Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Чужая голова врачам покоя не дает

 Фото: Prof. Sergio Canavero, MD/Facebook Фото: Prof. Sergio Canavero, MD/Facebook Если к телу добропорядочного человека «приставить» голову, в которой зреют преступные мысли, тело проиграет: руководить его намерениями и поступками будет голова

Оценивая очередной шаг в трансплантологии, который собирается сделать итальянский хирург Серджио Канаверо, - пересадка головы одного человека на тело другого - медики и ученые утверждают, что при современном уровне медицины это возможно, но добиться того, чтобы донорская голова управляла телом, еще никому не удавалось.

Специалистам интересно, откуда могут взяться физически сильные, здоровые тела для таких операций и что будут диктовать телу трансплантируемые головы - не дай бог они будут такими, как, например, голова подростка, расстрелявшего одноклассников, или Филиппа Лиса, называющего «биомусором» детей, которых вместе с администраторами «групп смерти» в соцсетях подталкивал к суициду.

Командовать парадом будет мозг

Итальянский хирург Серджио Канаверо заявил о намерении до конца 2017 года сделать операцию по пересадке головы человека в госпитале Харбина (Китай). До этого долгое время он «тренировался на кошках» - подопытными были мыши и обезьяны. Прежде Канавьеро говорил о том, что первым пациентом станет россиянин, программист из Владимира, страдающий тяжелым генетическим заболеванием - синдромом Верднига-Гоффмана, лишающим человека возможности двигаться. Но в последнее время он склоняется к тому, что это будет гражданин Китая. В медицинских и научных кругах разных стран к хирургическим манипуляциям такого рода относятся по-разному.

Впервые в мире операцию по пересадки головы провел в 1908 году американский физиолог Чарльз Клод Гатри. Пересаженный орган на собаке прижился, но был не функционален

«Эксперименты проводились еще в начале XX века, и технически пересадка головы человека возможна, - напомнил в ходе научно-практической конференции “Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности” заведующий отделением хирургии нервных и психических заболеваний “Бехтеревки” Тарас Скоромец. - Но добиться того, чтобы новая голова, которую мы пересадим, управляла телом, пока - из области фантастики. Но знаем точно: в случае успешной трансплантации функциональным станет мозг донора. Пониманию этого предшествовала определенная эволюция исследований».

Впервые в мире операцию по пересадки головы провел в 1908 году американский физиолог Чарльз Клод Гатри. Пересаженный орган на собаке прижился, но был не функционален. В 1954 году советский хирург Владимир Демихов проводил эксперимент по пересадке собаке второй головы. Операция прошла удачно, но пациентка прожила всего несколько дней. А в 1970 году американский нейрохирург Роберт Уайт пересадил голову обезьяне, итог - девять суток жизни.

Ученые пока не могут ответить, когда подобные операции станут реальностью.

«Алгоритм понятен: пересадке подлежит голова со всем ее содержимым: мозг, железы внутренней секреции, гипофиз, сосуды, которые все это питают, - отмечает Тарас Скоромец. - Голова может жить на новом теле, но мы еще не достигли должного уровня знаний для того, чтобы тело и голова работали согласованно, как у обычного человека».

Тем не менее на минутку представим, что согласованности удалось добиться, и командует мозг донора - тогда как раз и возникнут вопросы уже не медицинские - сродни тем, что мучали человечество в связи с генным кодом «овечки Долли» (Долли была злая и рано умерла).

Берлиоз - идеальный донор

Идеальным донором нейрохирург Тарас Скоромец считает Берлиоза - персонажа романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргариты», попавшего под трамвай из-за разлитого Аннушкой масла: «В воздухе раздался скрежет металла, и голова Берлиоза покатилась по мостовой…». «Все сбылось, не правда ли? - потом скажет Воланд. - Голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это - факт. А факт - самая упрямая в мире вещь. Но теперь нас интересует дальнейшее, а не этот уже свершившийся факт…»

В современной медицине наблюдается уклон в сторону биологических методов исследований, позволяющих глубинно изучать головной мозг

К слову, герой романа Александра Беляева - Доуэль - умер от астмы, а потом его голова, как и голова Берлиоза, была на время воскрешена, чтобы помогать в дьявольских опытах профессору Керну…

Научно-практическая конференция «Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности», посвященная 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию учреждения, проходила 18 мая в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени этого выдающегося ученого.

«Шаги науки, развитие цивилизации всегда идет по спирали, и на новом витке мы всегда возвращаемся к тем проблемам, которые существовали раньше, но появляются новые возможности, новые технологии. В современной медицине наблюдается уклон в сторону биологических методов исследований, позволяющих глубинно изучать головной мозг», - таково мнение доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева Николая Незнанова.

Он считает, что науку не остановишь, о каких бы областях медицины ни шла речь, кто бы и какой точки зрения ни придерживался - хоть бы и о трансплантации головы. Но это головная боль отдаленного будущего, а есть куда более срочные задачи. Например, изгнать из сознания соотечественников пугающий образ «таинственного психиатра». Недоверчивым пациентам другие головы не поставишь: «После крушения самолета над Синаем мы были готовы серьезно работать с родственниками пострадавших, но последовало только два обращения».

Муки совести и мониторинг состояний

«Голова человека - самый непредсказуемый, сложный инструмент», - отмечает директор Института мозга человека РАН (сын знаменитой Натальи Петровны Бехтеревой, основавшей это учреждение), член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор Святослав Медведев.

«Муки совести», например, имеют научное объяснение. Но, вместе с тем, не принимает гипотезы о существовании в голове некой «точки совести», помогающей избежать неблаговидных поступков

Он не отрицает, что «муки совести», например, имеют научное объяснение. Но, вместе с тем, не принимает гипотезы о существовании в голове некой «точки совести», помогающей избежать неблаговидных поступков.

Ученых волнуют сложнейшие процессы, связанные с функциями головного мозга, диагностикой, мониторингом состояний, и они пришли к выводу, что форсировать биологические процессы столь сложного, часто непредсказуемого «инструмента» нельзя. Это только в фантастике часто читаем о внедрении в мозг человека каких-то имплантов, вплоть до нейрокомпьютерных переходников и чего-то подобного.

«Около тридцати лет назад мы с моим учителем, профессором Владимиром Михайловичем Смирновым - талантливейшим неврологом, наблюдали пациента, который после биостимуляции резко улучшил память. Легко запоминал до двадцати цифр (обычно человек запоминает семь - девять цифр). Что мы сделали? Тут же ликвидировали эту возможность, потому что пока не изучены механизмы, обеспечивающие стабильность работы мозга - он сам по себе удивительно стабилен. А что касается совести, то ее можно расценивать как механизм самоконтроля человека. Она только опирается на разные матрицы того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Например, с точки зрения представителя какого-нибудь дикого племени убийство - дело верное, а нам, цивилизованным людям, этого не понять. Также вспоминается афоризм: “Совесть никогда не мешала нам совершать дурные поступки, она мешала нам наслаждаться ими”. Человек, его “я”: в той области, которую изучаем, и меру ответственности надо хорошо понимать».

Не сносить головы

Сносить или не сносить - решают медики, а в том случае, если донорский материал приживется, расхлебывать придется человечеству. Законодательный запрет на торговлю человеческими органами во имя развития трансплантологии существует в большинстве стран мира, в том числе и в России.

На сей счет имеются документы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), запреты содержатся и в уголовных кодексах стран. Действуют Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Совета Европы - о противодействии торговле людьми. Напоминают правоведы и о ряде соответствующих пунктов в Решении № 557 «О плане действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми». На уровне СНГ действует соглашение, в котором идет речь о совместной борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека. Но при таком обилии норм и правил правоприменительная практика - практически нулевая. Преступники неуловимы.

Если донорский материал приживется, расхлебывать придется человечеству. Законодательный запрет на торговлю человеческими органами во имя развития трансплантологии существует в большинстве стран мира, в том числе и в России

Правда, существуют и официальные способы получения органов и тканей для трансплантации: когда человек «завещает» свои органы медицине, желая и после смерти быть полезным другому человеку или науке, или согласие на безвозмездное предоставление медикам органов после смерти больного подписывают его родные.

Приказ Минздрава СССР «О дальнейшем развитии клинической трансплантологии в стране», позволяющий извлекать после констатации смерти мозга органы у умерших, действует с 1987 года. К тому же на протяжении 25 лет уже действует федеральный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с дополнениями от 2000 года), который запрещает любые формы торговли органами.

Во многих странах мира запрещено использовать донорские органы людей с психическими расстройствами и заключенных, даже если они того желают.

Биоматериал востребован, нагрузка на медиков огромная. Статистика на протяжении последних 8 - 10 лет практически не меняется: ежегодно в мире выполняется 100 тысяч трансплантаций органов и более 200 тысяч - тканей и клеток человека.

«Голова профессора Доуэля» Беляева («Женщина без тела. Это хуже, чем мужчина без головы»), булгаковский Шариков («Теперь, проходя по улице, я с тайным ужасом смотрю на встречных псов - бог их знает, что у них таится в мозгах»), фэнтези Мартина «Битва королей» («Вопрос: “Тот человек сказал, что отрубит тебе голову”. Ответ: “Ну, если он сумеет снять ее у меня с плеч, пусть, так и быть, забирает”) - все эти литературные «головы» держат нас в напряжении: а вдруг имплантация случится.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Валентин, учитель, 34 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии