Памятник Калашникову стал «яблоком раздора»
Монумент Михаилу Калашникову открыли в День оружейника в Оружейном переулке, по инициативе двух известных россиян - главы оружейной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова и министра культуры Владимира Мединского. Для местных жителей он стал неожиданностью, и у них, как и у гостей города, тут же возникла масса вопросов.
На новую достопримечательность столицы памятник явно не тянет. В описании проекта, сделанном скульптором Щербаковым, говорится, что «Михаил Калашников был человеком скромным, поэтому постамент будет небольшим - два метра. Основа композиции - пятиметровая фигура, держащая в руках автомат. Позади - силуэт земного шара, ведь его изобретение популярно во всем мире. Рядом - Святой Георгий на коне поражает копьем дракона, как некие «силы зла». Копье - это символ автомата Калашникова, задуманного как «оружие добра».
У многих возникли сомнения - может ли автомат вообще служить «оружием добра»? И насколько добрые намерения у тех самых повстанцев, благодаря дешевизне и надежности АК-47 палящих из него во многих странах мира?
Известный музыкант, лидер группы «Машина времени», москвич Андрей Макаревич разместил в соцсетях такой пост: «Ну, хорошо, памятник Калашникову. Пусть нам будет, чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, то получатся миллионы. Но почему такая бездарная, уродливая скульптура? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну почему же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?»
Автор памятника Салават Щербаков оскорбился до глубины души и сообщил в ответ, что никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора о том, как он станцевал или спел. «Это профессия, и не надо в нее лезть! Даже мы, профессионалы, ведем себя скромно и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Может, у него другие вкусы. Многим памятник нравится», - сообщил он в интервью RT.
Российские блогеры вступились за памятник, припомнив Макаревичу его позицию по Донбассу и Украине. «Пройдет совсем немного лет, и о Макаревиче вспомнят разве что его внуки, а Калашников вошел в историю навсегда, как вошли в нее другие мастера-оружейники», - написал пользователь Владимир Прохожий. «Даже в советские времена этот истукан Макаревич не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром? (почти цитата)» - отреагировал пользователь под ником Soviet Union. «…мне тоже не нравится этот памятник! Он - грубый и агрессивный! Это памятник средству убийства, а не талантливому конструктору! Жаль, что скульптор решил слепить попсовую халтуру, не захотел заглянуть глубже, отметить незаурядную личность Калашникова!» - считает Ле Нин.
«Я не скульптор - так же, как и Макаревич, поэтому о художественных достоинствах судить не могу. Но как зрителю мне памятник нравится - почти портретное изображение скромного рабочего человека со своим изобретением…» - написала пользователь Ирина Аверина. «А по-моему, памятники и делают для нас, для зрителей, а не для скульпторов. Для скульпторов один Церетели ваяет», - резюмирует блогер Виктор Власов.
У москвичей масса претензий к расположению и художественным достоинствам памятника. Монумент возник в лучших российских традициях - по велению сверху, безо всяких общественных слушаний. Тем не менее москвичам и приезжим придется просто к нему привыкнуть
Общее настроение по поводу нового монумента выразил житель столичного микрорайона, где и расположен памятник. Он написал в мэрию столицы: «Я - не искусствовед и не буду рассуждать о художественных достоинствах монумента. И я - не историк вооружений, так что не буду рассуждать о том, заслуживает ли Калашников памятника. Но мне не хотелось бы видеть этот памятник здесь, сейчас и в таком виде. Михаил Тимофеевич никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. В России хватает мест, исторически связанных со славой русского оружия, там этот памятник был бы куда уместнее. Я против него сейчас и в таком виде - потому что этот монумент читается как символ имперских комплексов, советских и постсоветских».
У недовольной общественности есть еще как минимум пару претензий к памятнику великому конструктору. Первая из них - почему Михаил Тимофеевич бережно, как величайшую ценность, держит в руках свое детище - автомат его имени? По сути, указывают некоторые, у Салавата Щербакова вышел монумент не конструктору оружия, а знаменитому автомату - получается, конструктор получил роль некого элемента декора, а АК-47 стал логическим центром композиции. При этом общий художественный образ выходит откровенно милитаристским.
Противники монумента указывают: с таким же успехом в Петербурге, на площади Андрея Сахарова, можно поставить памятник великому ученому и диссиденту, трепетно сжимающему в объятиях свое главное детище - водородную бомбу. Не говоря уже о том, насколько прилично во втором десятилетии XXI века увековечивать оружие массового уничтожения.
Другая претензия - некая вторичность, ведь в разных точках мира уже есть как минимум три памятника АК-47. Один - на Камчатке, другой - в Египте, а третий - в Северной Корее. Кроме того, знаменитый автомат изображен на гербах таких стран, как Зимбабве, Мозамбик и Восточный Тимор. Таким образом, увековечив образ АК-47 (пусть и с конструктором на заднем плане), авторы монумента «встраивают» Россию в один ряд с КНДР и Зимбабве. Что само по себе вызывает недоумение.
Как метко заметил один из коллег, «боюсь, что новый Калашников окажется столь же долговечным, как изобретенный им автомат».
- ЕГЭ по истории может стать обязательным для всех школьников
- На военно-патриотическом форуме «Армия-2021» представили бюджетный компьютер на базе процессора Эльбрус
- Под Петрозаводском установят памятник героям фильма «А зори здесь тихие…»
- Кони привередливые. Кто и как будет реставрировать Конюшенное ведомство?
- В Петербурге может появиться памятник Петру Столыпину