Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +13 погода в Петербурге
Доллар 70.88
Евро 80.41
Юань 1.01

Как российское кино борется за зрителя

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Этой осенью российские киношники отмечают сразу два юбилея. Во-первых, в 2016 году исполняется 20 лет современному кинопоказу в нашей стране. Принято считать, что первым кинотеатром, где использовались новые технологии показа, был московский «Киномир». Сегодня его уже не существует. Во-вторых, ровно десять лет назад в России стали показывать цифровое кино: в трех кинотеатрах страны демонстрировали фильм «Ночь музеев»

Как сегодня привлечь зрителей в зал и чем поход в кино лучше просмотра фильма дома, «Общественный контроль» выяснял у профессионалов.

Ценное не может быть дешевым

По подсчетам специалистов компании «Невафильм», за эти 20 лет российский кинопрокат собрал всего лишь 10 млрд долларов. Это общий кассовый сбор страны за два десятилетия. Для сравнения: такую же сумму собирают киношники на американском рынке за год. За эти 20 лет фильмы в кинотеатрах посмотрели 2 млрд россиян, было создано 35 тысяч рабочих мест. Индустрия вложила 3 млрд долларов частных средств в развитие и строительство кинотеатров по всей стране.

За 20 лет российский кинопрокат собрал всего лишь 10 млрд долларов. Это общий кассовый сбор страны за два десятилетия. Для сравнения: такую же сумму собирают киношники на американском рынке за год

Продолжающийся кризис не мог не сказаться и на кино. Те, кто все еще часто ходит в кинотеатры, наверняка отметили, что цены на билеты снизились. Некоторые кинотеатры даже снижали цены дважды. Правда, в целом по стране цена сильно не изменилась, что дало свои результаты: за последние месяцы в России выросли и посещаемость кинотеатров, и кассовые сборы. Однако сами киношники сомневаются, что эта мера стоит того. «Снижение цены билета может происходить до какого-то определенного момента. Потому что дальше эта услуга в глазах потребителя перестает обладать ценностью. Тогда к нам будут соответственно и относиться», - уверен Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм». Этим мнением он поделился на минувшем в Петербурге форуме «Киноэкспо».

«Можно пойти по другому пути - бороться за своего зрителя. Но тут возникает другая проблема: мы начинаем соперничать друг с другом, переманивая к себе аудиторию. Однако особенность и проблема нашего рынка в том, что он очень маленький, его нужно увеличивать. Если это невозможно сделать в денежном выражении, придется привлекать новых зрителей», - полагает специалист. Напомним, в среднем по стране сегодня 5-6 млн человек активно ходят в кинотеатры. А в городах России, где есть кинотеатры, проживают 90 млн человек.

Кино на диване

Помимо откровенного пиратства, сегодня одним из главных конкурентов традиционных кинотеатров являются онлайн-кинотеатры. «Мы не можем быть союзниками, просто потому что сейчас “вилка” показов в онлайн- и обычном кинотеатре минимальна. Но не стоит забывать о внушительной затратной части традиционных кинотеатров, которая не идет ни в какое сравнение с тем, на что приходится тратиться кинотеатрам в Сети», - полагает Ирина Прокофьева, директор по прокату сети кинотеатров «Синема Стар».

Получается, что обычному россиянину сегодня выгоднее купить фильм за условные 99 рублей и смотреть его целый день огромной компанией, чем идти в кино

«Я не против онлайн-кинотеатров. Но должна быть выработана стратегия между дистрибьютором и кинотеатром, чтобы “вилка” была больше. Мне известны случаи, когда люфт между показами составлял пять дней. То есть нам дали поработать один уик-энд. Я выступаю за то, чтобы “вилка” между показами была не менее трех недель», - продолжает она.

Получается, что обычному россиянину сегодня выгоднее купить фильм за условные 99 рублей и смотреть его целый день огромной компанией, чем идти в кино. Особенно в кризис. Очевидно, что эти люди уже не пойдут на знакомый им фильм в кино. Кроме того, зрители в регионах, где зарплаты значительно ниже, чем в столицах, при всем желании не могут позволить себе ходить в кино. Остаются два пути: смотреть пиратские фильмы или покупать их легально в Сети.

Однако не все игроки рынка так категоричны: кто-то видит в онлайн-площадках даже неких союзников, с которыми вполне можно делить зрителей. «Я бы не стал забывать, что кинотеатр - это место, в котором можно провести время вне дома. Кроме того, ведь есть фильмы, которые действительно лучше смотреть дома, а есть и ленты, которые гораздо эффектней смотрятся именно на большом экране. Блокбастеры, различные зрелищные картины, например. Да и посмотреть на диване кино можно только после того, как его перестали крутить в кинотеатре, а для многих зрителей это важно», - считает Виктор Рудман, генеральный директор сети кинотеатров «Мираж Синема».

Мы вам - технологии, вы нам - вашего зрителя

Впрочем, все эти внутренние проблемы не мешают российскому кино стремиться выходить на иностранные рынки, самый большой из которых - китайский. «95% репертуара в китайских кинотеатрах - китайский продукт. Пятипроцентную квоту делят иностранные фильмы. И 95% из этих пяти - голливудский репертуар», - рассказала в интервью изданию RT кинокритик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Мария Безрук.

Здесь идет отчаянная конкуренция за каждое место, а побороться есть за что. Общая касса китайского кинопроката в 2015 году составила 6,8 млрд долларов, из них 37,5% пришлись на зарубежное кино. При этом каждый день в стране открывается несколько новых кинозалов, отмечает издание. Сейчас в Китае работает 7 тысяч кинотеатров.

В Китае существует квота на иностранное кино. В год на экраны кинотеатров страны может выйти только 34 зарубежные картины. Как отмечает Джин Кай из компании Turbo Films, распределение этих квот зависит от политической обстановки в мире

Поясним: в Китае существует квота на иностранное кино. В год на экраны кинотеатров страны может выйти только 34 зарубежные картины. Как отмечает Джин Кай из компании Turbo Films, распределение этих квот зависит от политической обстановки в мире. Поскольку сейчас отношения между нашими странами можно назвать благоприятными, в ближайшее время проблем с появлением российских фильмов в Китае не ожидается. Китайскому зрителю уже знакомы многие отечественные картины: «Сталинград», «Смешарики», «Он - дракон», «Зеленая карета», «Находка», «Неуловимые», «Норвег», «Переводчик», «Призрак» и «Чемпионы: Быстрее, выше, сильнее» и др. Часть из них демонстрировалась минувшим летом в Пекине на «Фестивале российского кино в Китае - 2016».

Действенный способ обойти эту квоту - создать совместный фильм, который иностранным не считается, а воспринимается как национальный китайский продукт.

Сегодня в работе находятся несколько таких проектов с Китаем. Так, в 2017 году ожидается выход совместного фильма «Путешествие в Китай: Тайна Железной маски». Сейчас картина находится в финальной стадии производства. Вторая часть ленты «Защитники» также снимается в партнерстве с китайской стороной и планируется к выходу на экранах в 2018 году.

Но чем же россияне могут заинтересовать китайских киношников? «Глобально для нас сотрудничество с Китаем означает возможность показать себя, свою культуру, свое кино. Для китайцев же это возможность приобрести креативных и талантливых партнеров», - полагает коммерческим директором кинокомпании Enjoy Movies Гевонд Андреасян.

«Сегодня китайская киноиндустрия активно развивается. Мы можем только по-доброму этому завидовать. Конечно, хотелось бы заинтересовать китайских партнеров креативными сюжетами и, как это ни странно звучит, технологиями», - соглашается с коллегой Алексей Петрухин из компании «Русская Фильм Группа». «Мы готовы оптимизировать съемочный процесс. Сейчас в Китае, на мой взгляд, наблюдается болезнь роста. За последние годы эта индустрия в стране очень выросла, она приносит существенную прибыль. Однако специалистов по кинопоказу по-прежнему нет. Несомненно, в кино хотят работать многие, но учиться готовы не все. Вот тут-то наши специалисты и будут полезны», - уверен он.

Справка ОК-информ

В первом полугодии 2016 года в широкий российский прокат вышло 196 фильмов, в том числе 49 картин отечественного производства. Всего с января по июнь в прокате находилось 250 фильмов (из них 64 - российских). Такими данными располагают специалисты компании «Невафильм Research». По сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года выросло и число картин в прокате, и количество новых релизов, однако последние остаются ниже уровня 2013-2014 годов. Относительно неудачный январь в этом году не смог помешать росту кассовых сборов в России в первом полугодии: они составили 26,5 млрд рублей, что на 6,8% выше первого полугодия 2015 года. Число купленных в кинотеатрах билетов превысило 103 млн, отмечают исследователи. Это на 5,2% больше, чем по итогам первого полугодия 2015 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Сергей, специалист по работ с молодёжью, 29 лет Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика