Права человека не нарушаются, если у человека нет никаких прав

лаборатория +on театр лаборатория +on театр
О достойных фильмах про защиту наших прав и о прошедшем фестивале «32 мая» в лаборатории «ON.Театр»

На киноэкране - события годовой давности. Люди в дубленках и пуховиках, зеркальные шлемы «космонавтов» из ОМОНа, дома, транспаранты, и главное место занимает белый снег, с которым сливаются белые ленточки. Все белое.

Чем смешнее, тем ближе перемены

Это смесь ностальгии, надежды, разочарования и отстраненной рефлексии: «Что это было? Чья победа? Кто побежден?»

В зрительном зале, как водится, темно. Впрочем, какой там зал, фактически это подвал. Кирпичные стены выкрашены черной краской. На фоне светящегося экрана замерли темные головы зрителей, в основном людей молодых. Они смотрят фильм «Зима, уходи!», снятый десятью молодыми кинематографистами, учениками режиссера Марины Разбежкиной - о прошлой зиме, когда протест собрал многотысячные митинги в Москве и когда даже в сонном Петербурге что-то зашевелилось.

Что происходит в головах у публики, которая в большинстве своем наверняка была на тех митингах и шествиях, стояла на морозе в пикетах и работала наблюдателями на выборах? Это смесь ностальгии, надежды, разочарования и отстраненной рефлексии: «Что это было? Чья победа? Кто побежден?»

Фильмом «Зима, уходи» открылся правозащитный кинофестиваль «32 мая», который проходил на прошлой неделе в лаборатории ON.ТЕАТР на улице Жуковского.

- Название было выбрано в память о бароне Мюнхгаузене из фильма Марка Захарова, - говорят организаторы. - Мюнхгаузен подсчитал, что в году должен быть этот дополнительный день, 32 мая, но ему никто не верит, всем удобней жить по прежнему ошибочному календарю.

Место проведения фестиваля, в общем, тоже получилось символическим. Есть все шансы, что скоро лабораторию ON.ТЕАТР закроют. Жильцы дома, в подвале которого находится театр, подали жалобу в «Роспотребнадзор». Была проведена внеплановая проверка и выявлены «нарушения, опасные для здоровья жильцов». По иным сведениям, театром был недоволен лично некий генерал-майор МВД, обитающий этажом выше. Суд уже постановил оштрафовать творческий коллектив на 20 тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, но театр не выселил. В фойе театра во время фестиваля одиноко стояла коробка для сбора пожертвований на уплату этого штрафа.

Полицейские теперь приходят в театр с проверками регулярно. И во время показа фильма «Зима, уходи!» кураторам фестиваля тоже пришлось перед ними отчитываться.

- Спрашивают, что тут происходит, все ли в порядке, ну, чтобы мы не расслаблялись, - мрачно пошутила в разговоре с W член оргкомитета фестиваля Ксения Вахрушева. - Но все не так плохо. Я думаю, чем маразматичней и смешней все это становится, тем ближе перемены.

Кому помешала работа лаборатории «ON.Театр»?

Хочешь перемен в будущем, будь переменой в настоящем

Само понятие прав человека в России всегда было запретным и враждебным. О Советском Союзе сказал кто-то из великих: никакие права человека здесь никогда не нарушались, потому что у человека не было никаких прав.

Сегодня права человека перестали быть запретной темой, но отношение власти к ним осталось скорее враждебным. В России не любят правозащитников и принцип защиты прав человека.

Гость фестиваля, начальник Аппарата уполномоченного по правам человека в Петербурге Ольга Штанникова говорит:

- Мы здесь все разные, у нас, может быть, разные взгляды, но то, что на фестиваль пришли люди с активной гражданской позицией - это очень здорово. Махатма Ганди говорил, «Если ты хочешь перемен в будущем, будь этой переменой в настоящем». Давайте мы так и сделаем.

Махатма Ганди тут был вполне к месту, и не только потому, что он любимый собеседник Владимира Путина: на фестивале говорили не только об отечественной истории, но и о зарубежных проблемах.

Например, в британском фильме «Дешифровщик» рассказывалось о гениальном математике и кибернетике Алане Тьюринге, которого преследовали из-за его гомосексуальной ориентации. В 1941 году ученый покончил с собой.

А в норвежско-канадском фильме «Обратно на площадь Тахрир» исследовался феномен «арабской весны».

В петербурге прошел фестиваль документального кино о правах человека.

Или все-таки попытаться переписать календарь?

Последний день фестиваля был самым насыщенным. Во-первых, зрителей ждал проект «Солдатские матери берут в руки камеру». Это был рассказ о том, как организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» снимала на камеру жизнь призывников в воинских частях.

Другая тема, которую сочли нужным затронуть - экологическая. Показали совместный англо-американский документальный фильм «Если дерево упадет» - номинант на премию «Оскар». Он о превращении эколога-активиста в активного борца против разрушения окружающей среды, а с чьей-то точки зрения и в «экологического террориста».

Фильмом-закрытием фестиваля стал голландский документальный фильм «900 дней» о блокаде Ленинграда. Причем на связь со зрителями через «Скайп» вышел режиссер фильма Джессика Гортер.

- Это уникальный показ, - объяснил координатор фестиваля Максим Иванцов. - В фильме блокадники откровенно вспоминают обо всем, что было - и о людоедстве, и о том, как комфортно жила в голодающем городе партийная верхушка. Конечно, это абсолютно не соответствует официальному изображению блокады.

Может быть, поэтому фильм был проигнорирован в России. Его показали только пару раз в «Доме кино». Парадоксальная ситуация: в Нидерландах фильм шел в прокате во множестве кинотеатров и очень интересовал зрителей, а в самом городе, пережившем блокаду, о нем никто не слышал.

Правозащитники, как правило, чувствуют себя примерно в том же отчаянном и несколько нелепом положении, что и барон Мюнхгаузен со своим 32-м мая. Напоминать другим об их правах, о том, что эти права нужно защищать – все равно, что пытаться переписать календарь. Но иногда это стоит сделать, чтобы не отстать во времени безнадежно.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама