Что посетить вместо Судного дня?

фото:OK-inform фото:OK-inform
W наблюдал за открытием, ходом и финалом Санкт-Петербургского Международного кинофестиваля

«Cкандал делаем не мы, скандал делаете вы», сказала директор Санкт-Петербургского международного кинофестиваля (МКФ) Мария Авербах, когда ее спросили, будет ли на фестивале что-нибудь эдакое. Директор, вероятно, хотела сказать, что организаторы только дают повод. А уж дальше раздувают все сами журналисты. Но в случае с последним кинофестивалем получилось не совсем так: скандал оказалось раздувать решительно не из чего.

Приступ простоты

Уже в день открытия МКФ стало точно известно, что никого из самых ожидаемых гостей не будет. Обещали Оливера Стоуна, который должен был представить свою ретроспективу и новый сериал «Неизвестная история США». Обещали Анджея Вайду с фильмом «Валенса» о жизни знаменитого польского диссидента… Оливер Стоун не приехал, потому что у него заболела мама. Анджей Вайда, объяснили организаторы, «не совладал с фестивальным графиком», правда, прислал видео-обращение к зрителям. А звезда сериала «Побег», актер Вентворт Миллер, и вовсе бойкотировал фестиваль из-за недавно принятого в России закона о запрете гей-пропаганды. Публика, собравшаяся посмотреть помпезную церемонию открытия, ожидала еще почему-то Микки Рурка и Жерара Депардье. Но они сюда и не собирались.

Публика, собравшаяся посмотреть помпезную церемонию открытия, ожидала еще почему-то Микки Рурка и Жерара Депардье. Но они сюда и не собирались.

Так что по красной дорожке до входа в театр Комедии прошлись, греясь в лучах славы, питерские звезды: Леонид Мозговой, Рудольф Фурманов, Борис Смолкин, Надежда Толубеева, Сергей Мигицко, Анастасия Мельникова, Эмилия Спивак. Да еще из Москвы прибыл Евгений Троицкий.

Исчерпывающе смысл фестиваля объяснил выступивший на открытии вице-губернатор Василий Кичеджи.

- Вы знаете, в нашем городе ежедневно проходит очень много культурных событий. Сегодня сюда могут прийти те, кому нравится кино. Кому не нравится, те могут пойти в другой театр. Или вот, например, буквально через 20 минут у иудеев начинается Судный день…

Тут уж, конечно, зал грянул аплодисментами. Люди смеялись и плакали. В шуме этих оваций начался фильм-открытие фестиваля.

Кинолента про компьютерного бога и основателя фирмы Apple «Джобс» начиналась с эпиграфа, цитаты из яблочного гуру: «Старайтесь быть проще, и вы будете поражены, насколько спокойной и счастливой станет ваша жизнь». Картина и впрямь постаралась быть как можно проще - настолько, что сделалась типичнейшим байопиком. Можно было бы заменить Джобса на Цукерберга из недавней финчеровской «Соцсети» и никто бы не заметил подмены. Прокатчики в приступе той же простоты добавили к названию подзаголовок «Империя соблазна».

В драматические моменты наяривали скрипки. Джобс в исполнении Эштона Катчера истово боролся с конкурентами, тупыми спонсорами, недалекими сотрудниками и приземленными близкими. В общем, первая картина фестиваля оказалась под стать его открытию: обошлась без скандалов и звезд, зато была щедра на патетику.

«Роль» и «Биг-Сюр»

Нельзя не порадоваться тому, что многие из картин, показанных на СПб МКФ, обошлись без простоты «Джобса».

актеры даже как-то пугающе похожи на свои прототипы, как будто смотришь документальный фильм.

Режиссер Константин Лопушанский представил, например, свою долгожданную «Роль» с замечательным Максимом Сухановым. Фильм об актере, проживающем в Советии 20-х годов жизнь убитого красного командира. Фильм, снятый с болезненно-прозрачной черно-белой ясностью, может быть, и длинен, но даже в этой своей затянутости оказывается настоящей поэмой о бесконечном пути России вдаль по заснеженной равнине, чем-то средним между визуализацией «Двенадцати» Блока и русским ответом «Мертвецу» Джармуша.

Или фильм Майкла Полиша «Биг-Сюр» по одноименному роману Джека Керуака. Снятый в подлинных ландшафтах калифорнийского парадиза, он невероятно точно, как «стедикамом», отслеживает все движения души Керуака: и его самоизгнание из рая в пучину депрессии и алкоголизма, и отчаянную попытку вернуться. Отсутствие в фильме голливудских звезд первой величины не вредит, а помогает. Выбранные актеры даже как-то пугающе похожи на свои прототипы, как будто смотришь документальный фильм. За эту точность прощаешь фильму и некоторый избыточный буквализм.

«Кинематографическая легитимность» события

Впрочем, это только отдельные ноты из всей фестивальной оратории. За девять дней фестиваля состоялось 112 кинопоказов. Жюри просматривало и оценивало 14 конкурсных фильмов из 14 стран. И в последний день, разумеется, объявило победителей.

Приз зрительских симпатий получила аргентинская драма «Ваколда» о путешествии обывателей с преступником. «Золотая клетка», другое road-movie, уже на мексиканской почве, была признана лучшим фильмом. А лучшим режиссером объявили бельгийца Петера Монсаэрта, снявшего свой полнометражный дебют «Вне сети», ленту о попытке бывшего заключенного вернуться в нормальную жизнь и наладить контакт с дочерью.

Единственной российской картиной в конкурсе была драма о футбольных фанатах «Околофутбола». Никаких призов она не взяла, хотя набрала достаточно высокий балл.

Посетить закрытие фестиваля, чтобы услышать обо всем этом, нам, как и многим городским журналистам, не довелось. На церемонию пропускали только по специальным приглашениям, и предпочтение в данном случае отдавалось исключительно нашим федеральным. Однако при том, что заметных иностранных кинематографистов на фестивале не оказалось вообще, не очень понятно, какой эксклюзив мог достаться попавшим на церемонию закрытия «счастливчикам».

Не спасает фестиваль даже бюджет в 50 млн рублей.

С тех пор, как МКФ был преобразован Дмитрием Месхиевым и очищен от присутствия Алексея Германа, Александра Сокурова и Андрея Плахова, он производит впечатление крайне высоко мнящего о себе, но при этом безнадежно местечкового мероприятия.

В прошлом году некоторое любопытство возбуждали по крайней мере персонажи вроде Эмира Кустурицы, которые, впрочем, с фестиваля быстро ретировались. И тут не выручают слова первого заместителя председателя Комитета по культуре Бориса Илларионова, который заявил, что «город считает СПб МКФ центральным кинособытием». Не спасает фестиваль даже бюджет в 50 млн рублей.

- Главным событием кинофестиваля стали зрители, вернее, их количество и их возраст, - подвела итог фестиваля директор Мария Авербах.

И это действительно так, потому что о звездах, которые стали бы событием, которые подтвердили бы своим появлением «кинематографическую легитимность» события, говорить не приходится. Ну что же, остается порадоваться хотя бы ряду снятых и продемонстрированных хороших фильмов. Они-то уж точно порадуют зрителя безоговорочно.

Материалы по теме
Там, где парковки не растут Фоторепортаж Дениса Тарасова
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама