Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Как ухаживать за голосом

 Фото: https://pixabay.com/ Фото: https://pixabay.com/ В конкурсном отборе первой Национальной оперной премии «Онегин» участвовали лучшие оперные певцы со всей России. Недавно в Петербурге были объявлены ее обладатели. Всероссийскую любовь заслужил и проект Первого канала «Голос», в котором чаще звучат произведения из репертуара эстрадных и рок-звезд. Существует и еще одна передача (правда, не такая известная) - «Большая опера» на телеканале «Культура», название ее говорит само за себя…

Впрочем, чтобы любить петь, совсем не обязательно быть профессионалом. О том, как сберечь свой голос не только для пения, но и для обычной жизни, как проверить, все ли с ним в порядке, OK-inform рассказала врач, к.м.н., доцент, генеральный секретарь Европейской академии фониатрии Екатерина Осипенко.

- Екатерина Владимировна, ваши регалии можно, кажется, перечислять бесконечно. Но по образованию вы отоларинголог, в народе - лор, врач в третьем поколении. Вы возглавляете Ассоциацию фониатров и фонопедов России. Давайте определимся с понятиями. Кто же такой фониатр? Чем он отличается от фонопеда?

- Фониатр - это врач, который занимается лечением и профилактикой нарушений голоса. Это лор-врач, специализирующийся на лечении и профилактике заболеваний гортани и голоса. Это редкая подспециальность не только в нашей стране, но и во всем мире. А фонопед - это логопед, т.е. педагог. Фонопеды занимаются педагогической коррекцией голоса. Фониатр и фонопед работают в команде. Принято считать, что фониатры имеют дело исключительно с профессиональными певцами. Конечно, они действительно составляют значительную часть наших пациентов. Но ведь голос нужен всем, и очень много профессий сегодня нуждается в хорошем качестве голоса, в его выносливости. Это, например, менеджеры, руководители, постоянно общающиеся с людьми. Наступил сезон простуд, а ОРВИ, как это принято говорить по-медицински, может сопровождаться ларингитом, изменением голоса, вплоть до его полного исчезновения - афонии. Случиться это может у любого.

- Вы являетесь лидером проекта «Школа здорового голоса». Расскажите про него подробнее.

- Это просветительский негосударственный проект. Он направлен на то, чтобы фониатры донесли свои знания до разных категорий людей, поющих (профессионально и самодеятельно) и не поющих детей и взрослых. Мы обучаем специалистов, лечим вокалистов и популяризируем эти знания среди россиян.

В период с сентября по ноябрь 2016 года в разных городах России проводилась серия мероприятий. Их было около 50, охват аудитории - до 1,5 тысячи слушателей в 25 городах по всей стране. На таких встречах любой желающий мог узнать все о важности психоэмоциональной и физической подготовки перед публичным выступлением, о медицинском сопровождении вокалистов, а также о том, как поддерживают качество голоса работники голосо-речевых профессий. Все эти семинары бесплатны. В основном, конечно, на наши встречи приходили профессионалы в области пения, мамы поющих детей, педагоги.

- Есть такой анекдот. Муж читает газету и говорит жене: «Представляешь, ученые выяснили, что мужчина в день произносит 10 тысяч слов, а женщина - 20 тысяч!» Жена кричит с кухни: «Это потому, что вам, идиотам, все по два раза повторять нужно». - «Что?» - переспрашивает муж. Женщины действительно говорят больше?

- Да, и разница гораздо больше - в четыре раза, только если считать не в словах, а в километрах, и тому есть научное подтверждение. В среднем в сутки женщина проговаривает 8 км, а мужчина - только 2. Измеряется это с помощью специального прибора. Поясню, что речь идет о том общем расстоянии, которое «проходят» голосовые складки (очень часто певцы называют их просто - связки). Причем это не касается людей, для которых голос - инструмент профессиональной деятельности: певцов, преподавателей, бизнес-тренеров и пр. Эти 8 км могут быть свидетельством того, что женщина - болтушка. Кроме того, дамы больше подвержены эмоциональным перегрузкам, что тоже сказывается на голосе. Один из способов лечения нарушения голоса - голосовой покой. Благо сейчас есть множество гаджетов и средств связи, с помощью которых человек, которому назначили полный голосовой покой, не чувствует себя оторванным от мира. А поболтать действительно охота всем, особенно женщинам.

- Вы не первый год выступаете фониатром крупных федеральных или даже международных музыкальных проектов: «Голос», «Точь-в-точь», «Евровидение» и др. Расскажите, какие интересные случаи происходили на съемочной площадке.

- На съемочной площадке всегда что-то случается. Не раз бывало такое, что человеку надо выходить на сцену, а голоса у него нет совсем. Очень часто это возникает в случае простуды. Такая ситуация произошла с одной из финалисток «Голоса». Мы крутились с ней весь день - проводили лечение. В итоге она все же спела достаточно серьезную партию и вышла в финал. Для меня это тоже было большой победой. Когда после съемки в тот день мы с ней встретились в коридоре, она встала передо мной на колени, поблагодарила и подарила цветы. Мы обе были растроганы.

Вообще надо сказать, что любое выступление на публике - это стресс. Даже для профессионального певца и вообще человека с окрепшей нервной системой. И тем ближе «час Х», тем больше вероятность различных эксцессов. Так и получается. И это нормально.

- Сейчас вообще модно петь, особенно это касается детей. Любая уважающая себя мама обязательно отведет своего ребенка на пение. А нужно ли это?

- Сейчас нередко дети действительно поют с юного возраста - с четырех лет. С точки зрения физиологии гортани - это не совсем правильно. Из-за того, что вокальная мышца у деток окончательно формируется только годам к 12, дети не могут грамотно выполнять задачи, поставленные перед ними педагогом. И впоследствии становятся нашими пациентами. Хор - это, пожалуй, высшая ступень пения. Когда человек поет один, он может себя контролировать. А если петь с кем-то, другие люди заглушают одного певца, то есть моментально теряется контроль слуха над голосом. Кстати, с такими же проблемами сталкиваются и профессионалы. Только они-то уже умеют петь и как-то с этим справляться, а маленькие дети - нет. В итоге нагрузка на голосовые складки огромная, а особого понимания, как правильно обращаться с голосовым аппаратом, нет. И как врач я понимаю, что существуют определенные возрастные категории, когда нужно опасаться большой нагрузки на голос. Это дошкольники, дети пред- и мутационного возраста. Тут стоит поберечься.

- С 2014 года в России стартовал музыкальный проект «Голос. Дети». Вы готовитесь к очередному сезону и присутствуете на этапе слепых прослушиваний. Скажите, с детьми работать сложнее, чем со взрослыми?

- Разумеется, в такие проекты, как «Голос. Дети», идут уже подготовленные участники, они поют не один год. Но детьми они от этого быть не перестают. А посему самая большая сложность с ними состоит в том, что, как и самые обычные дети, они часто болеют. Особенно осенью, зимой и весной. Кроме того, все дети разные: кто-то способен справляться с эмоциональными нагрузками, а кто-то - нет. И задача родителей - не только это заметить, но и вовремя обратиться к психологу или неврологу. Но вообще талантливых ребят действительно много.

- Беременным женщинам психологи и врачи рекомендуют петь - колыбельные и обычные песни - для своего будущего ребенка. Это позволяет установить психоэмоциональную связь с малышом: ребенок уже в утробе запоминает голос мамы, песни, которые она поет. И когда он родится, все это будет ему знакомо. Тогда и засыпать он будет легче под любимую колыбельную. Причем совсем не важно петь идеально: на формирование слуха у ребенка это не повлияет. Помимо этого, пение - хороший массаж диафрагмы. Вы согласны с этим?

- Все верно. Причем необязательно петь в полный голос. Достаточно петь, что называется, «себе под нос». А вот для профессиональных оперных певиц на поздних сроках беременности пение даже противопоказано. Ведь поют они, как раз активно используя диафрагму. Когда плод становится большим, он давит на эту мышцу и переднюю брюшную стенку - и петь как раньше уже не получается. В результате идет чрезмерная нагрузка мышцы гортани, что может провоцировать формирование ее профессиональных заболеваний. Будущей маме, которая намерена вернуться в профессию после декрета, это совсем ни к чему. Любопытно, но голос беременной, родившей и кормящей женщины будет совсем разный - зависит это от ее гормонального фона.

- Каковы факторы риска развития каких-либо заболеваний голосовых связок как у профессиональных певцов, так и у обычных людей?

- Тут я ничего нового не скажу. Это переохлаждение, стресс, большая голосовая нагрузка, долгие разговоры, ОРВИ, холодные напитки, кондиционеры. И, как ни странно, само пение.

- Как можно на слух определить здоровый голос? Разумеется, если он не гнусавый и нет признаков какого-то респираторного заболевания.

- Во-первых, он приятный на слух. Во-вторых, он должен быть достаточно громким. Это вовсе не значит, что обладатели тихого голоса все поголовно имеют проблемы с голосом. Здесь речь идет о возможности менять громкость, регулировать силу. Кроме того, голос должен соответствовать возрасту и полу.

- Сегодня довольно популярно такое хобби, как караоке. Что вы думаете по поводу?

- Впервые я побывала в караоке совершенно случайно несколько лет назад и поняла, что в этих местах собираются люди, обожающие петь, но, как правило, не умеющие этого делать. Слушать таких певцов не всегда приятно, но сами поющие делают это с огромным удовольствием. Причем за это они готовы платить большие деньги (нередко в клубах, где можно попеть, взимается довольно приличная плата. - Прим. ред.). Это целая индустрия. Существуют даже международные чемпионаты среди певцов караоке.

У меня очень много пациентов, которые как раз в караоке работают. Поясню, что в караоке-клубах есть профессиональные певцы. Нужны они для разогрева публики и для помощи ей же, для бэк-вокала, и если исполнитель поет совсем уж «мимо нот». Они поют всю ночь, что уже нефизиологично: человек должен днем бодрствовать, а ночью - спать. Из-за этого работа певцов в караоке-клубах достаточно тяжела, и они часто обращаются к нам за лечением. Порой доходит до хирургического вмешательства. В какой-то момент от работы они просто начинают терять голос. Похожая проблема, кстати, у ресторанных певцов. Но даже если сделать операцию и вернуться опять в эту среду, нарушение голоса может возникнуть снова.

- Что бы вы посоветовали, чтобы сохранить голос?

- Как и с любой частью своего тела, с голосом необходимо обходиться бережно, соблюдать его гигиену. Обязательно нужно наладить режим отдыха - полноценно высыпаться. Напомню, взрослый человек должен спать не менее 6-7 часов в сутки.

Совсем не лишними будут процедуры закаливания, физические упражнения. Рекомендация специально для женщин: не пойте в «критические» дни, особенно в первые три дня. Перед уроком вокала, выступлением или любой другой голосовой нагрузкой стоит избегать очень холодных и горячих, острых и сильно соленых продуктов, мороженого (оно, понятно, холодное), уменьшить потребление кофе и черного чая (эти напитки оказывают раздражающее воздействие на слизистую), исключить газированные напитки, курение и алкоголь. Принимать пищу следует не менее чем за час до занятий вокалом. Стараться увлажнять помещение, в котором вы находитесь.

- Когда необходимо обращаться к фониатру?

- Если вы чувствуете повышенную утомляемость голоса, периодическую или постоянную осиплость. Если нет звучного голоса или вы испытываете дискомфорт во время голосовой нагрузки. Сужение диапазона, дискомфорт при глотании, длительные болевые ощущения в глотке, гортани или области шеи, а также ощущение кома в глотке - все это повод увидеться с врачом. В Петербурге, помимо обычного лора в поликлинике, можно обратиться в фониатрический кабинет Мариинской больницы и отдел патофизиологии голоса и речи НИИ уха, горла, носа и речи.

Справка OK-inform

Национальная оперная премия «Онегин» призвана популяризировать российское оперное искусство, а также выявить наиболее интересные коллективы и исполнители отечественной оперы. Сегодня в России насчитывается около 40 оперных театров, включая театры оперы и балета, музыкальные театры, чья специализация - опера. Для участия в премии выдвигались оперные премьеры прошедшего сезона, конкурсный период длился с сентября 2015-го по сентябрь 2016 года. Премия включает в себя следующие номинации: «Дебют» (женский и мужской), «Примадонна», «Мастер сцены», «Гость», «Состав», «Театр», «Событие», «Легенда». Есть также специальные премии: «Душа оперы», «Лучший концертмейстер» и «Меценат».

Фото предоставлено пресс-службой компании «Буарон».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Даниил, школьник, 14 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии