Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Болезни от нервов: как пережить стресс и избежать инфаркта

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Почему «на нервной почве» болит живот, существует ли на самом деле вегетососудистая дистония и синдром дефицита внимания, как контролировать свои эмоции так, чтобы телу не было мучительно больно?

Один из ведущих российских специалистов по психосоматике, доктор медицинских наук, профессор, президент Ассоциации терапевтов Санкт-Петербурга Владимир Симаненков в эксклюзивном интервью ОК-информ рассказывает о взаимосвязи душевного и физического здоровья.

За два дня до инфаркта

- Владимир Ильич, давно известна фраза о том, что «все болезни - от нервов». Существуют ли научные доказательства этой теории?

- Все очевидное требует доказательств. Еще в 2007 году впервые Всемирная организация здравоохранения выпустила документ, где признается взаимосвязь между телом и душой. Конечно, наивно думать, что заболевания внутренних органов напрямую зависят от нервов. Нет, конечно. Возьмем, к примеру, ишемическую болезнь сердца. В основе ее лежит атеросклероз коронарных артерий. Но оказалось, что за два дня до инфаркта у человека происходит сгущение стрессов. Если у человека на фоне инфаркта случается депрессия, то вероятность умереть в 5 раз выше, чем у человека без депрессии.

- А что такое «скопление стрессов»? Разве стрессы можно измерить?

- Это очень хороший вопрос. Действительно, стресс - это субъективное восприятие человеком какого-то события. Но стресс - это всегда напряжение. Любовь, развод, смерть - неважно, положительные события или отрицательные. От великого счастья тоже можно умереть. Но люди реагируют на это по-разному, внешние проявления и внутренние переживания не всегда одинаковы. Кто-то внешне спокоен как слон, а внутри - тяжелое напряжение. Тут главное вот что: любая эмоция сопровождается изменением веществ, метаболизмом, и внешние проявления не жестко коррелируют с изменением внутренней среды. Мерилом стрессивности является то, как у человека регуляторные системы отклонились в ответ на стресс.

- Как переживать стресс?

- Стресс нужно отреагировать. Неотреагированные эмоции обладают большей разрушительной силой, чем отреагированные.

- Значит, лучше плакать, бить посуду?

- Ну, если посуды много - можно и побить. Но следует иметь в виду, что мужчины зачастую переживают стрессы более тяжело, чем женщины, потому что у них в голове некий образ брутального мачо. Есть же много примеров, когда люди в 40-50 лет в полном расцвете сил - но компенсаторные возможности недостаточно развиты, и это приводит на койку.

- О влиянии эмоций на организм, насколько я знаю, говорили еще Фрейд и Иван Павлов. Сейчас много нового открыто в этой области?

- Действительно, они изучали эту взаимосвязь, но тогда не было возможности ее изучить. В медицине есть понятие «черный ящик»: что-то получаем на входе, что-то - на выходе, а что внутри? Вот Фрейд так работал. Он сделал великое открытие о том, что бессознательное играет важную роль.

Тревога питается неопределенностью

- Владимир Ильич, а не означает ли ссылка на «болезни от нервов» того, что врачи иногда не могут установить причину заболевания и ссылаются на голову, которая, как известно, «дело темное»? Например, все эти синдромы дефицита внимания, гиперактивности, вегетососудистая дистония и прочее?

- Тут вот в чем проблема. Медики еще в XIX веке надеялись, что у каждой болезни есть свои причины. В XX веке мы стали понимать, что многие болезни мультифакторные. И поэтому мы используем слово не «болезнь», а «расстройство». И эти болезни, о которых вы говорите, не самостоятельные болезни, а расстройства, компоненты какой-то хвори, которая носит психосоматический характер.

- Но раньше их ведь не было?

- Да, потому что только недавно мы поняли, что болезни мультифакторные, и идея, что все людей можно засунуть в ячейки по болезням, потеряла актуальность. Надо, чтобы все четко понимали: понятие заболеваний в классическом виде стало размываться нашими новыми знаниями. Вот дистония - она может быть при разных заболеваниях.

- А онкология? Бытует мнение, что и рак резко развивается после серьезных переживаний.

- В США Союз онкологов принял решение о том, что врачи обязаны говорить реальный диагноз и прогноз. Все боялись, что число суицидов станет больше. Прошло 2-3 года, и сравнили: оказалось, что в той группе, где люди знали о диагнозе, они прожили в среднем на 1,5 года больше чем там, где не знали. Так что мы не будем говорить, что психосоматические заболевания - от нервов. Это не невроз. Психологические факторы могут играть запускающую и меняющую роли, то есть это триггер и модулятор. Стресс - это не причина, это - тот самый триггер. Значит, в организме были предпосылки, есть изменение клеточного состава. Потом стресс - поломка иммунорегуляции - вспышка опухоли. То есть стресс тут не причина, а запускающий фактор. Тревога питается неопределенностью. Как только ее устраняем - улучшается самочувствие.

- Есть статистика, какие болезни чаще всего «происходят» по линии психосоматики: бронхиальная астма, аллергии, мигрени, нейродермиты, артериальная гипертензия. Почему именно они?

- Я думаю, это связано с тем, что при этих заболеваниях нарушения регуляции легко включаются в механизмы течения. Например, астма. В ее основе лежит специфическое воспаление в бронхах. Но еще в 1960-1970-е годы в Первом медицинском институте в Ленинграде было показано, что психологические факторы могут это воспаление увеличить или ослабить. Не будет этого - не будет астмы.

- Ну, а как с маленькими детьми? Они же так не переживают, как взрослые, но болеют и теми же аллергиями, и гастритами?

- Генетическая обусловленность.

- А в чистом виде есть какие-то болезни?

- Есть. Инфекционные.

Новый век - новые болезни, новые страхи

- Сейчас стало больше психосоматических заболеваний?

- Безусловно. ХХ век был веком тревоги, ХХI - век меланхолии, причем не только там, где по ряду причин объективно трудно жить, но и в богатых, высокоразвитых странах. Например, в Скандинавии очень высокий рост количества суицидов.

- Многие специалисты говорят, что количество самоубийств всегда примерно одинаково…

- Не соглашусь. Раньше мы обращали внимание на классические причины суицидов - депрессии. Сейчас больше так называемых соматоформных расстройств, когда внешние проявления болезни не столько эмоциональные, сколько нарушают работу внутренних органов. Вообще ХХI век - это век соматоформных расстройств.

- Расшифруйте, пожалуйста, это понятие.

- Соматоформные - значит, имеющие внешние проявления как заболевания внутренних органов, а на самом деле это проявления депрессии. Если взять всю совокупность депрессий, то тяжелых, «ядерных» сколько было - столько и есть. А если взять все виды, то их стало больше.

- Вот вы говорите про стрессы как причины различных заболеваний. Но научные данные подтверждают, что во время Великой Отечественной войны, например, практически не было ни душевных заболеваний, ни соматических.

- Проанализировано, как люди умирали на постсоветском пространстве. Пики смерти приходятся на самые критические пики перестройки социального слоя. И тут главное: люди стали больше умирать не от голода, а от того, что стрессов стало больше. Мы можем сколько угодно критиковать советский строй, но какое эмоциональное состояние было тогда, до войны, например? Правильно, подъем. А теперь представьте пожилого человека, на глазах у которого рушится вся жизнь. Вот у меня дома, например, есть кофеварка, на которой стоит цена - 6 рублей. И эти кофеварки везде в СССР стоили 6 рублей. Да, это социальная стабильность и легкость прогнозирования завтрашнего дня. А тут все меняется, трудно адаптироваться.

- Да, мудрецы говорили: «Не дай нам бог жить в эпоху перемен». Но как быть со спокойными странами, которые и перемен-то не нюхали?

- Богатые тоже плачут. Недавно общался со старинным знакомым, доктором из Европы. Он хвалится: «Я так счастлив, выхожу на пенсию!». А в глазах - такая тоска! Проблемы всегда личного уровня. Стресс - это личное переживание события, именно личное, это отношение человека к событию независимо от места его нахождения.

- То есть для человека своя рубашка действительно ближе, чем какие-то глобальные события?

- Выстроена иерархия событий, которые вызывают стресс. И вы правы: своя рубашка ближе. Смерть, развод, выход на пенсию, болезни. А события мирового масштаба - все это на более низком уровне.

Тревога питается неопределенностью, или почему от стресса болит живот

- Но каковы все-таки физиологические причины того, что перед каким-то волнующим событием ноет живот, а после стресса начинается гастрит или язва?

- В мае 2016 года в Сан-Диего прошла Американская гастронеделя. Там был принят Международный консенсус, посвященный функциональным расстройствам пищеварительной системы - так называемые «Римские критерии». Я хочу обратить внимание на то, как изменилось название консенсуса: «Нарушение взаимосвязи головного мозга и желудочно-кишечного тракта». И если говорить о лечении психосоматических расстройств, то раньше думали: «голову полечим - и все восстановится». То есть человек попереживал - заболел живот, это - форма невроза, конфликт, который «спустился» сверху вниз. Нет, на самом деле у нас есть генетические предпосылки к определенным расстройствам, и выходит, что надо лечить и центр, и периферию.

- Но как физиологически это происходит?

- В период тревоги происходит усиление активности систем, которые регулируют моторику. С точки зрения эволюции это абсолютно понятно: если тебе предстоит драться, желудок должен быть свободен и кишка пуста. То есть думали, что речь идет о невротических расстройствах, то есть сверху вниз. Например, 10 человек находятся в ситуации тревоги: у одного заболело сердце, у другого - живот. И стало понятно - почему. У человека есть предрасположенность к определенному виду расстройств. Где тонко - там и рвется. То есть не только сверху вниз, но и снизу вверх. Вот это и есть особенность психосоматики. Например, язва с кровотечением после стресса. Объясняется просто: на фоне стресса происходит выброс веществ, которые увеличивают свертываемость крови и вызывают спазм сосудов.

- Можно ли психологически себя подготовить к тому, чтобы стресс не привел к заболеванию внутренних органов?

- У нас много методик саморегуляции. Это хороший путь, лучше всегда заранее соломку подстелить. Если у тебя стрессогенная деятельность, то, может быть, лучше к этому подготовиться? Люди ходят со скандинавскими палками, занимаются зарядкой, бросают курить… Люди начинают понимать, что за свое здоровье должны отвечать только они сами. Например, ко мне приходит пациент с алкогольным панкреатитом, и я объясняю: необходимо бросить пить. Раньше бы началось канюченье: ну, можно хоть рюмочку, ну, на праздник… Теперь все больше проникаются мыслью, что это надо для них самого. Надо говорить правду исходя из концепции «твое здоровье - твоя жизнь».

- Как вы относитесь к безрецептурным препаратам «от нервов», которые широко рекламируются?

- Абсолютно безвредных препаратов не бывает, мы их используем, потому что польза превышает вред от нежелательных эффектов. Эти препараты не лечат развернутые расстройства, они лечат реакции. Если в течение 2-3 дней стресс не проходит - идите к врачу.

- Насколько наши рядовые врачи подготовлены к этому? Многие догадаются лечить заболевание в комплексе, а не только конкретный орган?

- К сожалению, такой врачебной специальности у нас нет, прием только на платной основе. В рамках психосоматической ассоциации в Петербурге образовалось содружество врачей, которые разбираются в ситуации. Нужен огромный объем информации, к тому же такие больные сложные, они плохо подходят для банального здравоохранения. У терапевта в поликлинике 13 минут, и как ему тут во всем разобраться? Но отношение людей меняется. Если раньше на предложение сходить к психотерапевту большинство реагировали: «Что я, псих?» - то теперь позиция поменялась, люди понимают, что чисто соматический подход мало эффективен. Мы в ассоциации занимаемся просвещением врачей, проводим конгрессы, выпускаем методички. Врачи идут очень охотно. Они видят, что каждый четвертый пациент - это пациент с психосоматикой. И если подходить к этому грамотно, то количество посещений поликлиники уменьшается в два раза.

- Как врачей готовят к широкому диапазону диагностики, лечения психосоматических заболеваний?

- В Петербурге мы проявляем большую активность во всех направлениях. Так, 16 февраля 2017 года при организации Ассоциации терапевтов Санкт-Петербурга пройдет конференция «Новые тенденции в терапии», в ней примут участие до 400 врачей-терапевтов.

В конце мая состоится Международный Петербургский клинический форум «Психосоматика и психотерапия в клинике внутренних болезней». В рамках форума запланировано проведение двух конгрессов: конгресса с международным участием «Роль и место психотерапии, психофармакотерапии в лечении психических, психосоматических и сексуальных расстройств», а также XII Международного психосоматического конгресса «Психосоматическая медицина- 2017». Организатором выступает Санкт-Петербургская региональная научно-просветительская общественная организация «Психосоматика»

21 сентября в Петербурге пройдет научно-практическая конференция «Рациональная фармакотерапия в клинике внутренних болезней». Организатор - Ассоциация терапевтов Санкт-Петербурга, запланировано участие 400 терапевтов разных специальностей.

И одно из главных событий 2017 года - III Научно-практический «Невский гастроэнтерологический конгресс». Масштабное мероприятие, собирающее до 700 врачей терапевтов, гастроэнтерологов. Организатор - Ассоциация терапевтов Санкт-Петербурга.

Важно понимать, что просветительская функция наших объединений еще в том, что мы проводим выездные заседания, выезжаем к терапевтам всего Северо-Запада. Докторам это не просто полезно, но и очень нравится, поскольку мы даем практические рекомендации по наиболее актуальным проблемам и вопросам отрасли.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии