Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

От каких инфекций мы бы умерли, если бы не санитарные врачи

 Фото: Игорь Зарембо/РИА «Новости» Фото: Игорь Зарембо/РИА «Новости» Сегодня исполняется 95 лет Роспотребнадзору. Служба родилась в Санкт-Петербурге и фактически спасла город от страшных заболеваний в тяжелейшие годы революции, блокады и безвременья

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба появилась вместе с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 15 сентября 1922 года «О санитарных органах Республики». Однако первые санитарные и противоэпидемические мероприятия также внедрялись именно на берегах Невы, причем весьма задолго до революции - еще в 1733 году в городе имелся административный орган по ведению медицинского дела, в обязанности которого входил надзор за санитарным состоянием и эпидемиологической обстановкой в городе.

В XVIII веке о санитарном благополучии населения пеклись специальные полицейские врачи, в обязанности которых входило наблюдение за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здравия», участие в обсуждении устройства новых фабрик, заводов, контроль за рабочими помещениями и жильем рабочих. В современном Роспотребнадзоре «полицейских врачей» тоже очень не хватает - силами чиновников со всеми бедами справляться все труднее.

Наиболее яркие моменты почти вековой истории службы комментирует начальник эпидотдела Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Ирина Чхинджерия.

Созданная век назад система работает и сегодня

В конце XVIII века в Петербурге был установлен санитарный надзор «за состоянием здоровья рабочих в части заразных болезней и сифилиса». Петербургская городская дума создала санитарную комиссию «для решения вопросов санитарного дела» в связи с эпидемией холеры. Всего шесть санитарных врачей организовали противоэпидемические мероприятия и начали впервые в истории вести статистику инфекционных заболеваний.

В XVIII веке о санитарном благополучии населения пеклись специальные полицейские врачи, в обязанности которых входило наблюдение за чистотой в городах и съестными припасами, участие в обсуждении устройства новых фабрик, заводов, контроль за рабочими помещениями и жильем рабочих.

В 1883 году страшные эпидемии тифа и чумы, одна за другой атакующие город, заставили открыть первую в городе инфекционную больницу - Городскую барачную, позже получившую имя Сергея Петровича Боткина, знаменитые «Боткинские бараки» (ныне широко известная Городская клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина). При ней же была построена первая в России городская дезинфекционная станция общественного значения, просуществовавшая более двух столетий.

«Для забора вещей из инфекционных очагов и доставки обеззараженных вещей населению при Городской дезинфекционной камере был создан специальный дезинфекционный обоз. Место стоянки фургонов дезинфекционного обоза стали называть Дезинфекционной станцией. Затем это название перешло на все учреждение в целом. Для обработки транспорта были выделены должности специально подготовленных дезинфекторов. Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция успешно работает до сих пор», - рассказывает Ирина Чхинджерия.

В конце XVIII века медики догадались разделить Петербург на «санитарные округи», каждый из которых курировался «окружным санитарным попечителем». Он следил за появлением заразных болезней, изучал условия быта горожан, наблюдал за школьными учителями. Всю информацию санитарный попечитель вносил в особые домовые книги.

В 1902 году в Санкт-Петербурге было создано санэпидбюро, в которое раз в сутки из каждого района поступала информация об инфекционных заболеваниях. Впоследствии, уже в 1930 году, в состав Ленгордезстанции на правах отдела был введен отдел учета, регистрации и госпитализации инфекционных больных.

«Таким образом, в нашем городе впервые в России были объединены в одном учреждении регистрация и учет инфекционных больных, направление их на госпитализацию и проведение заключительной дезинфекции в эпидочагах. Такая система повысила оперативность проведения первичных противоэпидемических мероприятий в масштабах города. Созданная в те далекие годы система выполняет свое назначение до сих пор», - говорит Ирина Чхинджерия.

Вши, сифилис и тиф не победили социализм

В революционном Петрограде силы здравоохранения были направлены в первую очередь на борьбу с эпидемиями холеры и тифа.

«Самое страшное - это, конечно, сыпной тиф. Есть данные, что во время Первой мировой войны от него погибло народу больше, чем от боевых действий. В России сыпным тифом в 1918-1922 годах, по разным данным, переболело от 10 до 30 млн человек. В то тяжелое время о чрезвычайной важности борьбы со вшами - переносчиками сыпного тифа -  свидетельствует известная фраза Ленина: “Или вошь победит социализм, или социализм победит вошь”. Как известно, победил социализм, в том числе и благодаря санитарной службе», - рассказывает представитель Роспотребнадзора.

Без канализации, водопровода и электричества

До сих пор совершенно невероятным кажется, как удалось избежать массовых эпидемий в блокадном Ленинграде. Для ученых сам факт того, что гигантский мегаполис существовал и не задохнулся от болезней, до сих пор кажется невероятным.

«Во время войны санитарное дело - есть оборонное дело», - писала «Ленинградская правда». От санитарных врачей зависела безопасность города, отправка здорового пополнения на фронт, бесперебойная работа предприятий, больниц, отсутствие масштабных эпидемий.

«Угроза тифа, холеры, кишечных инфекций - всего этого удалось избежать усилиями санитарной службы. Обессилевшие от голода санитарные инспекторы ходили по квартирам, убирая трупы. Были созданы службы, убиравшие мертвых с улиц. Их захоранивали в братских могилах, не позволяя развиться эпидемиям. По линии фронта в районе Ладожского озера были выставлены эпидотряды для защиты от холеры, угроза распространения которой тогда существовала. Огромную работу проводили сотрудники противочумных учреждений. Им принадлежит заслуга расшифровки ряда тяжелых инфекций, которые не регистрировались в Ленинграде до войны», - такие данные приводит начальник эпидотдела.

За антипрививочные кампании надо привлекать как за нарушение закона

В первые послевоенные годы усилия работников санитарной службы были направлены на ликвидацию последствий войны. Уже к 1950 году инфекционная заболеваемость в городе достигла довоенного уровня. Ленинград успешно боролся с туберкулезом, дифтерией, корью. Открывались прививочные кабинеты в детских поликлиниках, вводилась дополнительная вакцинация детей младшего и школьного возраста, было начато широкое применение вакцины против кори.

За последние десятилетия в Петербурге не регистрируются заболевания дифтерией, столбняком, местными случаями кори, краснухой, в том числе врожденной. До единичных случаев снизилась заболеваемость эпидемическим паротитом.

В 1970-е годы в Ленинграде - впервые в стране - была разработана и применена система работы поликлиники в условиях эпидемии гриппа и организация прививок рабочим на предприятиях.

В современный период в Санкт-Петербурге ежегодно регистрируется свыше 2 млн инфекционных и паразитарных болезней, относящихся к 80 нозологическим формам. Более 90% из них составляют грипп и другие ОРВИ.

За последние десятилетия в Петербурге не регистрируются заболевания дифтерией, столбняком, местными случаями кори, краснухой, в том числе врожденной. До единичных случаев снизилась заболеваемость эпидемическим паротитом. В виде спорадической заболеваемости регистрируется коклюш. Санкт-Петербург с 2002 года имеет сертификат территории, свободной от полиомиелита.

Начатая с 1996 года вакцинация против гепатита В населения из групп риска, а с 2002 года - плановая вакцинация детского и взрослого населения, в том числе в рамках Национального приоритетного проекта «Здоровье», помогли снизить заболеваемость этой тяжелой инфекцией. С 1999 года заболеваемость гепатитом В снизилась примерно в 100 раз. В последние годы регистрируется менее 50 вновь выявленных больных.

«“Борцы” с прививками должны сознавать свою социальную ответственность: из-за них могут вернуться смертельно опасные болезни, которые мы победили с таким трудом», - говорят в Роспотребнадзоре.

Огромные успехи достигнуты в вакцинации петербуржцев против гриппа. С 2005 года охват прививками увеличился в 3,7 раза и составил в 2016 году 41,5%.

Вместе с тем у эпидемиологов вызывает тревогу антипрививочная кампания, активно ведущаяся в соцсетях и в ряде СМИ. Специалисты понимают, что сейчас уже недостаточно просто ссылаться на необразованность или дремучий фанатизм борцов с вакцинацией - надо действовать более решительно.

«Современный человек не должен болеть теми инфекциями, от которых есть прививки. Вакцинация - это государственная политика, и активная антипрививочная пропаганда фактически может быть приравнена к бойкоту этой государственной политики и должна пресекаться. “Борцы” с прививками должны сознавать свою социальную ответственность: из-за них могут вернуться смертельно опасные болезни, которые мы победили с таким трудом», - говорят в Роспотребнадзоре.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии