосов составляет около 40 метров. И к ним можно попасть на лифте, который останавливается на этаже с маркировкой -6. Но самым ярким впечатлением были там не подземелья и не палитра ароматов, а музей «Наши приплываши», в котором собраны предметы, которые граждане случайно или намеренно кидают в канализацию.
Есть и другая группа городских легенд, касающихся современных подземелий. Это легенды о подземельях Большого дома на Литейном. Рассказывают не только о подвалах, но и о подземных кровостоках в Неву, куда в 30-е годы стекала кровь невинных жертв. Там из-за этого якобы ловилась лучше рыба (корюшка пьет кровь?). Все это вызывает лишь грустную улыбку. Машина уничтожения в годы репрессий перемолола множество судеб, но вот процесс расстрелов документировался, и места эти хорошо известны ленинградцам: Левашовская пустошь, Ржевский полигон, но уж никак не Литейный, 2. А проверять, есть ли там подземелья, у автора нет ни возможности, ни малейшего желания.
Как и любой другой крупный современный город, Петербург имеет свою подземную жизнь. Просто у нее есть «болотная» специфика. Она сосредоточена вокруг чисто технических сооружений.
Есть среди существующих подземелий и гидротехнические - так, например, часть уже упоминавшегося Лиговского канала была отведена в речку Красненькую и далее в Финский залив. Существуют и другие подобные водоотводы.
Есть еще одна группа объектов, которая пользуется большой славой у любителей подземных исследований, - это бомбоубежища. Ну, во-первых, стоит сказать, что проникновение на большинство из них, за исключением совсем заброшенных, незаконно. Во-вторых, значительная их часть, несмотря на современную гидроизоляцию, затоплена, что еще раз характеризует нашу петербургскую почву как малоподходящую для подземных сооружений. Ну и, в-третьих, эти объекты в большинстве случаев (если они не переделаны из ранее существовавших подземных пространств) типичны, пусты и неинтересны (потому что разграблены любителями подземных путешествий). Надеемся, что грядущая их реконструкция, анонсированная руководством страны, приведет их в порядок. Потому что такие объекты должны существовать, обеспечивая спасение жителей, в случае не только войны, но и непредвиденных чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф и пр.
Несколько слов стоит сказать о современных источниках разнообразных легенд о подземельях. В первую очередь это СМИ и интернет. Именно они заместили мифологическое пространство, существовавшее раньше в виде слухов и домыслов, устного творчества. А вот сообщества диггеров, подобного московскому в Петербурге, не сложилось. Есть лишь отдельные энтузиасты, но в силу небольшого количества объектов их интерес ограничивается, как правило, теми же самыми канализационными коллекторами и им подобными сооружениями.
Совсем другое дело - спелеологи. Они в рамках клубов или неформально объединившись обследуют окрестные пещеры, проводят тренировки, но, будем правдивы, основные свои исследования проводят либо на юге России, либо за границей. Однажды любители кейв-дайвинга озадачили автора поиском объектов для исследований, но автору поблизости от города и предложить было почти нечего. И тем не менее спелеология как пространство для общения и интересных исследований в Петербурге существует и развивается, что не может не радовать. И, конечно, вокруг нее рождаются свои мифы и легенды, что тоже совершенно закономерно.
Подошел к концу небольшой цикл статей о подземельях Петербурга и его окрестностей. Автор призывает читателей, если им известно о каких-то не упомянутых подземельях (достоверно, а не легендарно), присылать ему сообщения для дальнейшей проверки и публикации информации.