Права человека не нарушаются, если у человека нет никаких прав
На киноэкране - события годовой давности. Люди в дубленках и пуховиках, зеркальные шлемы «космонавтов» из ОМОНа, дома, транспаранты, и главное место занимает белый снег, с которым сливаются белые ленточки. Все белое.
Чем смешнее, тем ближе перемены
Это смесь ностальгии, надежды, разочарования и отстраненной рефлексии: «Что это было? Чья победа? Кто побежден?»
В зрительном зале, как водится, темно. Впрочем, какой там зал, фактически это подвал. Кирпичные стены выкрашены черной краской. На фоне светящегося экрана замерли темные головы зрителей, в основном людей молодых. Они смотрят фильм «Зима, уходи!», снятый десятью молодыми кинематографистами, учениками режиссера Марины Разбежкиной - о прошлой зиме, когда протест собрал многотысячные митинги в Москве и когда даже в сонном Петербурге что-то зашевелилось.
Что происходит в головах у публики, которая в большинстве своем наверняка была на тех митингах и шествиях, стояла на морозе в пикетах и работала наблюдателями на выборах? Это смесь ностальгии, надежды, разочарования и отстраненной рефлексии: «Что это было? Чья победа? Кто побежден?»
Фильмом «Зима, уходи» открылся правозащитный кинофестиваль «32 мая», который проходил на прошлой неделе в лаборатории ON.ТЕАТР на улице Жуковского.
- Название было выбрано в память о бароне Мюнхгаузене из фильма Марка Захарова, - говорят организаторы. - Мюнхгаузен подсчитал, что в году должен быть этот дополнительный день, 32 мая, но ему никто не верит, всем удобней жить по прежнему ошибочному календарю.
Место проведения фестиваля, в общем, тоже получилось символическим. Есть все шансы, что скоро лабораторию ON.ТЕАТР закроют. Жильцы дома, в подвале которого находится театр, подали жалобу в «Роспотребнадзор». Была проведена внеплановая проверка и выявлены «нарушения, опасные для здоровья жильцов». По иным сведениям, театром был недоволен лично некий генерал-майор МВД, обитающий этажом выше. Суд уже постановил оштрафовать творческий коллектив на 20 тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, но театр не выселил. В фойе театра во время фестиваля одиноко стояла коробка для сбора пожертвований на уплату этого штрафа.
Полицейские теперь приходят в театр с проверками регулярно. И во время показа фильма «Зима, уходи!» кураторам фестиваля тоже пришлось перед ними отчитываться.
- Спрашивают, что тут происходит, все ли в порядке, ну, чтобы мы не расслаблялись, - мрачно пошутила в разговоре с W член оргкомитета фестиваля Ксения Вахрушева. - Но все не так плохо. Я думаю, чем маразматичней и смешней все это становится, тем ближе перемены.
Кому помешала работа лаборатории «ON.Театр»?
Хочешь перемен в будущем, будь переменой в настоящем
Само понятие прав человека в России всегда было запретным и враждебным. О Советском Союзе сказал кто-то из великих: никакие права человека здесь никогда не нарушались, потому что у человека не было никаких прав.
Сегодня права человека перестали быть запретной темой, но отношение власти к ним осталось скорее враждебным. В России не любят правозащитников и принцип защиты прав человека.
Гость фестиваля, начальник Аппарата уполномоченного по правам человека в Петербурге Ольга Штанникова говорит:
- Мы здесь все разные, у нас, может быть, разные взгляды, но то, что на фестиваль пришли люди с активной гражданской позицией - это очень здорово. Махатма Ганди говорил, «Если ты хочешь перемен в будущем, будь этой переменой в настоящем». Давайте мы так и сделаем.
Махатма Ганди тут был вполне к месту, и не только потому, что он любимый собеседник Владимира Путина: на фестивале говорили не только об отечественной истории, но и о зарубежных проблемах.
Например, в британском фильме «Дешифровщик» рассказывалось о гениальном математике и кибернетике Алане Тьюринге, которого преследовали из-за его гомосексуальной ориентации. В 1941 году ученый покончил с собой.
А в норвежско-канадском фильме «Обратно на площадь Тахрир» исследовался феномен «арабской весны».
В петербурге прошел фестиваль документального кино о правах человека.
Или все-таки попытаться переписать календарь?
Последний день фестиваля был самым насыщенным. Во-первых, зрителей ждал проект «Солдатские матери берут в руки камеру». Это был рассказ о том, как организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» снимала на камеру жизнь призывников в воинских частях.
Другая тема, которую сочли нужным затронуть - экологическая. Показали совместный англо-американский документальный фильм «Если дерево упадет» - номинант на премию «Оскар». Он о превращении эколога-активиста в активного борца против разрушения окружающей среды, а с чьей-то точки зрения и в «экологического террориста».
Фильмом-закрытием фестиваля стал голландский документальный фильм «900 дней» о блокаде Ленинграда. Причем на связь со зрителями через «Скайп» вышел режиссер фильма Джессика Гортер.
- Это уникальный показ, - объяснил координатор фестиваля Максим Иванцов. - В фильме блокадники откровенно вспоминают обо всем, что было - и о людоедстве, и о том, как комфортно жила в голодающем городе партийная верхушка. Конечно, это абсолютно не соответствует официальному изображению блокады.
Может быть, поэтому фильм был проигнорирован в России. Его показали только пару раз в «Доме кино». Парадоксальная ситуация: в Нидерландах фильм шел в прокате во множестве кинотеатров и очень интересовал зрителей, а в самом городе, пережившем блокаду, о нем никто не слышал.
Правозащитники, как правило, чувствуют себя примерно в том же отчаянном и несколько нелепом положении, что и барон Мюнхгаузен со своим 32-м мая. Напоминать другим об их правах, о том, что эти права нужно защищать – все равно, что пытаться переписать календарь. Но иногда это стоит сделать, чтобы не отстать во времени безнадежно.
- Обнаружен новый вирус, ворующий деньги через 1С
- ГУП ТЭК и «Центр энергосбережения» обсудили испытания
- Глава Представительства УВКБ ООН в РФ рассказал в Петербурге о работе над международной программой помощи беженцам
- В Петербурге строителей увольняют, а служители муз и масс-медиа готовы переехать в Крым или США
- В Петербурге скончался композитор, создавший музыку к фильму «На войне как на войне»