Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Евровидение-2017: праздник «через замочную скважину»

 Фото: Виталий Залесский / РИА Новости Фото: Виталий Залесский / РИА Новости В выходные в Киеве завершился 62-й конкурс эстрадной песни «Евровидение». Впервые за долгие годы Россия в конкурсе не участвовала, наши телеканалы его не показывали, а сами россияне не могли голосовать за исполнителей. Конкурс выиграл португальский певец Сальвадор Собрал с песней Amar Pelos Dois - причем, что особенно приятно, ни песня, ни певец никак не вписывались в стереотипы эстрадного состязания. А вот насколько приятно россиянам было наблюдать за конкурсом «в замочную скважину», размышляет ОК-информ

Главный вопрос, который наверняка задали себе по окончании конкурса многие наши сограждане, - потеряли мы или приобрели, гордо проигнорировав «Евровидение» в Киеве? На него стоит честно ответить - да, скорее потеряли. Потому что музыкальный «праздник жизни», будем откровенны, прекрасно состоялся и без нас. Несмотря на все сетования экспертов на то, что «средний уровень конкурса упал ниже плинтуса», там оказалось сразу несколько по-настоящему ярких исполнителей, а главное - запоминающихся мелодий, что по нынешним временам большая редкость.

Украсила бы русская красавица Юлия Самойлова конкурс своим вступлением? Безусловно. И, конечно, после запрета на ее въезд на Украину согласиться на предложение европейцев «выступить дистанционно» означало бы «потерять лицо». А вот отменять телетрансляцию «Евровидения» в России, скорее всего, не стоило. По факту, в этом просто не было необходимости: несмотря на рассуждения о «полной потере интереса россиян к конкурсу без Самойловой», десятки тысяч жителей РФ все равно посмотрели его 13 мая в интернете. В конце концов, как уже было сказано, музыкальный праздник удался.

Огорчило то, что многие российские СМИ заняли по поводу конкурса не самую умную позицию. С одной стороны, совсем проигнорировать «Евровидение» они не могли. С другой - предпочитали поставлять россиянам «плохие новости»: мол, конкурс окончательно разорил и без того нищую Украину, в Киеве вандалы вытоптали дорогой цветочный газон, гостей конкурса нещадно обворовывают и т. д.

Отменять телетрансляцию «Евровидения» в России не было необходимости: несмотря на рассуждения о «полной потере интереса россиян к конкурсу без Самойловой», десятки тысяч жителей РФ все равно посмотрели его 13 мая в интернете.

Неудивительно, что эпизод с неугомонным пранкером Виталием Седюком, выскочившим на сцену к Джамале с австралийским флагом и спущенными штанами, вызвал у многих жителей РФ настоящий восторг - вот, мол, «истинное лицо украинского конкурса»! На все это хотелось сказать лишь одно: «На обиженных воду возят». Да, с нашей певицей и в целом со страной поступили некрасиво. Да, представители РФ не смогли присутствовать в Киеве по этическим причинам. Но нарочно очернять чужой праздник мелочным злорадством еще более некрасиво - как раз в духе украинских СМИ, которым, как известно, лучше не уподобляться.

Участники нынешнего «Евровидения», конечно, лезли из кожи вон, чтобы удивить, поразить и покорить европейских зрителей и жюри. Пресса то и дело шутила о номерах участников - вот, мол, «обезьяна Лободы», а вот «лошадь Поляковой». Действительно, у Лободы по сцене скакала такая же горилла, как у итальянца Габбани. Лошадь в номере азербайджанки Dihaj тоже выглядела вторично - в первую очередь для поклонников украинской поп-звезды Поляковой. Впрочем, заимствования, сценические совпадения и «подслушанные» мелодии всегда отличали номера на «Евровидении». В России же наиболее горячо обсуждали «тотальные заимствования» из выступления Сергея Лазарева в Стокгольме - дескать, вот он, признак истинного мастерства!

Другой особенностью «Евровидения» еще совсем недавно было обязательное фрик-шоу. Но яркости и дикости на эстрадной сцене в последние годы поубавилось, и в 2017-м многие артисты на конкурсе слились воедино почти до неразличимости. На этом фоне оригинальностью щегольнули разве что венгр Йоци Папаи, показавший номер в цыганском ключе, и заводные молдаване Sunstroke Project с красочным номером-кабаре Неу Mamma.

Победитель нынешнего «Евровидения» определился просто и красиво. Застенчивый парень с хвостом на макушке, исполнивший песню своей сестры на «пятачке» посреди партера. Минимум аккомпанемента, никакой сценографии. Да и сама песня - что-то вроде тихой джазовой баллады. Когда португалец выступил в первом полуфинале, стало ясно, что его номер - потенциальный хит. Но букмекеры упорно ставили на победу бодрого, но какого-то невнятного итальянца Франческо Габбани. По ходу финала стало окончательно ясно - никто из участников, включая певцов из «европейской топ-пятерки», не смог предложить зрителям ничего, что задело бы их так же сильно, как «Amar Pelos Dois».

В какой-то момент на финишной прямой конкурса забрезжила надежда, что за победу может побороться «наш болгарин» Кристиан Костов. В ходе голосования он обошел итальянца, но очень сильно уступил победителю. Вспомнилось, как в интервью перед финалом Костов сказал: «Скучаю по любимой Москве и Красной площади, а если выиграю “Евровидение”, то по приезде в Москву… разобью его («Хрустальный микрофон») перед камерами». Так что не было ничего странного в том, что многим европейцам сразу захотелось его «прокатить». После подведения итогов конкурса «московский болгарин» разъяренно расхаживал по пресс-центру, бросая пытавшимся поздравить его журналистам: «Я уверен - моя песня все равно была лучшей! А португальца, конечно, с победой, и всего ему хорошего!».

Конкурс в Киеве не только удался, но и разрушил стереотипы, складывавшиеся о «Евровидении» годами. Оказалось, что зрители могут отдать победу не только бородатой женщине или номеру о политических преступлениях прошлого

По идее, и фигура победителя Собрала, и второе место Костова, и даже «бронза» молдаван позволяют предположить - «Евровидение» с его репутацией «конкурса для домохозяек» начинает серьезно меняться. Но, если пристально вглядеться в музыкальную «начинку» шоу 2017 года, несложно обнаружить, что… ничего неожиданного, на самом деле, не произошло. Да, были отдельные красивые номера, их количество выросло, но общий уровень конкурса остался примерно тем же, что и был. Так что киевский евроконкурс, как ни крути, вышел праздником усредненного формата. У экспертов порой возникало ощущение, что трехминутные песни, требующиеся для «Евровидения», сочинял компьютер после обработки фокус-групп - настолько «просчитанными» выглядели многие номера.

Поэтому было особенно приятно услышать, как триумфатор «Евровидения» Собрал после победы заявил в телеэфире на всю Европу: «Сегодня мы живем в мире “одноразовой музыки”, музыки-фастфуда, у которой нет ни капли содержания. Наша победа - это победа музыки, которая что-то значит, и тех, кто пишет такую музыку. Давайте вернем настоящую музыку! Вот в чем смысл!».

В том, что россияне по политическим причинам остались в этом году без «Евровидения», хорошего мало. Можно, конечно, найти в этом и преимущества - мол, наблюдавшие за конкурсом в Сети получили его в «чистом» виде, без нагрузки в виде рекламы и патриотических ток-шоу. Кроме того, не попав в Киев, представители РФ не дали украинским националистам ни единого повода оскорбить или унизить их.

Однако конкурс в Киеве не только удался, но и разрушил стереотипы, складывавшиеся о «Евровидении» годами. Оказалось, что зрители могут отдать победу не только бородатой женщине или номеру о политических преступлениях прошлого. Что лучшую песню может сочинить обычная португальская девушка, а не бригада продюсеров-шведов. Наконец, что для настоящей музыки все еще есть место - даже на поп-сцене. И вот всего этого многие россияне не увидели, оставшись уверенными, что «кругом враги, а наших бьют».

Дай бог, чтобы в следующем конкурсе все же была представлена Россия. Потому что, во-первых, «подглядывать в замочную скважину», как многим из нас пришлось делать в этом году, нехорошо. Во-вторых, такой способ наблюдения за чужим праздником сам по себе наводит на грустные и злые мысли, которые лучше гнать прочь. А главное - потому что в последние годы российские исполнители вносили солидный вклад в общеевропейскую музыкальную «копилку», о чем говорят два вторых места - Полины Гагариной и Сергея Лазарева. А уж по части искренности исполнения наши звезды и вовсе могут «заткнуть за пояс» десяток Собралов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии