Ещё один фестиваль, тоже закрылся

открытие фестиваля послание к человеку Анна Башкирова для ОК открытие фестиваля послание к человеку
На «Послании к человеку» было много чего интересного и в течение фестивальной недели, и на закрытии. Попробуем вспомнить некоторые моменты.

В какой-то степени «послание закольцевалось». Фильм, открывавший фестиваль, – картину Антуана Каттина и Павла Костомарова «Playback» – на закрытии вновь вспомнили добрым словом. Её наградили призом имени Павла Когана. Приз вручила вдова режиссёра Людмила Станукинас. Лучшим дебютом сочли чешскую анимацию «Хроники Олдриха С.». «Я медленно работаю, и эти 15 минут славы – результат 60 лет жизни и ещё 5 месяцев в студии», – признался со сцены пожилой режиссёр Рудольф Смит.

Не боюсь показать картину

Если говорить о конкурсе отечественных фильмов, тут настоящим потрясением для всех стало награждение картины Сергея Мирошниченко «Рождённые в СССР. 28 лет» как лучшей российской полнометражной документалистики. Потрясением – не потому, что фильм этого не заслужил, а потому что, по признанию самого Сергея Мирошниченко, это первый приз в его жизни.

Обстановка на церемонии закрытия как бы копировала в малом масштабе хаотичную, но интересную ситуацию в России.

А вот Гран-при за русский фильм не вручили вообще никому. Почему – объяснила председатель жюри российского конкурса Марина Разбежкина.

– Мы не нашли фильмов-открытий и фильмов, которые бы соответствовали требованиям «Послания», – сказала Разбежкина. – Как я понимаю, у организаторов не было возможности работать весь год над программой. Не нашлось молодого революционного режиссёра, который смог бы отразить наше хаотичное, но интересное время. Он появится в будущем...

Обстановка на церемонии закрытия как бы копировала в малом масштабе хаотичную, но интересную ситуацию в России. Скандинавский режиссёр Эстер Мартин Бергсмарк, получивший диплом за «Смелое визуальное и режиссёрское решение» в своём фильме «Транслитки» передал со сцены привет всем геям и лесбиянкам Петербурга.

Писатель Виктор Ерофеев вслед за ним произнёс речь «от имени геев, лесбиянок, трансвеститов, коммунистов, националистов, либералов, а также, естественно, Церкви».

Приглашённой звездой был писатель Захар Прилепин, который прочитал со сцены своё хаотичное и революционное послание в трёх частях. Первая была о мужской дружбе, вторая – о вражде, а третья – о том, что Россия – наша родина.

Ещё одним хаотичным элементом стала ситуация вокруг фильма молодого сербского режиссёра Майи Милош «Клип», победителя Роттердамского фестиваля, которому было отказано в российском прокате. Тем более что и сама Майя была здесь как член жюри, ходила с независимым видом в чёрной кожаной куртке. Сперва президент фестиваля Алексей Учитель обещал показать «Клип», поскольку фестивальный показ не имеет отношения к прокату. Но чем ближе дело было к концу фестиваля, тем более туманными становились обещания Учителя. Очевидно, происходили какие-то неведомые нам переговоры и трения.

– Для меня это удивительная ситуация, не совсем понятная, – признался Алексей Учитель. – Но я не хочу рисковать фестивалем. Не потому, что я боюсь – я ничего не боюсь, тем более, показать картину. Вы же знаете, у нас иногда случаются некоторые глупости...

«Клип» так и не показали. Но W его посмотрел и в ближайшее время подробно напишет о фильме, а также о том, что рассказала об этой картине нашему корреспонденту режиссёр Майя Милош.

Есть предложения

Вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, впрочем, заявил: если «Клип» всё-таки выйдет на экран и в зале не хватит места всем желающим, устроят показ на Дворцовой площади! Но это была шутка. А вообще вице-губернатор согласился с Алексеем Учителем: Петербургу необходим большой современный киноцентр как раз для таких показов и для кинофестивалей.

– Есть уже некоторые предложения, – загадочно сообщил он. – Давайте после фестиваля сходим с этой идеей к Георгию Сергеевичу Полтавченко.

Такая заинтересованность объяснима: правительство города является главным заказчиком фестиваля. Но вот вопрос, который мучил всех в эти дни: нужно ли в одно и то же время проводить сразу четыре фестиваля – так пока и остался без ответа.

– Всё будет зависеть от нашего анализа, – рассуждал Алексей Учитель. – Может, надо разнести все эти фестивали по времени. А может, надо устроить киномарафон, чтобы они шли друг за другом. Главная наша победа в том, что народ пошёл не просто в кино, а на фестиваль «Послание к человеку» с отдельными недостатками. Фестиваль получился, потому что были собраны фильмы, которые наконец-то заинтересовали зрителя и жюри. Даже когда я вошёл вчера ночью в гостиницу, жюри бурно спорило. Я не стал их разнимать.

Материалы по теме

Третий петербургский кинофорум: значит, это кому-нибудь нужно?.. 

Заглянуло ли кино внутрь человека? 

«Ленфильм» как пирог

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама