Баталов нас научил, что действие – главный жизненный принцип

Фото: YouTube Фото: YouTube
Сегодня страна прощается с Алексеем Баталовым - человеком, чье притяжение было уникальным, который доказал, что и при далеко не лучших жизненных обстоятельствах доброта и благородство могут сочетаться с силой и умением быть нужным. Знаменитый актер был дорог как близким людям, так и множеству почитателей его таланта

Канатоходец Тибул и ежик в тумане

В начале девяностых годов Наталья Богуш, для которой Алексей Владимирович недолгое, но очень важное для нее время был любимым учителем, жила в Москве. Многие девушки тогда мечтали быть актрисами и часто бегали на «Мосфильм», готовые вписаться в любую массовку.

«Я не исключение. Помню занятия ВГИКа по актерскому мастерству, которые вел Алексей Владимирович, - рассказывает она. - Мы явились туда с подружкой и вместе со студентами, которых набрали в Казахстане режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, начали посещать занятия вольными слушателями: в то время это был весьма распространенный способ приобщиться к искусству».

Как потом оказалось, этот опыт был очень ценен. «Экранный и не экранный Баталов притягивал, как магнит. Увидев его на экране (а кому повезло так, как мне, и в жизни), мечтали пополнить актерские ряды, - делится Наталья Богуш. - Слушая в исполнении Алексея Владимировича закадровый текст “Ежика в тумане”, “Лягушки-путешественницы”, “Ключей от времени”, дети и вузовские маститые преподаватели звукорежиссуры замирали от восторга и от души смеялись, когда благородный Тибул говорил доктору Гаспару Арнери: “Только не превращайте меня в свинью, а то я не смогу ходить по канату”. А тайные и явные поклонницы слесаря Гоши (Москва-то слезам не верит!) и сейчас томно вздыхают: жаль, что таких не бывает, но втихаря продолжают надеяться, что этот самый Гоша есть и ходит где-то поблизости».

«Он входил уверенной походкой - высокий, красивый человек... Приносил с собой позитивное, солнечное настроение, уверенность в том, что все у нас будет как надо». 

Наталья помнит, как они с подружкой Женей, минуя строгого, но добродушного вахтера, приходили в аудиторию, садились в уголке и ждали. «Он входил уверенной походкой - высокий, красивый человек, - рассказывает Богуш. - Шейный платок - в тон твидовому пиджаку, хоть и слегка потертому, явно неновому, но очень стильному. Приносил с собой позитивное, солнечное настроение, уверенность в том, что все у нас будет как надо. Ни с каким другим не сравнимый голос - мягкий и одновременно сильный, с бархатными, но убедительными интонациями. Особенно запомнилось, что, говоря о тайнах актерства, напомнил про людей из диких африканских племен, у которых была крайне развита интуиция, необходимая человеку на сцене. Советовал сходить в зоопарк, посмотреть, например, как ходят пингвины, и попробовать пройтись так же, внутренне чувствуя себя этаким важным и неуклюжим, но очень красивым существом, выживающим в суровых условиях Арктики, то есть почувствовать природу особого, не характерного для homo sapiens мироощущения... Как-то сказал: “Представьте, что у вас две минуты до смерти, о чем будете думать?”. Студенты крепко задумались, а он неожиданно рассмеялся, махнул рукой и отменил задание: “Я все уже понял по вашим лицам”».

Баталов утверждал, что по настоящему счастливым можно считать актера вовлеченного, умеющего органично жить в предлагаемых обстоятельствах - такого, которому повезло в полной мере понять замысел режиссера даже при исполнении тяжелой роли (например, в спектаклях по Шекспиру или Достоевскому), из-за которой «по-человечески тебе трудно, больно».

Способ общения с миром

Мастер часто приглашал учеников к себе, после чего у ребят всегда оставалось ощущение, что они не договорили, и было никак не расстаться. Всякий раз оставалось что-то на завтра, на будущее, на далекую перспективу.

«Он был добрым, комфортным, понятным. Говорил абсолютно грамотно стилистически - так, что не оставалось шансов в каких-то его словах усомниться, - говорит Наталья. - Часто читал Ахматову, но при этом не упоминал, что она часто бывала в их доме, об этом мы узнали намного позже. Из особенно любимого им: “Один идет прямым путем,/Другой идет по кругу/И ждет возврата в отчий дом,/Ждет прежнюю подругу./А я иду - за мной беда,/Не прямо и не косо,/А в никуда и в никогда,/Как поезда с откоса…”».

У Натальи Богуш - два высших образования (юридическое и психологическое), но актрисой она так и не стала. «Среди причин - схожая с той, что абсолютно понятна Баталову, - болезнь ребенка, - объясняет Наталья. - Только у него дочь, здоровьем которой надо было всерьез заниматься, а у меня - сын, по той же причине нуждающийся в большем внимании, чем обычный ребенок. А в общем, пожалуй, еще до этого он меня убедил в том, что в актрисы я не гожусь, но могу быть талантливой в своей собственной роли, в тех предлагаемых обстоятельствах, которые диктует мне жизнь. Ни до, ни после я таких людей не встречала».

Сейчас она работает начальником отдела соцзащиты инвалидов комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Большое значение для Богуш имеет тот факт, что дочь Баталова, для которой отец сделал все возможное, состоялась как профессионал: Мария Алексеевна - член Союза писателей, автор сценариев, один из которых - «Дом на Английской набережной» - был экранизирован. Кроме того, она много занимается благотворительностью.

«Он был добрым, комфортным, понятным. Говорил абсолютно грамотно стилистически - так, что не оставалось шансов в каких-то его словах усомниться. Часто читал Ахматову, но при этом не упоминал, что она часто бывала в их доме, об этом мы узнали намного позже». 

«Больших денег актер не нажил, это и неудивительно, - говорит Наталья об Алексее Баталове. - У него была другая система ценностей. От него я узнала, что действие не только основа сценического искусства, как говорил Станиславский, но и главный жизненный принцип».

Сын Натальи Богуш, Яромир, начал заниматься музыкой в одиннадцать лет, и эти уроки стали для него лучшим способом общения с окружающей действительностью. Его мать знает, как трудно даются ребенку с аутизмом первые шаги за пределы внутреннего мира.

«Дети с такими же, как у сына, проблемами чаще всего не умеют ездить на велосипеде, это связано с особенностями моторики. Им трудно левой и правой руками одновременно выполнять разные задачи, и, казалось бы, игра на фортепиано вообще исключена, - поделилась она. - Но, к счастью, так сложилось, что сына приняли в музыкальную школу, и играть на фортепиано ему понравилось - он научился исполнять даже сложные произведения».

Как правило, ребенка с аутизмом окружающие воспринимают как невоспитанного, демонстрирующего неадекватное поведение. Такие дети фактически оторваны от социума, мало или вовсе не реагируют на происходящее вокруг, почти не вступают в общение с внешним миром. Поэтому большое значение имеет, кто и как общается с ними.

Память у Яромира отличная, но стоит ему что-нибудь выучить, как ребенку сразу становится скучно. Задача тех, кто находится рядом, - снова заинтересовать его, вовлечь в процесс обучения. Такой подход использует любой профессионал, работающий с детьми, но для этого мальчика он особенно важен.

«Мне кажется, я хорошо понимаю, что думал и чувствовал Алексей Владимирович, когда его семье приходилось бороться с болезнью дочери, добиваться максимально возможных результатов. При этом он был очень легким, светлым и добрым, - утверждает Наталья. - Знаю наверняка, что для миллионов людей Алексей Владимирович Баталов останется очень близким человеком - таким, каких не бывает».

Материалы по теме
Лососево летом и зимой Фоторепортаж 
Комментарии
Опрос
Как Вы проводите свободное время?
Реклама