Яблочный Спас: традиции, обычаи и приметы
В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос за 40 дней до своего распятия на Голгофе поднялся с тремя избранными учениками - Петром, Иаковым и Иоанном - на гору Фавор, где во время молитвы преобразился перед ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия, а из светлого облака, осенившего их, послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
В народно-христианской традиции 19 августа освящали виноград нового урожая, а где он не рос - яблоки. Отсюда и название - Яблочный Спас. Его еще называют Вторым после Медового Спаса
«Этот праздник (праздник Преображения Господня. - Прим. ред.) смыслообразующий и целеполагающий. Он показывает нам, Кто на самом деле есть Тот смиренный Иисус, Который пешком обходил Палестину, беседовал с людьми и ел простую пищу. Он - Царь, имеющий равную с Отцом славу от начала времен. Ему кланяется Закон в лице Моисея и пророки в лице Илии. Он - свет и нет в Нем никакой тьмы. Верующий во имя Его верует не в человека, и не в пророка, и не в Ангела, но в Бога истинного, принявшего на себя немощь и ограниченность естества человеческого», - объясняет протоиерей Андрей Ткачев.
Праздник Преображения Господня начали отмечать в Палестине с IV века, когда императрица Елена построила на Фаворе храм в честь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На христианском Востоке праздновать Преображение стали в V веке. При этом библейские традиции тесно переплелись с языческими. В народно-христианской традиции 19 августа освящали виноград нового урожая, а где он не рос - яблоки. Отсюда и название - Яблочный Спас. Его еще называют Вторым после Медового Спаса.
Считалось, что до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки и другие плоды нового урожая. И только после того, как они собраны и освящены, их вкушали. Фрукты в данном случае символизируют радость и блаженство, которые ожидают праведных в Царстве славы, но после того, как они пройдут свой крестный путь, писал митрополит Вениамин (Федченков), оставивший после себя много богословских и исторических работ.
Вечером Яблочного Спаса у восточных славян была традиция провожать закат первого осеннего солнца в поле с песнями и хороводами
В народе верили, что после Яблочного Спаса природа преображается, наступает осень, а вместе с ней - первые холода. В этот день делали постную выпечку с яблоками и другими дарами природы, которые освятили в знак благодарности Богу за них. А затем фрукты начинали заготавливать на зиму самыми разными способами.
Вечером Яблочного Спаса у восточных славян была традиция провожать закат первого осеннего солнца в поле с песнями и хороводами.
Были и народные приметы этого дня. Если погода на Яблочный Спас ясная, то зима будет суровой. Говорили: «Какой Второй Спас, такой и январь» или «Какой день на Второй Спас, таков и Покров» (отмечается 14 октября). Также люди верили, что если на Яблочный Спас нет дождей, то и осень будет сухой, а если есть, то дождливой.
«Церковь принимает то, что сложилось в течение многих веков в народной жизни, те обычаи и традиции, которые в духовном смысле не противоречат ее устроению. Освящение яблок - это такая же народная традиция, принятая Церковью, как, скажем, Масленица. Ничего духовного в ней нет, но в свое время этот праздник настолько был популярен, что Церковь сочла правильным не отвергать его, одновременно отталкивая людей, а допустить, чтобы Масленица праздновалась перед Великим Постом. Так и здесь», - цитирует портал «Православие и мир» протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса в Москве.