Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Дело Исаакия: Смольный и церковь призвали журналистов молчать и улыбаться

 Фото: Марина Бойцова Фото: Марина Бойцова Такого ажиотажа со стороны СМИ, как пресс-конференция представителей Смольного и Епархии по поводу передачи РПЦ Исаакиевского собора, не видели ни VIP-спикеры, ни самые резонансные судебные заедания. Однако эффект, похоже, будет вовсе не тот, которого ожидали организаторы

За Смольный отдувался вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов, который объяснил отсутствие на мероприятии и смиренное молчание шефа - главы Северной столицы Георгия Полтавченко - тем, что тот находится в командировке в Москве. Сторону РПЦ озвучивали епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), он же викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, он же председатель Патриаршего Совета по культуре, руководитель комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом, а также игуменья Ксения (Чернега), параллельно являющаяся руководителем юридической службы Московской Патриархии, и председатель Синодального отдела во взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Общественность представляли не менее 22 камер федеральных и местных СМИ, около 50 пишущих журналистов и примерно два десятка людей, одетых в костюмы казаков, а также священники и активисты общественных патриотических организаций.

Официальная часть: Фантомные страхи и реальность

Начал вице-губернатор Михаил Мокрецов. Он ожидаемо сообщил о том, что необходимо исполнять законодательство, еще в начале 1990-х годов определившее, что имущество церкви должно принадлежать церкви. Он также сообщил, что с 1990 года в Петербурге РПЦ было передано 334 объекта недвижимости.

«Это законодательство не о реституции, а совершенного другого характера. О передаче имущества религиозного назначения, которое используется по религиозному назначению», - уточнил господин Мокрецов.

По его словам, с 2010 года комитетом имущественных отношений (КИО) передано 54 объекта религиозного назначения в собственность и 16 объектов - в безвозмездное пользование.

«Таким образом, мы сегодня обсуждаем передачу Исаакиевского собора в безвозмездное пользование церкви. Основание - обращение Патриарха Кирилла с просьбой о передаче Московской Патриархии (подчеркиваю, Московской Патриархии) здания Исаакиевского собора на условиях безвозмездного пользования. Речь не идет о передаче в собственность, речь идет о передаче в безвозмездное пользование. Собор - государственная собственность, и Петербург несет всю ответственность за него как собственник. Его юридический статус при передаче церкви не меняется, город остается собственником, и мы обязаны его содержать из казны», - заявил господин Мокрецов.

Комитет имущественных отношений (КИО) уже создал дорожную карту постепенного перехода имущества в другие руки. Чиновник уточнил, что до момента окончательного оформления договора передачи с учетом всех формальностей музей остается музеем.

«Музейная деятельность будет продолжаться, мы отменим плату за вход. Что касается страхов, что церковь не справится, то я хочу предложить говорить об этом не в какой-то гипотетической плоскости. Пока же этого нет, это все - фантомные страхи»

Владимир Легойда был более романтичен. Он поблагодарил всех петербуржцев за неравнодушие к судьбе Исаакиевского собора, а также заметил, что страхи и опасения противников передачи собора церкви с реальностью, по его мнению, не связаны:

«По сути, храм становится храмом. Это норма, он построен как храм, как место для молитвы, - считает Легойда. - Музейная деятельность будет продолжаться, мы отменим плату за вход. Что касается страхов, что церковь не справится, то я хочу предложить говорить об этом не в какой-то гипотетической плоскости. Пока же этого нет, это все - фантомные страхи. Если кто-то заметит перемены, то они будут только в лучшую сторону».

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) попытался ответить на вопрос, который волнует, судя по всему, очень многих:

«Зачем нам это нужно? Мы должны уважать волю создателя, который создавал его как храм. Когда нам предлагают храм считать музеем, а храм воспринимать лишь как малую его часть, то мы не можем с этим согласиться», - считает отец Тихон. Он также убежден, что пока нельзя говорить о том, чего еще не произошло. Например, о том, как собирается церковь содержать один из самых прибыльных (теперь уже почти в прошлом) музеев России, а то и Европы. Напомним, ежегодно Исаакиевский собор собирал рекордные 800 млн рублей в год исключительно от экскурсионной деятельности, которые позволяли содержать знаменитый музей, не прося ни копейки от государства.

«Вероятно, какие-то глобальные реставрации мы будем производить обоюдно. Но и музей наверняка рассчитывал на государство. А текущее обслуживание ляжет на плечи общины», - заявил Епископ Егорьевский.

О городе трех революций, черной кошке и «воинствующих безбожниках»

Все самое интересное началось с вопросов журналистов. Или даже раньше - когда многочисленные представители СМИ еще в кулуарах делились впечатлениями о том, что происходит. Представители федеральных СМИ ситуацию обсуждали горячо:

«Нам рекомендовано держать полный нейтралитет. Ничего, в соцсетях оторвусь», - рассказывали коллеги.

Другие жаловались на то, что накануне пресс-служба «Единой России» буквально порвала электронную почту десятков петербургских журналистов многочисленными и однотипными комментариями депутатов Заксобрания с горячими «одобрямсами» начавшейся передачи собора.

«Слушай, я не могу свободно задавать вопросы, может, ты спросишь, а не собирается ли церковь еще и Спас на Крови отобрать? Или еще на что глаз положили?» - просили коллеги из строгих официальных СМИ.

Впрочем, так или иначе вопросы удалось задать все и всем, только вот ответы были зачастую настолько витиеваты, что об их глубоком смысле журналистам оставалось лишь догадываться.

Например, журналисты спросили, о каких санкциях со стороны государства может идти речь, если церковь не справится с содержанием дорогого подарка? Вице-губернатор Мокрецов ответил, что как только договор о передаче будет сформирован, его представят общественности. «Санкции влекут расторжение договора. Контроль лежит на тех, кто подписывает договор», - строго сказал вице-губернатор.

Следующий вопрос был о том, почему бы церкви не удовлетвориться тем, что существует на сегодняшний день - то есть договором о совместном использовании Исаакиевского собора. На этот вопрос попыталась ответить игуменья Ксения, которая является также юристом Патриархии, однако ее ответ был настолько не по теме и запутан, что поправить ее взялся более красноречивый Легойда: «Тут главное вот что: сейчас при музее проходят богослужения. Теперь, после передачи, при храме будет музей. Это подразумевает более широкую жизнь храма с воскресными школами, постоянными литургиями».

Коллеги также поинтересовались их отношением к противникам передачи музея, в частности, мнением тех сотен тысяч россиян, которые уже подписали петицию против. Ответил также Владимир Легойда: «Да, есть такие люди, но мне кажется, что после нашей сегодняшней встречи они будут удовлетворены. Что касается вопроса о референдуме, то это очень экзотический способ исполнения федерального закона. Если до этого дойдет, то никакого правового поля не останется».

Наиболее дотошные коллеги пытались узнать, почему Смольный сам нарушает законодательство и почему на правительственных сайтах не опубликована заявка о передаче собора РПЦ. Господин Мокрецов ответил: «Есть обращение главы церкви к высшему должностному лицу субъекта федерации. Дальше мы заходим в технику исполнения, она очень сложная. Мы говорим о том, что мы только начали процедуру оформления, мы на самом первом этапе. Поверьте, в Смольном и Патриархии достаточно квалифицированные юристы для того, чтобы не допустить ошибок. Не ищете черную кошку там, где ее нет».

«Тут главное вот что: сейчас при музее проходят богослужения. Теперь, после передачи, при храме будет музей. Это подразумевает более широкую жизнь храма с воскресными школами, постоянными литургиями»

Однако журналисты продолжили эту черную кошку искать. Корреспондент «Фонтанки» поинтересовалась, когда точно было получено обращение Патриарха. Господин Мокрецов замялся: «В прошлом году. Оно не мне адресовано, я не буду ссылаться на дату».

Так же невнятно были озвучены ответы на вопросы, кто будет получать доход от экскурсионной деятельности, где возьмет церковь те миллионы, которых лишится при отмене платы за вход в музей при том, что количество людей, приходящих в Исаакий на службы, не превышало 1% от всех туристов, а также не планируется ли финансовая помощь новому владельцу собора в том случае, если он совсем уж не справится.

Зато достаточно четко спикеры ответили на вопрос их сотоварища, почему именно передача Исаакиевского собора вызвала такой мощный общественный резонанс и не означает ли это, что в Петербурге «такая концентрация воинствующих безбожников»: «Город трех революций, наверное. Индукция какая-то. Меня поразило, как вдруг объединились противоположные силы - коммунисты, либералы, справедливороссы», - ответил отец Тихон.

Порадовал - подчеркиваю, пока - только ответ на вопрос, не планирует ли церковь замахнуться и на Спас на Крови. «Таких предложений не поступало. Я не слышал», - ответил вице-губернатор. Впрочем, отсутствие официальной информации, к сожалению, ничего не доказывает. И опыт Исаакиевского собора - тому доказательство.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии