Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

«Война телеканалов» обнажила беспомощность нашего ТВ

 Выражение «войны телеканалов» вернулось в общероссийскую повестку дня. В «лихие 90-е» оно означало противостояние крупных бизнес-групп в борьбе за власть и влияние на умы россиян. Сегодня речь идет лишь о заочных словесных перепалках известных ведущих, работающих на Первом канале и «России». По мнению экспертов, нынешнее противостояние между «кнопками» выглядит как попытка заполнить информационную пустоту, а также скрасить общее отсутствие прогресса на нашем ТВ

Между «Первым» и Россиией

Противостояние телеканалов началось еще в середине августа, когда один из «звездных» ведущих Первого Андрей Малахов неожиданно перешел на «Россию», став лицом программы «Прямой эфир». С тех пор напряжение между двумя главными вещателями страны буквально висело в воздухе. Для того чтобы оно прорвалось в общественное пространство, достаточно было самого невинного повода. И такой повод нашелся.

«Это противоречит корпоративной этике и напоминает о «войне каналов», которая велась в “лихие 90-е” по заказу владевших ими олигархов»

Другой звездный ведущий Первого, Иван Ургант, пригласил к себе в программу «Вечерний Ургант» свою давнюю коллегу еще по «МузТВ» - Ирену Понарошку. Девушка, в свою очередь, принесла с собой набор неких косметических средств. В свойственной ему игровой манере Ургант нанес на лицо один из кремов и спросил, на основе чего он сделан. Получив ответ - мол, «из соловьиного помета», Ургант пошутил: «Кажется, я нашел отличное название для шоу на канале “Россия”».

Безобидное высказывание шоумена не на шутку ранило душу ведущего серьезных «аналитических» ток-шоу Владимира Соловьева. Сначала он в сердцах заявил: «Вот из-за таких шуток Урганта-младшего и нет в украинской базе “Миротворец”» (туда вносят «врагов украинского государства»), после чего заблокировал Ивана в соцсетях. Позже Соловьев смягчился и отметил - он в целом хорошо относится к Урганту, считая его талантливым. Но неудачная шутка затронула отношения двух телеканалов.

«Это противоречит корпоративной этике и напоминает о “войне каналов”, которая велась в “лихие 90-е” по заказу владевших ими олигархов. Мне лично не нужны ни извинения, ни комментарии Урганта. Но Ваня наверняка получил “добро” руководства на то, чтобы совершить наезд на наш канал. Речь о том, что он крайне неуважительно высказался о канале “Россия”», - заявил Соловьев.

Когда в бой идут…

На этом инцидент между двумя ведущими вроде был исчерпан. Но тут в «канальную перепалку» ввязался еще один телевизионный «тяжеловес». Один из самых авторитетных ведущих Первого, Владимир Познер дал интервью кабельному телеканалу, где сообщил - при личной встрече он не пожмет руку ни Дмитрию Киселеву, ни Владимиру Соловьеву. По мнению Познера, такие люди «просто дискредитируют журналистику».

Публичная игра в «войну телеканалов» - это еще и попытка вновь привлечь миллионы россиян обратно к телевизору. В эпоху развития интернет-медиа социологи фиксируют массовый отказ молодой аудитории от просмотра ТВ, а значит - и от государственного присмотра

Эта история получила продолжение - амбициозный ведущий «Вестей недели» на канале «Россия» Дмитрий Киселев в ответ заявил: «Кто такой этот Познер? Если это повышает его самооценку, то я готов стать его психологическим донором. Но, в любом случае, это все не про журналистику. Я не хочу подхлестывать войну каналов».

Теперь публика с энтузиазмом ожидает продолжения словесной «войны». Эксперты же говорят о том, что она зафиксировала как минимум два тренда. Во-первых, это попытка работников одной госструктуры «отстроиться» от другой - мол, «мы-то профессионалы, а вот эти - нет». В этом - казус нынешней России, по крайней мере, ее медиаструктур.

И зрители, и аналитики прекрасно видят - большой разницы в идеологической повестке двух телеканалов никакой нет, равно как и в формате вещания. Ведь работодатель и «идеологический заказчик» и у перового, и у «России» один - государство. Ему жизненно важно ежедневно информировать, развлекать и «держать в тонусе» миллионы граждан. Поэтому перепалки того же Соловьева с Ургантом или Киселева с Познером выглядят этакой «битвой шутов», еженедельно работающих на потеху толпе.

Второй тренд таков: публичная игра в «войну телеканалов» - это еще и попытка вновь привлечь миллионы россиян обратно к телевизору. В эпоху развития интернет-медиа социологи фиксируют массовый отказ молодой аудитории от просмотра ТВ, а значит - и от государственного присмотра. Кремль это осознает как серьезную проблему: недаром в последнее время главный упор «на молодежь» - это задача и Минкульта, и обновленного Минобразования, и гостелевидения. Задача-максимум - вернуть аудиторию «16+» в государственное русло.

Удачный PR

Кроме того, российское ТВ переживает очевидную «архаизацию» телеформата. Нашему телевидению в течение последних полутора десятков лет удавалось сочетать «высокое» и «низкое», респектабельное и профанное рядом, в рамках одного канала. Стилистическая мешанина долго была «визиткой» российского ТВ - и Первого, и «России».

Эти каналы привыкли гордиться тем, что они рассчитаны «на всех». Но в последние годы российское общество сильно сегментировалось, и продвинутая его часть ушла в интернет. Поэтому никакого «усредненного зрителя», как во времена СССР или «девяностые»-«нулевые», в природе больше нет. И большинство программ, которые продолжают выходить на Первом и «России», выглядят уже как «последний привет из коллективного прошлого».

Это прекрасно понимают в руководстве самих телеканалов. Но никаких новых идей или принципиальных изменений в сетку вещания ни Первый, ни «Россия» с началом нового телесезона не внесли. Разве что поменяли местами телевизионные «говорящие головы», сделали чуть менее истеричными политические ток-шоу да «настрогали» новых сериалов по старым лекалам. В этой ситуации глупо надеяться выполнить сверхзадачу - вернуть к телевизору продвинутую молодежь. Тут уж хотя бы удержать у экрана их мам, бабушек и дедушек!

Перемен ждать не приходится

Есть ли у Первого и «России» перспектива измениться? Эксперты говорят: в ближайшее время - нет. Ведь новые идеи, более интерактивные форматы передач - это всегда риск. Риск попадания в общественное поле десятков тысяч голосов «недовольных россиян» из регионов. У них неуклонно снижается уровень жизни, им не дают развивать бизнес, а многим и вовсе стало не хватать на нормальное пропитание. Но в телевизоре эта «картинка» находить отражение не должна - как минимум до выборов президента-2018. Зачем «раскачивать лодку»?

Телеэксперты уверены - нынешняя словесная «война каналов» закончится так же внезапно, как и началась. Но острая, непримиримая конкуренция между Первым и «Россией» останется

Телеэксперты уверены - нынешняя словесная «война каналов» закончится так же внезапно, как и началась. Но острая, непримиримая конкуренция между Первым и «Россией» останется.

«Я ни Первый, ни “Россию” постоянно не смотрю. Если мне нужны новости, беру их из интернета, - говорит Манана Асламазян, гендиректор агентства Internews. - Вполне естественно, что два крупных телеканала, принадлежащих государству и ориентированных на укрепление госвласти, конкурируют друг с другом. Что касается отношения к власти, то оба канала любят президента одинаково. Но с точки зрения информационного вещания, съемок, подачи, “Россия” поинтереснее, чем Первый. Увы, часто “контрпрограммирование” между ними приводит к тому, что на главных каналах не возникает новых концепций по тематике и формату передач. Так что новости, музыка и юмор на обоих каналах похожи друг на друга, как две капли воды», - резюмирует эксперт.

«Первый и “Россия” ничем друг от друга, по сути, не отличаются. Они заодно. Никакой содержательной, контентной конкуренции между этими каналами нет, есть личные амбиции их гендиректоров. При этом у каждого из каналов очень много денег - их бюджеты только по рекламе составляют около 400 млн долларов, а ведь есть еще и бюджетные деньги. Но их вообще не интересуют зрители. Их интересуют рейтинги, деньги, мощь и возможность «помериться мускулами» и доложить начальству, кто круче. Разницу в 0,1% аудитории, которая между ними есть, боссы каналов воспринимают как объявление войны. И, повторюсь, - всем им наплевать на зрителя», - резюмирует Игорь Мишин, вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лида, менеджер по персоналу в ресторане, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии