Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Как медицинская тайна убивает школьников

 Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс Превратно истолкованное понятие медицинской тайны приводит к десяткам смертей школьников, причем родители часто сами скрывают детские болезни. Если Минздрав не примет экстренные меры, страшная статистика может увеличиться

Министр образования РФ Ольга Васильева на днях сообщила, что за минувший учебный год в России на уроках физической культуры погибли 211 школьников. По ее мнению, закон о защите персональных данных и понятие медицинской тайны создали ситуацию, при которой учителя не знают о состоянии здоровья детей, а родители либо не располагают такой информацией, либо скрывают ее. Педагоги всерьез обеспокоены, так как отвечают за жизнь и здоровье детей в пределах учебного заведения.

Кроме того, Минздрав до сих пор основывается на нормативах полувековой давности, распределяющих ставку одного педиатра на количество «голов» несовершеннолетних. А самим школьным медикам неизвестны даже группы здоровья детей, их серьезные хронические заболевания и основные противопоказания, в том числе к занятиям физкультурой.

«Запрещено оказывать даже первую помощь без согласия родителей»

Директор петербургского лицея № 369, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Константин Тхостов рассказывает: «Уже исключены медкарты из перечня обязательных документов для приема в первый класс. Якобы это нарушает медицинскую тайну. На школьных осмотрах можно, например, определить остроту зрения и посадить ребенка поближе к доске. Но как узнать про проблемы с сердцем, опорно-двигательным аппаратом, про аллергии и случайно не накормить чем-то запретным? Вот и происходят сердечные приступы, обмороки, разрывы связок, переломы».

Непонятно, зачем надо было исключать медкарту из списка обязательных документов.

«Когда я услышал об этой реформе с персональными данными, мне стало не по себе. Законы меняются не в пользу детей, а в пользу взрослых. Без этого самого “информированного согласия” теперь нельзя сделать ничего! Отказы от Манту носят уже повальный характер, а ведь это - риск туберкулеза. Лояльность в определенных вопросах ведет к подмене понятий. Медкарту просить нельзя, ответственность родителей практически отсутствует. Но за все должны отвечать врачи и учителя. Если вы доверяете им своего ребенка - так доверяйте!», - говорит Константин Тхостов.

В школьных медицинских кабинетах нет даже аптечек первой помощи - туда входят только зеленка и бинт. А педагогам, без согласия родителей, запрещено оказывать даже первую помощь - надо вызывать скорую и родителей или искать школьного врача, который, напомним, приходит в лучшем случае раз в три дня.

Один медработник на тысячу детей

По словам экспертов, в России до сих пор действует норматив ставок медицинских работников 1962 года, согласно которому один врач приходится на 1000 детей, а одна медсестра - на 600 детей. Получается, что если в детском саду 200 детей, то одна медсестра посещает его раз в три дня, но при этом заболеваемость и травматизм растут.

По словам директора лицея, педагоги и медики неоднократно обращались в Минздрав с просьбой пересмотреть подходы к кадровому обеспечению дошкольных и школьных учебных заведений педиатрами и медсестрами, но ведомство присылает в ответ отписки.

«Свет в школьном медицинском кабинете должен включаться до света в классах и выключаться последним», - считает директор петербургского лицея № 369.

«Мы считаем, что необходимо возродить систему целевых направлений для выпускников медвузов, чтобы они после окончания института в течение 5 лет отрабатывали то, что в их образование вложило государство. Это решит проблему амбулаторного звена и приведет в детсады и школы медиков, которые, кстати, совсем не прочь там работать, если будет нормальное финансовое обеспечение или какие-то льготы», - полагают в ОНФ.

Родители скрывают состояние здоровья детей ради ГТО и вузов

Директор Института здоровья и реабилитологии Национального государственного университета физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, д. м. н. Андрей Калинин считает, что эти проблемы были вполне ожидаемы: «Возрастает интенсивность занятий, становится больше тренировок, активность детей тоже растет. Следовательно, появляется больше патологических проявлений. Кроме того, мы не стали за последние годы более здоровы. Параллельно с этим констатируем, что не только педагоги не получают достоверной информации о здоровье детей, но и сами родители ее скрывают! Я очень часто участвую во врачебно-контрольных комиссиях по оценке состояния здоровья ребят, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Так родители в 99% случаях не хотят слышать врачей и настаивают, чтобы их ребенок занимался даже при наличии серьезных противопоказаний - “ведь у него все так хорошо получается”. Родители неадекватно воспринимают своих детей и реальное состояние их здоровья».

Андрей Калинин говорит, что родители требуют, чтобы ребенок непременно сдавал нормы ГТО - а ведь эти нормы сейчас гораздо серьезнее, чем были раньше. Значки ГТО дают лишние баллы при поступлении в вузы, поэтому родители и гоняют детей, закрыв глаза на слабость или болезнь.

«А на ВКК мамы и папы нам говорят: подумаешь, инвалиды тоже спортом занимаются, значит, и моему можно. Занимаются, да - но у них свои категории и целый штат врачей, которые следят за их здоровьем. А за детьми никто не следит, даже собственные родители», - сетует профессор института физкультуры.

Константин Тхостов тоже признает, что родители скрывают информацию о болезнях ребенка. «Зачем? Так проще или так выгоднее. А многие попросту не знают, болен ли ребенок и какие у него противопоказания к физкультуре, например».

С 2018 года школам должны сообщать группы здоровья учащихся

Педагоги требуют вернуть также и пресловутое «информированное согласие», чтобы учителя имели информацию если не о диагнозах детей, то хотя бы о группах здоровья и противопоказаниях.

«Педагогам совсем не надо знать точный диагноз ребенка, это медицинские вопросы. Но мы должны знать, что может представлять опасность для него, чем ему можно заниматься, не представляет ли заболевание опасности для окружающих. Пусть врачи напишут, что можно ребенку и что нельзя. Мы говорим о том, чтобы не навредить - как и врачи. Потому что самое простое - это все свалить на учителя и на медика. А ответственность должна быть обоюдной - и со стороны родителей тоже».

В самое ближайшее время состоится итоговый «Форум действий» ОНФ. На нем всегда присутствуют ключевые министры и курирующие вице-премьеры. Как правило, после него эффект наступает в «режиме ручного управления». У врачей и педагогов большая надежда на это.

А пока вроде бы предварительно принято промежуточное решение: подготовлен приказ № 514н Минздрава, согласно которому с 2018 года врачи медучреждений будут направлять школьным медикам результаты профилактических медосмотров школьников, в которых будут указаны группы здоровья для занятий физкультурой.

Родителям должны будут выдавать копию карты осмотра, в том числе для последующего предоставления в образовательные организации. Вся прочая информация о состоянии здоровья ребенка по-прежнему будет известна только родителям. Врачи и учителя очень надеются на их вменяемость.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии