Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Под звуки малинового звона

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Петербург посетил выдающийся немецкий музыкант Джеффри Боссин. На Соборной площади Петропавловской крепости он дал уникальный концерт карильонной музыки под неожиданным и оттого особенно приятным в период санкций и международной нестабильности названием «С любовью из Берлина». В том, что это за инструмент и каково быть сегодня карильонистом, да и просто музыкантом, разбирался корреспондент «Общественного контроля»

Отзвуки «Катюши»

Джеффри Боссин - карильонист, магистр музыковедения Технического университета Берлина и вице-президент международной организации «Еврокарильон». Он исполнил для слушателей аранжировки произведений Баха, Шумана, Мусоргского, Генделя, русские и немецкие популярные песни.

Неожиданно на карильоне звучали знаменитые «Подмосковные вечера» Соловьева-Седова и «Катюша» Блантера. В завершение концерта прозвучали музыкальные произведения, написанные для одного из самых больших карильонов в Европе, который расположен в районе Tiergarten в Берлине. Автор одного из них - наш соотечественник, музыкант и композитор из Новосибирска Сергей Тоссин.

Неожиданно на карильоне звучали знаменитые «Подмосковные вечера» Соловьева-Седова и «Катюша» Блантера

Это первый карильонный концерт музыканта в России и второй визит Джеффри в Петербург. «В последний раз я был у вас в городе в 1993 году. Очевидно, что за эти годы многое изменилось. Сегодня Петербург такой же современный город, как, скажем, Амстердам или Нью-Йорк», - считает наш собеседник.

Профессиональный пианист, в конце 1960-х - начале 1970-х годов он обучался на игре на карильоне в течение трех лет в Калифорнии. В последующие годы Джефри  повышал квалификацию с разными преподавателями, уезжал в Европу - в Шотландию, Германию, Данию и Нидерланды. На протяжении вот уже многих лет (с 1988 года) он играет на берлинском карильоне Tiergarten. Каждое воскресенье с начала мая и до конца сентября в 15 часов, а также в праздники он дает свои концерты.

Программу музыкант всегда придумывает сам, и всякий раз - новую. Репертуар поистине разнообразен: жители Берлина и гости города могут послушать классику (от Баха до Вивальди), популярные мелодии (от песен Beatles до Гершвина), а также произведения, написанные специально для карильона.

Как играть ушами

Кстати, что такое карильон, знают не все россияне, несмотря на то, что в нашей стране искусство игры на нем насчитывает уже три века. Это музыкальный инструмент, который посредством механизма заставляет ряд колоколов исполнять мелодию. Первые карильоны были установлены в Архангельске, Петербурге и Москве. А в Западной Европе первые упоминания об этом инструменте относятся к XVI веку. Знаменитое словосочетание «малиной звон» происходит из известного с давших времен фламандского города колоколов - Мехелен в Бельгии. По-французски город называется Malines, что по-русски произносится как Малин и невольно рождает ассоциацию с ягодой малиной.

Сегодня в мире насчитывается около 700 карильонов, большинство находится в США и странах Европы, есть они в Японии, Австралии и Новой Зеландии. В России насчитывается несколько таких инструментов. Петербургский карильон, появившейся в 2001 году в колокольне Петропавловской крепости, - самый большой, но не единственный в нашем городе.

Карильон - это музыкальный инструмент, который посредством механизма заставляет ряд колоколов исполнять мелодию

В 2005 году в Петергофе, в бывшей царской резиденции, был установлен еще один инструмент. Третий карильон расположен на Крестовском острове, но сейчас он не действует. А четвертый карильон Петербурга можно найти на Васильевском острове - на кафедре органа, клавесина и карильона СПбГУ. И это единственное место в России, где можно обучиться игре на этом удивительном инструменте.

«Наши выпускники возрождают традицию карильонной игры, которая существовала еще при Петре I. Некоторые из них работают у нас преподавателями», - рассказывает Галина Жукова, профессиональная пианистка, доцент СПбГУ и куратор проекта «Культура и искусство в классическом университете». Не так давно выпускницей университета стала китаянка - первая в мире гражданка Китая, обучившаяся игре на карильоне.

«У нас на факультете, правда, не совсем настоящий инструмент, он учебный, то есть без колоколов», - объясняет профессор университета Йозеф Виллем Хаазен (или просто Йо Хаазен), преподаватель кафедры органа, клавесина и карильона СПбГУ, проводя экскурсию по аудиториям факультета. Развитию и возрождению карильонного искусства Россия и многие другие страны мира обязаны именно этому бельгийцу - выдающемуся исполнителю и основателю русской карильонной школы. Он преподает игру на карильоне 40 лет, 10 из них - в России.

Йо Хаазен бережно ударяет кулаками по рычажкам, которые заменяют клавиши, - именно так играют на этом инструменте. Звук от учебного инструмента очень напоминает звук ксилофона. На открытом же пространстве колокольный звон воспринимается совсем по-другому. Мы находимся в карильоном классе факультета.

Для сохранения должного звучания инструментов в помещении необходимо поддерживать определенную температуру и влажность

Для сохранения должного звучания инструментов в помещении необходимо поддерживать определенную температуру и влажность. Занимаются этим специальные пушки-увлажнители, стоящие в углу. Стены и потолок этого и соседних помещений, где расположены классы органа и клавесина, выполнены в средневековом стиле, что позволяет полностью погрузиться в музыку. Этот интерьер - наследие предыдущего арендатора этого здания - ресторана «Айвенго». Так что сходство с атмосферой одноименно романа Вальтера Скотта неслучайно.

Как долго можно изучать игру на карильоне? Всю жизнь, отвечают опытные музыканты. «Прослеживается четкая взаимосвязь: чем яснее человек играет на этом инструменте, тем яснее он думает. И наоборот», - уверен Йо Хаазен. Кстати, даже хороший пианист не обязательно будет хорошим карильонистом. «Нужно слышать акустические возможности и ограничения этого инструмента и стараться избегать нагромождения негармоничных звуков. Играть на нем нужно не кулаками, а ушами», - наставляет музыкант, демонстрируя для сравнения правильную и неправильную игру.

«А кто из карильонистов, на ваш взгляд, более талантлив: юноши или девушки?», - интересуюсь я у Йо Хаазена. «Знаете, однажды я спросил директора одной европейской консерватории, много ли хороших пианистов выпускают они и сколько из них становятся настоящими виртуозами. Он ответил, что только 2%. Другие просто будут хорошо играть и преподавать. И это при том, что хороших музыкантов на свете много. А карильонистов вообще мало, так что и яркие таланты - это большая редкость», - считает он.

Музыкантами могут быть только сумасшедшие

Если взрослые студенты могут освоить инструмент, то обучить детей играть на карильоне не так-то просто. Во-первых, инструмент сам по себе довольно массивный, и маленького ребенка (до 10-12 лет) за него не усадить: он просто не будет доставать до нижних педалей. А во-вторых, в городах зачастую просто нет учебной карильонной клавиатуры, да и просто помещений, где можно было бы заниматься.

С такой же проблемой сталкиваются и в Берлине. «Если бы у меня были студенты, чтобы учиться игре на карильоне, им негде было бы заниматься. Сам я тренируюсь у себя дома на учебной клавиатуре дважды в день», - рассказывает Джеффри Боссин.

Время игры на карильоне ограничено. Например, на карильоне Tiergarten, который расположен в городском саду Берлина, можно играть только в выходные и на праздники, а не в будни

Кроме того, время игры на карильоне ограничено. Например, на карильоне Tiergarten, который расположен в городском саду, можно играть только в выходные и на праздники, а не в будни. «Власти всячески анонсируют свою поддержку карильону, но, честно, на практике делается немногое, и я не представляю, что они будут делать, когда я перестану играть», - говорит единственный карильонист в Берлине. Очевидно, что в ситуации зависимости от городской администрации приходится иметь хорошие отношения с ней, что не всегда удается. По этой причине многие карильоны во всех странах мира просто простаивают.

«Я всегда говорю, что человек, который имеет дело с колоколами, сумасшедший, как и все музыканты, наверное. Главная проблема музыканта, желающего прославиться, в том, что стать знаменитым он может, будучи только пианистом, виолончелистом, певцом или дирижером. Все остальные играют на музыкальных инструментах в надежде заработать этим себе на жизнь, сводя концы с концами. Но даже если человек относится к этим четырем видам музыкантов, он далеко не одинок: таких, как он, - миллионы. И лишь крохотная часть из них становится знаменитыми», - полагает музыкант. «Так что посвящать свою жизнь музыке - это не слишком хорошее и рациональное решение, - шутит он. - Но что-то внутри нас постоянно говорит, что все эти трудности не важны, я просто должен сделать это, и выбора у меня нет».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии